КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
ТЕМА IX. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ ТЕМА VIII. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ТЕМА VII. ПОЗНАНИЕ ТЕМА VI. СОЗНАНИЕ ТЕМА V. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ТЕМА IV. СПОСОБЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ФИЛОСОФСКИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ТЕМА III. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА КАК ТЕМА II. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА ТЕМА I. ФИЛОСОФИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ И ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ Ульяновск УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ФИЛОСОФИЯ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) Издание второе, переработанное и дополненное
УДК 1 (075) ББК 87 я 7 Ф 56 Подготовили: Брысина Т. Н. – д-р филос. наук, профессор; Волков М. П. – канд. филос. наук, профессор; Гильмутдинова Н. А. – канд. филос. наук, доцент; Миронов Г. Ф. – д-р филос. наук, профессор; Ташлинская Е. Ш. – канд. филос. наук, доцент.
Рецензенты: кандидат философских наук В. И. Винокуров; кандидат философских наук, зав.кафедрой философии и культурологи УлГПУ им. И. Н. Ульянова – В. А. Клаус.
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
Ф56 Философия: учебное пособие (для студентов нефилософских специальностей). Изд-е 2-е, перераб. и дополн. / подготовили: Т. Н. Брысина, М. П. Волков, Н. А. Гильмутдинова, Г. Ф. Миронов, Е. Ш. Ташлинская. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 162 с.
ISBN 978-5-9795-0100-0
Учебное пособие включает материалы по тематике и проблематике философии, организованных в соответствии с программой изучения данной дисциплины в вузе, а также информационно-справочное и методико-дидактическое обеспечение освоения философского знания и познания. Рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям высшей школы, а также всем интересующимся философией. УДК 1 (075) ББК 87 я 7
© Коллектив авторов, 2005 ISBN 978-5-9795-0100-0 © Оформление. УлГТУ, 2008 © Коллектив авторов, 2008, с изменениями СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………4 ЧАСТЬ І. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………….5 ПО СЕМЕСТРАМ…………………………………………………………………7 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС……………………………………………………....9 ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС……………………………………………………….14 ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………15 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ…………………………..18 ЧАСТЬ ІI. (подготовил Волков М. П.)………………………………………………………...22 (подготовили Брысина Т. Н., Миронов Г. Ф.)……………………………….…...37 (подготовили Брысина Т. Н., Ташлинская Е. Ш. – 1-е занятие, Белозерцев В. И., Ташлинская Е. Ш. – 2-е занятие)……………………………..50 (подготовил Миронов Г. Ф.)………………………………………………….…...66 (подготовили Миронов Г. Ф., Гильмутдинова Н. А.)…………………………...89 (подготовила Брысина Т. Н.)………………………………………………………98 (подготовили Волков М. П. – 1-е занятие, Миронов Г. Ф. – 2-е занятие)…….112 (подготовила Гильмутдинова Н. А.)……………………………………………..134 МИРЕ (подготовили Гильмутдинова Н. А., Миронов Г. Ф.)……………….....154
Подготовленное кафедрой философии УлГТУ учебное пособие по философии (для студентов нефилософских специальностей) является внутриуниверситетским изданием, в котором определены основные задачи по освоению курса философии в высшей школе. В нем представлена основная тематика и проблематика философии как учебной дисциплины, изложены нормативные требования к изучению философии, даны необходимые методико-дидактические указания для успешного усвоения материала. Творческий коллектив надеется, что данное учебное пособие будет способствовать приобщению студентов к философской культуре, раскрывать их интеллектуально-духовные возможности, формировать мировоззренческие позиции и повышать общеобразовательный и культурный уровень студенческой молодежи. Учебное пособие по философии удовлетворяет требованиям образовательного стандарта, предъявляемым в процессе обучения студентов в высшем учебном заведении, и будет эффективным подспорьем в освоении данной дисциплины. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы включают в себя следующие положения: Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Для реализации нормативных положений и методических требований ГОС необходимо сформулировать цели и задачи дисциплины, определить ее место в учебном процессе, показать связь с предшествующими и последующими дисциплинами, представить тематический план и основное содержание учебного курса по философии, распределение учебных занятий по семестрам, требования к уровню освоения дисциплины, список рекомендуемой литературы; все эти вопросы нашли отражение в части I данного пособия. Важное место занимают контрольные вопросы и тесты, указания, необходимые для изучения курса в целом и каждой темы в отдельности, а также рекомендации для организации самостоятельной работы по изучению проблем курса, а также библиографические списки и комментарии к ним, подготовленные ведущими преподавателями кафедры философии (см. часть IІ пособия). Все эти вопросы подробно разработаны и представлены в учебно-методическом комплексе «Философия», подготовленном профессором Г.Ф. Мироновым и доцентом Е.Ш. Ташлинской. Ознакомиться с УМК можно на кафедре «Философия» и в любом деканате УлГТУ. В данное пособие включены наиболее существенные в учебно-методическом отношении положения УМК. Данное пособие – уже второе издание, дополненное и доработанное с учетом современных требований организации учебного процесса доцентами кафедры философии Н.А. Гильмутдиновой и Е.Ш. Ташлинской.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |