Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социальной психологии




Вопросы для самопроверки

1. Назовите этапы развития социально-психологических знаний.

2. Назовите основные философские и общепсихологические предпосылки возникновения социально-психологических знаний.

3. Какие социально-психологические концепции разрабатывались на втором этапе развития социальной психологии?

4. Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ.

 

 

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом их включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Большинство методов, применяемых в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике.

Весь набор методов социальной психологии обычно подразделяют на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия».

Методы исследования, в свою очередь, подразделяются на методы сбора информации и методы обработки информации. К методам сбора информации относятся наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, метод групповой оценки личности, тестирование и эксперимент. Методы обработки информации представлены различными вида количественного и качественного анализа данных. Особое значение в социальной психологии отводится методом воздействия, которые будут рассмотрены в другой главе. (рис. 2).

 
 

 


Рис. 2. Методы социальной психологии

 

Классификация методов социально-психологического воздействия (по А.Л. Журавлеву, 1990)

Цель воздействия Название группы методов Методы
Оптимизация Оптимизирующие Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп
Интенсификация (стимулирование, активизация) Интенсифицирующие Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп
Управление Управляющие Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп
Развитие, формирование Развивающие Групповая подготовка, обучение и воспитание
Предупреждение Профилактические Способы коррекции психологических свойств индивида и группы
Оценка Диагностические Аттестация, самоаттестаиия
Информирование Информирующие Психологическое консультирование

Метод наблюдения — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Научное наблюдение подчинено исследовательской цели и четко сформулированным задачам. Оно заранее планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре. Данные наблюдения фиксируются в протоколе или в дневниках по определенное системе.

Наблюдение может быть одним из центральных, самостоятельных методов исследования, или может использоваться в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных.

Классификация метода наблюдение производится по различным основаниям:

- по степени стандартизации техники выделяют стандартизированное наблюдение (предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений) и нестандартизированное наблюдение (когда результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти);

- в зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное наблюдение (предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена) и невключенное наблюдение (регистрация событий «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой).

- по степени информированности объекта наблюдения наблюдение может быть открытым (объект знает, что за ним ведется наблюдение) или скрытым (когда наблюдающий маскирует свои действия);

- по условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента).

Объектами наблюдения выступают отдельные люди, малые группы и большие социальные общности и социальные процессы, происходящие в них.

Предметом наблюдения являются вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.

Характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы, выбранные исследователем для фиксации, составляют так называемую "схему наблюдения". Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Надежность схемы наблюдения проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, иными методами и повторным наблюдением.

В ходе наблюдения возникают различные эффекты восприятия, которые способствуют искажению данных наблюдения:

1. Гало-эффект – тенденция исследователя преувеличивать значение одного из параметров ситуации и распространять его оценку на другие параметры.

2. Эффект снисхождения – тенденция давать завышенную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции – направленность на усредненную оценку.

4. Ошибка контраста – подчеркивание противоположных себе черт у наблюдаемого.

5. Ошибка корреляции – оценка одного признака на основании другого.

6. Эффект первого впечатления – влияние первого впечатления от личности испытуемого на дальнейшую интерпретацию результатов.

С целью повышения надежности наблюдения необходимо выполнить ряд условий:

- использование средств технической фиксации данных;

- минимизация эффекта присутствия наблюдателя;

- увеличение количества наблюдений;

- тренировка наблюдателя;

- увеличение количества наблюдателей (необходимо три и более);

- строгое следование фактам и фиксация конкретных действий объекта.

Метод анализа документов является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки.

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные), по источнику информации (первичные и вторичные).

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

В 30-40-х годах ХХ в. широкое распространение получили количественные методы анализа текстовых материалов в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Основные процедуры этого метода были разработаны X. Лассуэллом, Б. Берельсоном, Ч, Стоуном, Ч. Осгудом и др. Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный способ анализа документов.

Главная задача контент-анализа не только выявить реальные факты, события, о которых идет речь в тексте, но и настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены.

Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировочной инструкции — описания приемов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных. Количественная обработка информации предполагает использование типичных способов статистического анализа данных: распределения и частоты встречаемости категорий анализа, коэффициентов корреляции и др.

Контент-анализ применяется:

- при необходимости проведения точного и объективного анализа документов;

- при анализе большого по объему несистематизированного материала;

- в случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой.

Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, однако чаще он используется в сочетании с другими методами. Техника контент-анализа используется также во вспомогательных целях как техника обработки данных в ряде личностных тестов (ТАТ, тесты мотивации достижения и др.), для обработки и уточнения данных полученных другими методами опросными. Основной недостаток метода заключается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, требующей высокой квалификации кодировальшиков-аналитиков.

Метод опроса достаточно распространен в социально-психологических исследованиях. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль.

Опрос – метод получения информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Метод опроса в социальной психологии применяется на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации, используется как средство уточнения, расширения и контроля данных, а также может быть основным методом сбора эмпирической информации. Необходимо отметить, что в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, как в социологии.

Опрос может проводиться в виде интервью (опрос «лицом к лицу», очный опрос) либо в виде анкетирования (заочный опрос, опрос через заполнение респондентами анкеты).

Интервью – способ получения информации от респондента в процессе устной беседы. Беседа – специфический для психологии метод исследования, это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Интервью подразделяют на два вида:

- стандартизированное интервью, которое предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее, при этом исследователь не имеет возможности их изменения;

- нестандартизированное интервью предполагает гибкость в формулировании вопросов, исходя из конкретной ситуации и ответов респондента, интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса.

Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Существуют специальные техники и правила проведения интервью, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации:

1. умение устанавливать и поддерживать тесный, доверительный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе;

2. наличие жесткой, заранее продуманной программы, позволяющей оперативно строить общение на основе реакций, ответов испытуемого, его состояния;

3. умение избежать навязывания ответов и их субъективного истолкования;

4. по возможности, формулирование вопросов в косвенной форме для получения более полного и развернутого ответа респондента;

5. умение контролировать естественный ход беседы, не допускать ее вырождения в устную анкету;

6. фиксирование хода беседы.

В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействия одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество получаемой в ходе беседы информации.

В ходе интервью информативными данными являются не только словесные суждения респондента, глубина и полнота его ответов, но и позиции пространства, дистанция, поза, жесты, мимика, особенности речи и т.д.

Анкетирование – опосредованный способ получения данных через заполнение респондентом вопросного листа (анкеты).

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Основное преимущество анкетирования связано с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью.

Поскольку в ходе анкетирования вопросный лист заполняется респондентом самостоятельно, при составлении анкеты необходимо учесть ряд требований:

1. конструкция анкеты и комментарии к ней должны быть предельно ясны для респондента;

2. необходимо тщательно формулировать вопросы, учитывая специфику культуры, практический опыт и особенности восприятия текста анкеты опрашиваемой аудиторией;

3. смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одного объема;

4. в структуре анкеты распределение вопросов должно осуществляться по степени их сложности.

Метод групповой оценки — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении, деятельности и взаимодействии с другими людьми. В основе метода лежит социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.

Метод групповой оценки личности разработан с целью проведения прикладных исследований в промышленной и организационной психологии, и позволяет решать вопросы отбора и расстановки кадров. Широкое применение этого метода в прикладных исследованиях связано с его простотой и доступностью для пользователей, кроме того, групповая оценка личности дает возможность диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники).

Процедура метода предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др.

 

Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы (С.Е. Поддубный, 1995). Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:

· определение варианта (числа) выборов (отклонений);

· выбор критериев (вопросов) опроса;

· организация и проведение опроса;

· обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N — 1 (социометрическая константа), где N — число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12-16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц их всех членов группы, т, е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надежность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Ее недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе (И. П. Волков, 1970, 1977; Я. Л. Коломинский, 1971, 1984; И. Г. Кокурина, 1981). Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Последняя предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем,

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом (И.П. Волков, 1970, 1977; И.Г. Кокурина, 1981; В.И. Паниотто, 1975). Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус — величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности — степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль» (С.Е, Поддубный, 2001), приемлемость индивида группой (Н.В. Бахарева, 1970) и др. Однако главная сложность состоит б их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включенности в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), сплоченности и ряд других. Графический анализ данных осуществляется путем построения социограмм. Последняя позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряженные «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень (Нортвей, 1952). Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 2), в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо — «отвергаемых», во внутреннее кольцо — "средне популярных".

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Четкая лидерская позиция часто определяется по тому кому из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» ее члены.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. «Гарантией» откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др. Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обуславливается динамичной природой социально-психологических явлений, в целом, межличностных отношений, в частности, и стечением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно — с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы; их ценностных ориентации, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности. Существуют разновидности социометрического метода.

К числу наиболее известных следует отнести шкалу приемлемости (Н. В, Бахарева, 1970), аутосоциометрическую методику (К. Е.Данилин, 1981; Я. Л. Коломинский, 1984), референтометрию (Е. В. Щедрина, 1978}, коммуникометрию (Я. Л. Коломинский, 1971), Наиболее существенными недостатками метода принято считать:

· невозможность выявления мотивов межличностных выборов;

· возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты;

· социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное по времени испытание, в ходе которого испытуемый выполняет специально разработанное задание или отвечает на вопросы, носящие косвенные характер. В социальной психологии тесты используются для исследования групп, с целью изучения межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, а также для диагностики социально-психологических свойств личности.

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд косвенных. Полученные в ходе тестирования данные, обрабатываются при помощи «ключа», итоговые результаты измерения выражаются в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны, их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.

Классификация тестов, используемых в социально-психологических исследованиях, может быть осуществлена по нескольким основаниям:

- по основному объекту исследования: межгрупповые, межличностные, личностные;

- по предмету исследования: тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.;

- по структурным особенностям методик: опросники, аппаратурные, проективные тесты;

- по исходной точке отсчета оценки: методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений.

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают методики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности. Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для изучения общественного мнения, потребительского рынка, для выбора эффективной рекламы, для измерения отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т.п.

Эксперимент – организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Возникновение социальной психологии как науки обязано проникновению эксперимента в исследование человеческих отношений: ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения "группового эффекта", социальной психологии личности.

Метод эксперимент предполагает: моделирование явлений и условий исследования (создание экспериментальной ситуации); активное воздействие исследователя на явления (варьирование независимых переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие (фиксирование изменений зависимых переменных); воспроизводимость результатов.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента:

- по специфике задачи — научные и практические;

- по характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);

- по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные;

- по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные.

Эксперимент принято считать наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т.е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации. Несмотря на критику, эксперимент остается важным методом получения достоверных научных данных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.