КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размеры цепной передачи определяют, исходя из следующих расчетов
Пример выполнения отдельных разделов Организация и контроль ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ работЫ. ЗАЩИТА
Студенты-очники работают над курсовой под постоянным руководством преподавателя кафедры ПСП и, как правило, защищают работу у того же преподавателя. Руководитель своими разъяснениями и советами помогает студенту уточнить цели проектирования, определить содержания работы и методику ее выполнения. При разработке конструкции и других разделов студент может обращаться за разъяснениями к другим преподавателям кафедры МПСП или других кафедр института, являющимися специалистами в соответствующей области. Однако следует помнить, что автором работы является студент и он (только он) отвечает за правильность принятых в курсовой работе технических решений, проведенных расчетов и выводов. В период выполнения курсовых работ кафедра (чаще всего руководитель с привлечением заведующего кафедрой) проводит два-три контрольных просмотра, на которых устанавливается фактическая степень (объем) выполнения работ. На этих просмотрах студент обязан предъявить все выполненные материалы как в законченном виде, так и в черновом. Закончив работу над курсовой, студент получает подпись руководителя на титульном листе расчетно-пояснительной записки, а также на соответствующих чертежах. Руководитель определяет дату защиты работ студентов всей группы. Студент вносит (в случае необходимости) в работу поправки и, имея допуск к защите, является на кафедру для защиты курсовой работы. Защита проводится открыто с участием всех студентов группы и преподавателей кафедры. Студент в течение 5 – 8 мин кратко должен изложить задачу и суть ее решения в курсовой работе, ответить на вопросы присутствующих (студентов и преподавателей), касающихся расчета, устройства и работы машины (аппарата) и т.д.
В связи с тем, что пособие предназначено для студентов 4 курса, имеющих опыт работы с технической и другой литературой, пример выбора конструктивного решения рассмотрим без написания введения, литературного обзора, описания процесса и т.п. разделов.
Пример. Тема курсовой работы: «Процесс прессования с модерни- зацией пресса ЛПЛ – 2М производительностью 375 кг/ч»
Задание: улучшить качество продукции и повысить надежность работы пресса
Выбор конструктивного решения осуществляем согласно алгоритма (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм выбора конструктивного решения
При проработке задания рассматриваем технологический процесс, протекающий в заданном одношнековом макаронном прессе ЛПЛ – 2М, имеющем одну камеру смешивания, дозаторы муки и воды, другие конструктивные элементы. Вакуумирование теста в этом прессе производится в шнековой камере. Известно, что воздух, находящийся в тесте, способствует окислению и разрушению пигментных веществ, придающих макаронным изделиям приятный желтый цвет. Кроме того, наличие воздушных включений вызывает растрескивание изделий в процессе сушки. Поэтому можно сделать вывод, что с целью улучшения качества продукции необходимо максимальное удаление воздуха из теста. В заданной конструкции вакуумирование теста в шнековой камере не обеспечивает удаление воздуха из уплотненного теста. При рассмотрении аналогичных по назначению макаронных прессов выявлено, что наиболее совершенными являются прессы ЛПШ, ВВР – 440/4, в которых тесто вакуумируется в смесителях, где тесто еще рыхлое. С учетом задания, улучшить качество получаемой продукции в прессе ЛПЛ – 2М, задачу можно решить простым переносом вакуумной камеры от шнека к тестосмесителю, т.е. установить вакуумный затвор в камере смешивания. При выборе нового местоположения затвора учитываем наиболее простую возможность установки новых элементов (самого затвора, его привода, крепления и т.д.), снятия заменяемого оборудования. Затвор может быть расположен между камерой смесителя и шнековой камерой или между дозатором муки и камерой смесителя. Установка вакуумного затвора между смесителем и шнековой камерой нецелесообразна, так как сам шнек, значительно уплотняющий тесто, является своего рода затвором. Рис. 2. Сборочный чертеж макаронного пресса МПЛ-2М (модернизированного): 1 — дозатор муки; 2 — вакуумный затвор; 3 — дозатор воды; 4 — смеситель; 5 — вал смесителя; 6 — подшипник; 7 — переходное отверстие; 8 — шнек; 9 — прессующая головка; 10 — матрица
Установка затвора между дозатором муки и смесителем обеспечит необходимое разряжение в тесте, кроме того, эту установку достаточно просто выполнить, так как дозатор муки имеет отдельный привод. Вращение затвора можно обеспечить зубчатой или цепной передачей непосредственно с вала смесителя. Затвор допускает минимальное поступление воздуха из дозатора муки, благодаря тщательной притирке ротора к корпусу. Для улучшения уплотнения и уменьшения сил трения поверхность ротора можно покрыть фторопластом или тефлоном. Этот вариант установки затвора позволит повысить качество теста (а в конечном итоге – готовой продукции), так как удаление воздуха происходит в смесителе, где тесто еще рыхлое, а не в шнековой камере, в которой тесто уплотнено. Для передачи вращения затвору (рис. 2) устанавливают новый удлиненный вал смесителя 5, подшипник со сквозной крышкой 6 и зубчатую или цепную передачу. Выбор типа передачи см. ниже. Работа пресса. После внесенных конструктивных изменений работа пресса будет осуществляться следующим образом: шнек дозатора муки 1 через отверстие в корпусе подает муку в вакуумный затвор 2, карман затвора заполняется мукой, которая при повороте затвора высыпается в смеситель. Сюда же, из дозатора 3 подается вода с температурой 60 °С. В смесителе 4 мука и вода (при необходимости и обогатители) перемешиваются до получения однородной массы мелкокомковатой структуры. Из смесителя через специальный фильтр паровоздушная смесь откачивается водокольцевым вакуум-насосом ВВН-1,5. Вакуумное устройство работает эффективно при создании в смесителе остаточного давления не менее 0,02 МПа. Замешенное тесто переходит из смесителя 4 через отверстие 7 в его нижней части и шнеком 8 направляется в прессующую, головку 9. При этом, регулируя заслонкой размер выходного отверстия смесителя, можно изменять количество теста, подаваемого в прессующую головку, в которой тесто уплотняется и затем продавливается через формующие отверстия матрицы 10. Выходящие из матрицы отформованные макаронные изделия проходят обдувное устройство. Отформованные макаронные изделия имеют температуру около 50°С. При обдувке в результате разности температур теста и окружающей среды с поверхности изделий происходит интенсивное испарение влаги. На поверхности изделия возникает защитная корочка, которая препятствует слипанию изделий в процессе их дальнейшей обработки. При выработке короткорезаных изделий (лапши, вермишели), рожков, фигурных изделий используют универсальный режущий механизм УРМ. При изготовлении длинных макаронных изделий выходящие из матрицы пряди принимаются на специальный стол, раскладываются в кассеты, режутся и в кассетах транспортируются в сушильные камеры. Технологический расчет. Исходя из заданной производительности макаронного пресса ЛПЛ-2М (375 кг/ч) определяют часовой расход муки М ч(в кг/ч), необходимый для приготовления теста, по формуле [15]:
, (4.1)
где W м– влажность муки, % (принимается 14,5 %); W и – влажность готовых изделий (принимается 13 %).
(кг/ч).
Часовую производительность пресса G T (в кг/ч) по тесту вычисляют по формуле:
, (4.2)
где G – производительность пресса по сухим изделиям, кг/ч; W т – влажность теста, % (W т = 30—32 %).
(кг/ч).
Количество воды В ч.з. (в л/ч), идущее на замес теста, рассчитывают:
, (4.3)
(л/ч).
Частоту вращения шнека п ш(в мин -1) определяют из формулы его производительности:
, (4.4)
где т –число заходов шнека (равно 1); k – количество шнеков (равно 1); R2 – наружный радиус шнека, мм (равен 60); R1 – внутренний радиус шнека, мм (равен 34,5); S – шаг винтовой лопасти шнека, мм (равен 100); b1 –ширина винтовой лопасти шнека в нормальном сечении по внутреннему ра- диусу, мм (равно 30); b2 – ширина винтовой лопасти шнека в нормальном сечении по наружному ра- диусу, мм (равна 7); К н – коэффициент заполнения полости тестом (равен 0,9); К м – коэффициент прессования (равен 0,56); К с–коэффициент, учитывающий степень уменьшения подачи теста в зависимо- сти от его физико-механических свойств (равен 0,93); α – угол подъема винтовой линии лопасти по среднему диаметру шнека; ρ –плотность теста, кг/м3 (ρ = 1200).
Угол α рассчитывают по формуле:
; (4.5) ; .
Размеры шнека S, R 1, R 2определяют по чертежу. Тогда частота вращения шнека п ш(мин -1) равна: (мин-1).
Частота вращения ротора вакуум-затвора п 3:
п3 = М ч / ρV т k, (4.6)
где ρ –плотность муки, кг/м3 (ρ = 550); V –объем кармана, м3 (принимается 0,01); т – количество карманов (т =2); k – коэффициент заполнения карманов (k =0,8).
Тогда:
(мин-1).
Мощность, необходимую для вращения ротора вакуум-затвора N (в кВт), можно определить по формуле потребной мощности для барабанного дозатора:
, (4.7)
где Т –сила трения муки в карманах о вышележащие слои, Н; υ – окружная скорость точек, расположенных на образующей поверхности ротора, м/с; η –КПД механизма привода (η = 0,98); К п–коэффициент, учитывающий сопротивление трения в подшипниках и трения муки о кожух ротора (К п = 2-3).
T = Р F f, (4.8)
Р –давление муки на уровне поверхности затвора, Па; F – площадь горизонтального сечения бункера, м2; f –коэффициент трения муки о муку (f = 0,6-0,7); С чертежа общего вида (см. рис. 2) берут размеры отверстия 0,18 и 0,36 м;
F = 0,18 ּ 0,36 = 0,064 (м2).
, (4.9) R – гидравлический радиус выпускного отверстия, м; R = F/S; (4.10)
S – периметр горизонтального сечения отверстия, м;
S = 0,18 + 0,36 = 0,54 (м);
(Н);
(м/с);
(кВт).
В прессе для смешивания компонентов в смесителе и выпрессовывания шнеком теста через матрицы затрачивается значительная энергия (общий электродвигатель привода имеет мощность 17 кВт). Так как мощность, потребляемая вакуум-затвором, очень незначительна, а электродвигатели машин подбирают с запасом на преодоление пускового момента, то нецелесообразно менять двигатель пресса. Кинематический расчет. Частота вращения вала смесителя задается (п с = 82 мин -1), частота вращения вакуум-затвора получена (п 3=43,7 мин -1). Передаточное отношение передачи, приводящей в движение ротор вакуумного затвора:
. (4.11)
Выбираем число зубьев шестерни (для зубчатой передачи); z1 = 15 как наименьшее, рекомендуемое. Тогда число зубьев колеса:
(4.12)
Принимается z2 =28. Число зубьев звездочки (для цепной передачи) z1 =20, тогда:
(4.13)
Для выбора типа передачи (зубчатой или цепной) ориентировочно определяют их геометрические размеры. Находят межцентровое расстояние между валом смесителя и валом вакуум-затвора. Задаемся размерами затвора: диаметр ротора d p=220 мм, длина 360 мм. С учетом размеров переходных патрубков, прокладок, фланцев и т. д. расстояние от центра вала затвора до крышки смесителя принимаем 110—120 мм. Высота верхней части емкости смесителя от центра его вала до крышки равна 330 мм (см. рис. 2). Суммируя эти величины, получаем межцентровое расстояние А =450 мм. Определяем геометрические размеры зубчатой передачи. Межцентровое расстояние А (в мм):
т, (4.14)
где т – модуль передачи, мм; z1 и z2 – число зубьев зубчатой пары.
Тогда:
.
Диаметры делительных окружностей зубчатого колеса и шестерни соответственно: d к = z 1 т = 15 ּ 20 = 300 (мм); d ш = z 2 т = 28 ּ 20 = 560 (мм). (4.15)
Вращающий момент на валу ротора вакуум-затвора и ведомой звездочки М б:
М б = 0,5 Т d р = 0,5ּ1,952ּ0,22 = 0,214 (Нּмм). (4.16)
Момент на валу ведущей звездочки при КПД цепной передачи η = 0,94:
М = М / и η = 0,214 / 1,876 ּ 0,94 = 1,21 (Нּмм). (4.17) Определяют шаг цепи t по ориентировочному допускаемому среднему давлению [ р ](в МПа) (по нормали DIN 8195 [ р ]=27 МПа):
. (4.18) Цепь с таким малым шагом в промышленности обычно не применяется. Наименьший шаг роликовой цепи, рекомендуемой к применению, равен 12,7 мм. Параметры делительных окружностей звездочек определяют как:
(4.19) Из вышеотмеченного очевидно, что нецелесообразно проектировать зубчатую передачу таких размеров. Цепная передача в данном случае будет более конструктивна. Таким образом, с учетом всех конструктивных и технологических факторов выбирают вакуумный затвор с установкой между дозаторами муки и смесителем. Для его привода выбирают цепную передачу. Вычерчивают кинематическую схему пресса и его компоновку с вакуум-затвором (сборочный чертеж и разрезы). Проверочный расчет цепной передачи. Шаг цепи (t = 12,7 мм) выбран по справочнику. Определяют скорость цепи υ (в м/с):
. (4.20)
Уточняя значение [ р ]по DIN 8195 [ р ]=29 Мпа, проверяют расчетное давление: (4.21)
где Кэ — коэффициент эксплуатации; К д – коэффициент динамичности нагрузки (К д = 1); К а– коэффициент межосевого расстояния или длины цепи (К а = 1); К н– коэффициент наклона передачи к горизонту (К н = 1); К рег – коэффициент способа регулировки натяжения цепи (К рег = 1); К с – коэффициент смазки и загрязнения передачи (К с = 0,8); К реж – коэффициент режима работы передачи в течение суток (К реж = 1,25).
Условие p < [ р ] выполнено. Подбирают цепь роликовую однорядную ПР 12,7-18,2 (ГОСТ 13568-75). Число звеньев Lt определяют по формуле: (4.22)
Округляют до целого четного числа, так как при нечетном числе цепь необходимо соединить специальным соединительным звеном, т. е. Lt = 78. Расчетная длина цепи L (в мм): . (4.23) Цепь проверяют по числу ударов W: (4.24) Допускаемое значение: (4.25) Условие W < [ W ] выполнено. Коэффициент запаса прочности s проверяют по формуле: (4.26) где F в – разрушающая нагрузка, Н (F в = 18,2 ּ 103); F 1–окружное усилие, Н; , - диаметр делительной окружности, мм; , F ц– нагрузка от центробежных сил, Н; , где т – масса 1 м цепи, кг (т = 0,75); υ –скорость цепи, м/с (υ = 0,347); R –радиус звездочки, м (R = 0,076); Ff – сила провисания цепи, Н;
, Kf – коэффициент расположения цепи (Kf = 1 при вертикальном расположении, Kf = 6 при горизонтальном).
Запас прочности [ s ] = 7,3. Условие s < [ s ] выполнено. Такой большой запас прочности нерационален и следовало выбрать цепь с меньшим шагом, однако, как уже отмечалось выше, модернизацию пресса производят на макаронной фабрике, где выбор типа цепи ограничен и следует оставить наиболее применяемую цепь с шагом 12,7 мм. Для выполнения курсовой работы в полном объеме требуются еще введение, литературный обзор и другие разделы. Для выполнения дипломного проекта расчетная часть — расчет на прочность — должна быть увеличена за счет расчета новых элементов конструкции или узлов, подвергшихся изменениям. Например, расчет нового (удлиненного) вала смесителя и его подшипников и т. п.
ЛИТЕРАТУРА 1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя в 3-х томах. – М.: Машиностроение, 1987. 2. Бурый Ю.В., Загороднев Ю.Ф., Федоренко И.Я., Чижов В.Н. Дипломное проектирование. Методические указания для студентов специальности 311300 «Механизация сельского хозяйства» – Барнаул, АГАУ, 1999. – 96 с. 3. Быков В.П. Методика проектирования объектов новой техники: Учеб. пособие. – Высш.шк., 1990. – 168 с. 4. Горбатюк В.И. Процессы и аппараты пищевых производств. – М.: Колос, 1999. – 335 с. 5. Готовцев Б.Н. Справочник по рационализаторству и изобретательству в 2-х частях. – М.: Россельхозиздат, 1985, Ч.1. – 269 с. 6. Драгилев А.И., Дроздов В.С. Технологические машины и аппараты пищевых производств. – М.: Колос, 1999. 7. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Высш.шк., 1985. – 416 с. 8. Емельянова Ф.Н., Кириллов М.К. Организация переработки сельскохозяйственной продукции. Учебное пособие и практикум. М.: Ассоциация авторов «Тандем», Изд-во «Экмос», 2000. – 384 с. 9. Злобин Л.А. Оптимизация технологических процессов хлебопекарного производства. – М.: Агропромиздат, 1987. – 200 с. 10. Ильичев А.В. Эффективность проектируемой техники: основы анализа. – М.: Машиностроение, 1991. – 336 с. 11. Кавецкий Г.Д., Васильев Б.В. Процессы и аппараты пищевых производств. – 2-е изд. перер. и доп. – М.: Колос, 1999. – 551 с. 12. Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. – М.: Химия, 1973. – 783 с. 13. Космодемьянский Ю.В. Процессы и аппараты пищевых производств. –М.: Колос, 1997. – 208 с. 14. Курочкин А.А., Лященко В.в. Технологическое оборудование для переработки продукции животноводства. – М.: Колос, 2001. – 440 с. 15. Курсовое и дипломное проектирование технологического оборудования пищевых производств / О.Г. Лунин, В.Н. Вельтищев, Ю.М. Березовский и др. – М.: Агропромиздат, 1990. – 269 с. 16. Методические указания к дипломному проектированию / Ю.М. Березовский, М.А. Беркович, В.Н. Вельтищев и др. – М.: ВЗИПП, 1981. – 71 с. 17. Методические указания к проведению патентных исследований при курсовом и дипломном проектировании / Сост. В.А. Демин и Н.Г. Деев.-Барнаул, АСХИ, 1985. – 60 с. 18. Мефодьев М.Н., Туров А.К. Методика курсового и дипломного проектирования. Новосибирск, НГАУ, 1996. – 11 с. 19. Мефодьев М.Н. Основы расчета и конструирования машин для сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. Лекция. – Новосибирск / НГАУ, 2001. – 22 с. 20. Островский Э.В., Эйдельман Е.В. Краткий справочник конструктора продовольственных машин. – М.: Агропромиздат, 1986. – 621 с. 21. Петухов Н.А. Краткий курс технической термодинамики и тепломассообмен. Новосибирск, НГАУ, 1999. – 196 с. 22. Подоляко В.И., Тарасов Б.Т. Основы теории и расчет рабочих органов зерноочистительных машин, сушилок и пунктов по послеуборочной обработке зерна: Метод. пособие. – Барнаул, АСХИ, 1994. – 60 с. 23. Соколов В.И. Основы расчета и проектирования машин и аппаратов пищевых производств. М.: Машиностроение, 1983. – 447 с. 24. Подоляко В.И., Лобанов В.И. Проектирование и расчет зерноочистительных машин: Метод. пособие. – Барнаул, АСХИ, 1994. – 60 с. 25. Сорокопуд А.Ф., Потапов А.Н. Процессы и аппараты пищевых производств. Методические указания к выполнению курсового проекта для специальности 1706 – «Машины и аппараты пищевых производств». Кемерово, КТИПП, 1997. – 11 с. 26. Стабников В.Н., Лысянский В.М., Попов В.Д. Процессы и аппараты пищевых производств. – М.: Агропромиздат, 1985. – 503 с. 27.Теплов В.П., Широких П.С., Эйгерис И.Я. Справочник нормативов по сельскому хозяйству для проведения практических занятий и выполнения дипломных, курсовых и контрольных работ. Новосибирск, НГАУ, 1998. – 195 с. 28. Федоренко И.Я., Леонтьев П.И., Лобанов В.И. Вибрационная техника сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Учебное пособие. Часть I. / Алт. гос. аграрн. ун.-т. – Барнаул. 1995. – 98 с. 29. Федоренко И.Я., Леонтьев П.И., Лобанов В.И. Вибрационная техника сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Учебное пособие. Часть II. / Алт. гос. аграрн. ун.-т. – Барнаул. 1998. – 94 с. 30. Федоренко И.Я., Золотарев С.В. Переработка сельскохозяйственного сырья на малогабаритном оборудовании: Учеб. пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. –317 с. 31. Чяпеле Ю.М. Методы поиска изобретательных идей. – Л.: Машиностроение, 1990. – 96 с. 32. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 1991. – 432 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ КУРСОВЫХ РАБОТ. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ 5
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 10
2.1. Обозначение документации 10 2.2. Требования к оформлению расчетно-пояснительной записки 11 Рубрикация 11 Требования к изложению текста 12 Требования к написанию формул 13 Оформление иллюстраций, приложений и таблиц 13 Оформление списка литературы. Общие правила ссылок 14
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ЗАЩИТА 15
4. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ 16
ЛИТЕРАТУРА 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29 Приложения Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАФЕДРА "МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ" РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |