Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейная психотерапия конструктов




Данное направление семейной психотерапии дазируется на когнитивной теории Дж. Келли. По Дж. Келли человек мыслится как исследователь, то есть он выдвигает рабочие гипотезы о реальности с помощью которых он пытается контролировать и предвидеть события своей жизни.

Таким образом: 1.люди ориентированы на будущее, а не на прошлое и настоящее. Все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. 2.люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении (толковать и объяснять свое окружение), а не просто пассивно реагировать на него. 3.человек может творить свою собственную судьбу, за счет осмысления и интерпретации мира и того, что с ним происходит. Все изменится, если люди посмотрят на мир с другой стороны.

Базовый принцип данного подхода – конструктивный альтернативизм – ничто не постоянно и ничто не окончательно, не существует такой вещи в мире относительно которой не может быть двух мнений. Не одно из этих мнений не может быть абсолютно правильным.

Базовое понятие – личностный конструкт – идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт; это устойчивый способ, с помощью которого человек осмысляет аспекты действительности. Конструкт формируется на основе когнитивных процессов наблюдения сходства и различия и поэтому он всегда дихотомичен (биполярен). Для формирования конструкта всегда необходимо три элемента, два из которых имеют сходство а третий от них отличается. Полюс сходства – эмерджентный полюс. Имплицитный полюс – полюс различия.

Свойства конструктов:

-прогностическая эффективность – это неустойчивое свойство (прогностическая эффективность может меняться) – насколько точно конструкт может предсказывать события. Если конструкт помогает точно предсказывать события человек сохранит этот конструкт.

-диапазон применимости – все события к которым конструкт применим, в отношении которых он обладает прогностической эффективностью

-фокус применимости – явления в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим.

-степень проницаемости – степень открытости конструктов для объяснения новых явлений.

Типы конструктов:

-упредительные (классификационные) – конструкты, которые классифицируют элементы на четкие группы и если элемент попал в диапазон применимости одного конструкта, то он не может находится в диапазоне другого конструкта. Принцип «ничего кроме» (воспринимаю только так и никак иначе). Пример: этнические ярлыки. Элемент (объект) рассматривается ригидно, человек не может увидеть явление в новом свете.

-констелляторные – элементы могут одновременно принадлежать нескольким конструктотам, но связи между этими конструктами постоянны. Пример: иллюзорные корреляции. Эти конструкты также ограничивают нашиво возможности альтернативных мнений.

-предполагающие – конструкты, которые рассматриваю элементы как открытые для альтернативных интерпретаций. Человек открыт для нового опыта, обладает гибким мышлением.

-всесторонние-частные – конструкты отличающиеся диапозоном применимости

Семейная психотерапия конструктов направлена на восстановление системы конструктов у членов семьи для восстановления их прогностической эффективности. Для достижения этой цели используются следующие техники: психотерапия фиксированной роли, подъем по лестнице, складывание пирамиды.

В качестве иллюстрации приведем фрагмент из рассуждений Дороти Роу, британского психолога, работающей в традициях терапии личностных конструктов: «Я работаю очень просто. Мы сами создаем себе трудности, если верим: то, что мы видим, есть реальность, и то, что мы думаем, — способ, которым мы видим мир. Если интерпретируем себя и окружающий мир жестко определенно: что все так и есть на самом деле, это реальность. Вы рождены в мире, который есть просто сцена, и вы выходите на сцену, и играете свою роль, и потом уходите. Сцена реальна, и все именно так, как описано. Это один из способов, которым воспитываются дети. Им говорят: есть одна истинная возможность видеть вещи, и если вы не видите это так, вы сошли с ума. Мы совершенно не знаем, как действуем, как структурированы физиологически. Так что когда кто-то начинает рассказывать мне о своих проблемах, я осознаю: он говорит о том, что видит жестко фиксированным и неизменным. Этому человеку необходимо понять: то, о чем он говорит, это не реальность, а его интерпретации реальности. Таким образом, в ходе разговора и после того, как мы прошли стадию, на которой человек мне что-то рассказывает, а я просто слушаю, и когда мы подходим к стадии, на которой знаем друг друга достаточно хорошо, я начинаю говорить, что существуют альтернативы и другие способы видеть мир.

Пример, который я всегда привожу, потому что он всегда приходит мне на ум, и это случалось почти со всеми моими клиентами в депрессии: вы вступаете в разговор о своей матери. Я обнаружила, что люди в депрессии имеют матерей только одного из двух типов. Их матери либо ангелы, либо ведьмы. Абсолютные. И они священны. И ангелы, и ведьмы. Если они ведьмы, нельзя говорить ничего плохого о них, потому что они знают, что ты думаешь, что делаешь, и они накажут тебя. А если они ангелы, ты чувствуешь себя очень виноватым, если критикуешь их. Так что я рассказываю немного о своей матери, не говоря при этом: “Ну, вы думаете, вам было плохо, давайте я расскажу теперь о своей матери”. Я просто вставляю несколько историй о своей матери, и мои истории часто не менее жуткие, но я рассказываю их смеясь. Сначала человек думает (ужасный шок), что можно шутить о Боге, но нельзя шутить о Матери. Через некоторое время он может перейти на позицию: “Все, что касается моей матери, совершенно серьезно, но Дороти может шутить о своей матери, пожалуйста”. Еще через некоторое время мы начинаем обсуждать, что делать с матерью. Можно надеяться, что она изменится, и продолжать надеяться до самой ее смерти. Некоторые матери меняются и становятся значительно приятнее и мудрее с возрастом, но многие — нет, они остаются такими же. Иначе говоря, если ваша мать не собирается меняться, что вы можете сделать? Первый вариант: находиться как можно дальше друг от друга. Мы рассматриваем эту возможность, но такой способ не всегда доступен. Другая ситуация. Вы не можете уехать от нее. Как вам вести себя с ней, когда известно, что, услышав ее голос по телефону или если она приходит к вам в воскресенье пообедать, вы впадаете в состояние нервного беспокойства? Иная альтернатива: вместо того чтобы бояться, просто пожалейте ее. “Бедняга”, — говорят аборигены о том, кто печален, но над кем вы можете смеяться. И если вы смеетесь по поводу странностей ее характера и не даете им задевать вас, значит, найден другой способ построения отношений со своей матерью.

Со временем, пройдя все эти обсуждения, растянутые на многие недели, человек начинает чувствовать: хотя существует многое в жизни, что мы не можем изменить, всегда можно изменить нашу интерпретацию. Согласно моему опыту, как только человек действительно начинает понимать это (на самом деле принимать), наступает конец психотерапии».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.