Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмен информацией и коммуникативные барьеры




Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, получаемую ими друг от друга.

Коммуникация – обмен информацией между двумя и большим количеством людей.

 

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. При передаче информации могут возникать коммуникативные барьеры.

Коммуникативные барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

 

Коммуникативные барьеры могут быть трех типов: понимания, социально-культурного различия и отношения (схема 33).

 

       
 
 
 
 
 

 

 


Схема 33. Коммуникативные барьеры

Любая, поступающая к человеку информация, несет в себе элементы воздействия. Выделяют два типа коммуникативного воздействия: авторитарная и диалогическая форма коммуникаций (табл. 16).

Таблица 16

Авторитарная и диалогическая коммуникация

 

Параметры процесса коммуникации Авторитарная коммуникация Диалогическая коммуникация
Психологическая установка коммуникатора «сверху– вниз» «на равных»
Характеристика текста · безличный характер, · без учета особенностей слушателей, · сокрытие чувств, · аксиоматичное содержание · персонификация, · учет индивидуальных особенностей слушателей, · открытое предъявление собственных чувств, · дискуссионный характер содержания
Форма коммуникации Монофония Полифония
Характер невербального поведения закрытые жесты и позиция «над аудиторией» открытая жестикуляция, один пространственный уровень

При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Передача информации от одного партнера к другому представлена в схеме 34.

 
 

 


Схема 34. Передача информации

 

В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Кроме того, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации.

В качестве основных видов невербального общения выделяют:

· визуальные – кинетика (движение рук, головы, ног, туловища, походка), поза (осанка, посадка головы), проксемика (организация пространства и времени), выражение лица и глаз, визуальные контакты, кожные реакции (потение, покраснение, побледнение), внешние признаки (пол, возраст, особенности внешности, одежда, прическа и т. д.);

· акустические – паралингвистические (качества голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, кашель, вздохи);

· тактильные – прикосновение, пожатие руки, объятия, поцелуи;

· ольфакторные – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запах человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.