Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и общество. Несомненно, что наука зарождается, функционирует и развивается в обществе, то есть представляет собой общественное (социальное) явление




Несомненно, что наука зарождается, функционирует и развивается в обществе, то есть представляет собой общественное (социальное) явление. Поэтому на вопрос: «Какова природа науки?» можно дать однозначный ответ: «Наука имеет социальную природу».

Социально-философский анализ научного познания производится в двух направлениях: а) от общества к науке и б) от науки к обществу. Эти «движения», т. е. направления исследований, не следует противопоставлять, их результаты должны дополнять друг друга. Рассмотрим последовательно их основные проблемы и достижения.

От общества к науке. В этом направлении изучается взаимодействие науки с другими сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической, культурной. Философы, работающие в марксистской традиции, выделяют следующие в сеобщие сферы жизнедеятельности общества:

ü сфера материального производства – она включает в себя: а) технико-технологическую сторону и б) производственные отношения, прежде всего отношения собственности между людьми по поводу орудий и средств труда и полученных продуктов труда;

ü социальная сфера – она включает распределение и потребление материальных и духовных благ и воспроизводство человека как природного, социального и духовного существа;

ü политическая сфера, обеспечивающая управление общественными процессами;

ü ценностная сфера, включающая деятельность людей по ценностному освоению мира, т.е. то, чем занимаются искусство, мораль, религия, идеология и философия;

ü когнитивная сфера, включающая деятельность и отношения между людьми по производству знаний. Эта подсистема общества обеспечивает производство, совершенствование и реализацию знаний, необходимых обществу.

Рассмотрим последовательно воздействия указанных сфер жизнедеятельности на науку. Экономиканаука (схематично 1à5). Древнейшей из наук считают астрономию. Многие исследователи полагают, что она возникла из практических потребностей древних людей, из необходимости ориентироваться по звездам при перемещениях на суше и на море, вести календарь и т. п. Так, Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов. Астрономия может развиваться только при помощи математики. Следовательно, приходилось заниматься и математикой». Далее он отмечает, что «вместе с возникновением городов, крупных построек и развитием ремесла развивалась и механика». Анализируя исторические факты, Энгельс делает вывод: «Итак, уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством» [7, т. 1, с. 165].

Социальная сфера – наука (1+2 à 5). Значительные изменения социальных условий НПД (см. VIII) произошли в XX веке. Специалисты по социологии науки выделяют следующие процессы:

· профессионализация науки – это подчеркнул известный немецкий социолог Макс Вебер в статье «Наука как призвание и профессия» (1918 г.);

· превращение науки в особый социальный институт. Родоначальником институционального подхода к науке считается американский социолог Роберт Мертон. Наука как социальный институт включает в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации;

· милитаризация науки (от лат. militarus - военный) – подчинение научных исследований целям развития вооружений и военной техники и подготовки к войне. Самые известные факты – разработки химического, бактериологического и ядерного оружия;

· коммерциализация НИОКР. По данным ЮНЕСКО за 2010 г. на одного исследователя за год выделяется: в США – 250 тыс. долларов, в России – 60 тыс. долл. В развитых странах расходы на науку составляют 2-3 % ВНП (валового национального продукта). По словам акад. П. Л. Капицы, наука стала богатой, но потеряла свою свободу, превратилась в рабыню. Она испытывает огромное давление со стороны общества и государства. Тем не менее, наука не может нормально функционировать без поддержки государства (вопреки «либеральным» рекомендациям П. Фейерабенда). Для описания современной ситуации используют термины «академический капитализм» и «когнитивный капитализм» [5].

Таким образом, справедливо утверждение о диалектике взаимодействия науки и общества: «Диалектика здесь в том, что так же, как научно-технический прогресс является основой социально-экономического развития, социально-экономическое развитие служит основой научно-технического прогресса. Иначе говоря, развитие науки и техники имеет свои экономические социальные предпосылки» (В.Ж. Келле).

От науки к обществу. Результаты проведенного анализа можно резюмировать следующими тезисами:

· наука зарождается, функционирует и развивается под воздействием сферы материального производства, более широко – экономической подсистемы общества, т.е. сферы производства товаров и услуг. С другой стороны, наука, опосредованная техникой и технологиями, становится основным ресурсом и движущей силой развития экономики – в этом связи говорят о становлении экономики знаний;

· наука превратилась в особый социальный институт, что означает формализацию всех типов отношений в науке, создание организованных структур, которым присущи иерархия, административные контроль и регулирование, регламент и т.д.;

· наука вписана в политическую подсистему обществ, выступая в качестве объекта политического управления. В развитых странах разрабатывается и реализуется государственная научно-техническая политика, определяющая и стимулирующая приоритетные направления НИОКР;

· наука взаимодействует с ценностной подсистемой общества – моралью, искусством, философией, идеологией, религией.

Все указанные взаимодействия представляют собой не что иное, как внешние социальные функции науки (внешнюю социальность науки). Их интегративным выражением служит основная социальная функция науки – постановка и решение практических и духовных проблем жизни людей. (см.: Кемеров В.Е. Социальная философия. – М., 2004. – С. 351). Внутренняя социальность науки – это социальные аспекты бытия науки, в частности – социальные аспекты НПД. Это направление исследований включает вопросы организации научного труда и его оптимизации, межсубъектные отношения в науке, коммуникативные процессы (синхронический аспект) и трансляция научных знаний (диахронический аспект).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.