КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная психология наций
Нация – это высший этап развития этнической общности, которая формируется на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях. Национальная психология имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям. Национальная психика опосредует общественное сознание нации и ее отдельных представителей, определяя на идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию. Множество исследований психологических особенностей этнических групп проводились в рамках этнопсиxологии и культурантропологии, представителями этих направлений собрано множество материалов и описаний образа жизни различных народов мира. Причины национальных особенностей пытались объяснить в различных теоретических концепциях: 1) в теориях «народного духа» проявление национальных особенностей объяснялось их изначальной заданностью; 2) в различных биологических интерпретациях общественного процесса психологическое сходство представителей одной нации часто рассматривалось как генетически обусловленное явление, отмечалась его связь с расовой принадлежностью; 3) в рамках культурантропологии было введено понятие «базовой личности»,фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этнической группы, специфику которой определяют особенности социализации. На формирование и развитие национальной психологии влияет ряд факторов: особенности социально-политического и экономического развития, специфика исторического развития, возраст нации, характер межнациональных отношений, культурное развитие, отличительные особенности языка и письменности. Структура национальной психологии включает в себя системообразующие компоненты (психический склад нации) и динамические компоненты (эмоциональная сфера нации). К системообразующим компонентам обычно относят национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные традиции и привычки. Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает особенности представлений членов нации о своей идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям. Основной сферой проявления национального характера является деятельность, поэтому его исследование возможно через изучения продуктов деятельности: обычаев, традиций, народного искусства и творчества. Национальные традиции и привычки — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Динамическая сфера национальной психологии включает в себя национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения. Национальные интересы и ориентации — это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Выделяют ряд социально-психологических явлений, усложняющих исследования особенностей национального характера: 1. этнический стереотип – это упрощенный образ, связанный с ограниченным опытом общения с представителями другой нации, его возникновение связано с развитием этнического самосознания и формированием «мы-чувства»; 2. этноцентризм – склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон. Этноцентризм также является следствием осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. В настоящее время до предела обострилась проблема национализма, базовым принципом которого является ценность нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Крайняя форма его проявления – расизм, базируется на положении о физической и психической неравноценности человеческих рас, и, соответственно, включает в себя идеи о разделении людей на высшие и низшие расы. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КЛАССОВ Социальные классы — это большие, организованные группы людей, занимающие строго определенное место в системе экономических и общественных отношений конкретного социума (государства). Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Социальный класс является одним из главных субъектов общественных отношений, и именно под его непосредственным влиянием развиваются взаимодействие, взаимоотношения и общение людей, формируются их настроения и мотивация, социальное самочувствие и удовлетворенность (или неудовлетворенность) своей жизнью и положением в обществе. Психология социального класса — форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы. Реальность классовой психологии выражается в общности психических черт, типичных для членов класса. Изучение особенностей классовой психологии должно базироваться на важнейшем методологическом положении об обусловленности общественного сознания общественными отношениями. Сознание класса — продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу и возможностей их существования, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Генетически сознание класса представляет собой феномен, производный от обыденной, повседневной классовой психологии. В основе классовой психологии лежат потребности и интересы класса. Из этого следует, что противоположность классов выражается прежде всего в противоположности их потребностей и интересов, что обусловливает, с одной стороны, тенденцию внутриклассового сплочения, а с другой — межклассового размежевания. Отражая отношения собственности через потребности и интересы, любой класс или межклассовая группа формирует целую надстройку других социально-психологических явлений: чувств, настроений, привычек, традиций и т.д.
В настоящее время большинство отечественных исследователей (Г.Г. Дилигенский, Б.Д. Парыгин, В.В. Шаронов и др.) разделяют общество на следующие классы: - рабочий класс (пролетариат), включающий наемных индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, а также низших и средних служащих (торговых и конторских работников); - класс буржуазии, в который входят крупные и средние собственники средств производства, в том числе и крупные фермеры, высший слой наемных управляющих, чьи доходы основаны на монополистической собственности, а также представители высшей административно-государственной и политической власти; - средние социальные слои населения, включающие мелкую буржуазию и мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания. Приведенная классификация классовых социальных групп, различающихся по их месту в системе общественного производства, достаточно общая и применима к различным общественным системам. Но тем более важно конкретизировать ее в связи с теми или иными общественными отношениями, с тем или иным историческим этапом развития цивилизации и конкретных обществ. К тому же в каждом классе имеются свои определенные социальные группы, слои. В отличие от многих европейских и российских исследователей, оперирующих понятиями «рабочий класс», «буржуазия», «мелкая буржуазия» и т.п., для большинства американских социологов более привычными являются термины «высший класс», «средний класс», «низший класс» и т.п. Как считает Г.М. Андреева, это связано с тем, что в американских социологических теориях социальная структура общества описывается с помощью такого понятия, как «социоэкономический статус», а не «социальный класс. При этом в качестве критериев определения этого статуса предлагались: профессия, источник дохода, тип жилища, район проживания. Другие исследователи ведущим классообразующим признаком считали уровень дохода. В США наиболее распространенной является «шестиклассовая» модель, применяемая многими социологами. Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие из общественно-психологических явлений в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент, поскольку в процессе развития класса его психология может меняться. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей, придающие ей определенную национальную специфику. Таким образом, социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления. Основой классовой психологии являются потребности. На каждом этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение обусловливает объем и состав доступных представителям разных классов материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности, их реальные возможности обладать теми или иными вещами. Интересы класса, являясь одной из важнейших его движущих сил, обусловлены положением класса в системе производственных отношений данного общества. Они могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, их направленность гораздо шире и затрагивает всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе. С особой остротой столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы являются обобщенным выражением всех прочих интересов, в том числе и экономических. В основе формирования и развития ценностей класса также лежат его потребности. Известно, что ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Наряду с материальными ценностями, являющимися объектами направленных на них интересов, в качестве ценностей могут выступать и некоторые феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, т.е. духовные ценности. Ролевые представления — это представления класса о своем месте в обществе. Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний, пожеланий и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение, а также регулирует, контролирует, направляет и оценивает это поведение. Нормы поведения вырабатываются с учетом интересов класса, систем общественных отношений и представлений о должном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом и т.д. С помощью норм требования и установления класса переводятся в эталоны, модели, стандарты необходимого поведения и в такой форме адресуются личности. К нарушителям норм поведения класс применяет негативные санкции, часто весьма жесткие (критика, насмешки, угрозы, бойкот, сплетни и т.п.). Помимо рассмотренных выше динамических элементов, классовая психология, по мнению ряда исследователей, включает в себя и «психический склад», т.е. некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т.д. Традиции, обычаи, нравы и привычки играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в плане понимания особенностей классовой психологии. Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния. Следовательно, изучение ее должно осуществляться с учетом этих взаимосвязей и взаимовлияний, что позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |