КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука и культура
Учитывая многомерность науки, можно сделать вывод: Наука – это такое общественное явление, которое одновременно принадлежит и культуре, и цивилизации. Существует множество определений культуры и подходов к её пониманию. Далее мы используем ценностный подход. Ценность отвечает на вопрос: во имя чего осуществляется та или иная деятельность? Аксиология – философское учение о ценностях, т. е. о том, что люди ценят. Испокон веков люди ценят истину, добро, красоту, справедливость, пользу. Таким образом, мы приходим к постановке центрального вопроса: «Какое место занимает наука в системе культуры?». Другими словами: «Как взаимодействуют наука и ценностная подсистема общества?» Трудности в решении этих вопросов в немалой степени обусловлены многомерностью феноменов науки и культуры. В частности, широко распространены такие понятия, как «материальная культура», «духовная культура» и «интеллектуальная культура». Спрашивается: какое из них следует сопоставлять с понятием «наука»? В. Ж. Келле предлагает свой вариант ответа на первый вопрос: «Представляется, что определение науки как вида духовного производства не просто устарело. Учитывая существо науки, специфику ее развития и применения, место науки в системе культуры, ее следует рассматривать не как духовную, а как интеллектуальную культуру, и вид не духовного, а интеллектуального производства» [8, с. 50] (подчеркнуто нами – В.П.). Кроме того, он отвечает на вопрос о ценности науки. Его ответ гласит: научное знание самоценно. Оно является ценностью для субъекта, но ценность его в том, что оно объективно. Свободна ли наука от ценностей? Этот вопрос современный американский философ Хью Лэйси выносит в заголовок своей книги и в результате тщательного анализа формирует отрицательный ответ на него. Какое влияние оказывает наука на ценности культуры и цивилизации? Благотворно ли воздействие научных исследований на повседневную жизнь людей, не вредоносна ли сама наука, а не только ее приложения в технике и технологиях, в том числе и социальной инженерии? Именно этот аспект проблемы породил острые дискуссии в 50-е – 60-е годы прошлого века, в частности, пресловутый спор «физиков» и «лириков». В ходе этих дискуссий сформировались два противоположных и борющихся друг с другом философских течения: · сциентизм (от латинского scientia – наука) – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой рассматривают науку как единственное и универсальное средство решения всех проблем, стоящих перед человечеством (в т. ч. глобальных проблем). В качестве идеала сциентизм ориентируется на результаты и методы естественных и технических наук (прежде всего физики – их лидера и основы). Для него характерны идея ценностно-нейтральной науки, негативное отношение к философии, технократические воззрения; · антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция,сторонники которой возлагают на науку всю ответственность за кризисы и глобальные проблемы современной техногенной цивилизации. Антисциентизм отрицает категории истины, рациональности, понятие научного метода, идею общественного прогресса, культурную значимость науки и её особый познавательный статус, требуя уравнять науку с другими формами культуры – мифом, религией, искусством, а в своих крайних проявлениях – вообще отказаться от науки и техники. Таким образом, наука является не просто неотделимой частью культуры, но и фактором ее развития. Благодаря науке сам культурно-исторический процесс приобретает необратимость, невозможность вернуться к донаучной жизни. И дело здесь не в том, что отказаться от науки – значит отказаться от всех благ техногенной цивилизации и оказаться перед угрозами голода, эпидемий, нехватки энергетических ресурсов и т.д. Наука сформировала новый культурно-исторический тип личности, новый тип субъекта познания и действия. Такие черты науки, как творчество, свобода, демократичность, критичность, толерантность, рефлексивность, рациональность стали важнейшими ценностями культуры, изменяющими сознание и деятельность субъектов других сфер общественной жизни. По-видимому, прав был А. П. Чехов, утверждая: наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека. Литература:
Учебное издание
Н.П. Коновалова, Т.С. Кузубова, Р.В. Алашеева, О.Е. Дороненко, И.И. Замощанский А.М. Конашкова, Я.А. Макакенко, В.Т. Маклаков, В.А. Медведев, А.А. Петько, В.П. Прытков, В.М. Селезнев, Н.А. Скоробогацкая
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Редактор: Н.П. Коновалова
Компьютерная верстка: Н.П. Коновалова
П.л. 12,0 [1] Трансценденция (от лат. transcendere– переступать) – философский термин, означающий выход человека в своем познании, деятельности за пределы единичного сознания, опыта, наличного повседневного мира. [2] Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия http://www.philosophy.ru/library/husserl/gus_cris.html [3] См. лекцию по феноменологической философии.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |