Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели оценки прибыли предприятия




 

В рыночной экономике ре­зультаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятель­ности.

Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в ана­литические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитиче­ских процедур. Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупно­сти представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: от­дельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют.

Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия отражает показатель балансовой (общей) рен­табельности; эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда характеризует рентабельность продукции. Все большее применение находит показатель рентабельность продаж.

Общая (балансовая) рентабельность (Робщ) определяется как отношение суммы балансовой прибыли (Пбал) к средней за данный период стоимости основного и оборотного капитала производственного назначения:

Робщ = Пбал / (Фср + Осср) х 100%,

где: (Фср + ОСср) - среднегодовая стоимость основных и оборотных средств предприятия.

Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборо­том и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

Рентабельность продукции определяется по соотноше­нию суммы валовой или чистой прибыли к себестоимости произведенной (реализованной) продукции.

Рентабельность производственных фондов предприятия определяется по соотноше­нию суммы прибыли и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциаль­ный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно опре­делить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в предпри­ятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собст­венному капиталу.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме ак­тивов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от срав­нительных размеров источников этих средств.

Наряду с вышеперечисленными показателями для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работни­ков, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной числен­ности работников).

Важнейшими факторами роста прибыли являются:

1) рост объема производства и реализации продукции;

2) внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда;

3) снижение себестоимости;

4) улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем строгого соблюдения режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие себестоимость продукции, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных трат.

Состав и структура затрат на производство зависят от характера условий производства при той или иной формы собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Размер прибыли, как конечного финансового результата работы зависит и от второй, не менее важной величины - объема выручки от реализации продукции.

Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен. Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты и поступления денег на счета организации, либо наличными в кассу. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

Виды и уровень цен определяют в конечном счете объем выручки от реализации продукции, а следовательно, - прибыль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.