КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации к выполнению самостоятельных работ
Симптоматическое поведение в семье. Лабораторное занятие 5. Коммуникация в семье. Лабораторное занятие 4. Цель: отработать навыки наблюдения за семейной коммуникацией. Оборудование: бланки описания случая. Содержание работы: на основе анализа случая выделить явные и скрытые коммуникативные правила; разработать стратегии психотерапевтического вмешательства в коммуникативную структуру семьи. Цель: отработать навыки построения циркулярных гипотез и выделения функций симптоматического поведения. Оборудование: бланки описания случая. Содержание работы: на основе анализа случая выделить функции симптоматического поведения и описать циркулярные последовательности. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа ориентированна на развитие аналитических способностей студентов и включает в себя выполнение письменных самостоятельных работ, подготовку рефератов, проведение и анализ терапевтических сессий, изучение материалов первоисточников по проблемам психологии семьи и семейного консультирования. Письменные самостоятельные работы направлены на развитие навыков самостоятельной ориентировки в современной учебной литературе по данному курсу и на расширение теоретических представлений о психологии семьи. Таким образом, письменные самостоятельные работы выполняются с опорой на базовые учебники и учебные пособия по данной дисциплине. При выполнении работ следует сделать акцент на определении основных понятий и раскрытии ключевых положений обсуждаемого вопроса (проблемы, теории). Письменные самостоятельные работы выполняются в отдельной тетради разборчивым почерком или на компьютере на листах А4, шрифтом 12, полуторный интервал. Оформляя самостоятельную работу важно указать тему самостоятельной работы, номер и описание задания. Самостоятельные работы сдаются на проверку преподавателю точно в сроки, установленные преподавателем. Конспектирование первоисточников предполагает тезисное изложение ключевых мыслей книги. При этом важно уйти от дословного переписывания текста первоисточника и сориентироваться на аналитическом его прочтении и систематизации основных идей. Структурно хороший конспект начинается с резюме ознакомительного прочтения или аннотации первоисточника, отвечающей на вопрос «О чем эта книга?». Можно отметить жанр, в котором написана работа, обоснование ее структурного построения, ее основные теоретические или практические положения и главные выводы. Вторая часть конспекта посвящается ассоциациям, мыслям и выводам самого студента относительно прочитанного и отвечают на вопрос «Что значит для меня данная книга?», «Какое место она занимает в современной психологическом контексте?». Конспекты выполняются в отдельной тетради разборчивым почерком или на компьютере на листах А4, шрифтом 12, полуторный интервал. Допускаетсяпредставление результатов работы с первоисточниками не только в виде привычного текстового варианта, но и в форме тезисов, таблицы, блок-схемы или с помощью других удобных для студента способов обработки информации. Конспекты первоисточников сдаются на проверку преподавателю точно в сроки, установленные преподавателем. Реферат представляет собой углубленное изложение материала по узко заданной проблеме и предполагает не только изложение современных подходов к выбранной теме, но их анализ и сопоставление, изложение собственных мыслей и аргументов. Реферат печатается на компьютере на листах А4, шрифтом 12, полуторный интервал. Реферат включает титульный лист (с указанием темы и фамилии автора реферата), содержание (название основных разделов реферата), текст реферата, список литературы. Презентация реферата проходит на семинарских занятиях, посвященных соответствующим темам курса. Проведение и анализ терапевтических сессий. Проведение самостоятельных терапевтических и консультационных сессий допускается только для студентов старших курсов. Студент, проводящий самостоятельную терапевтическую работу, обязуется соблюдать все профессиональные и этическим требования к деятельности психолога-консультанта. Результаты работы оформляются в виде стенограммы (видио- или аудиозаписи) консультации и ее последующего письменного анализа, исходя из базовых положений выбранного терапевтического подхода. Обсуждение консультаций проходит в супервизорском формате в ходе лабораторных занятий. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Составить таблицу «Основные подходы современной семейной психотерапии»
Задание 2. Провести анализ семейной истории своего рода: составить генограмму и описание семейной истории. Генограмма может быть составлена как вручную, так и с использованием компьютерной программы Geno Pro. Описание семейной истории осуществляется по следующим позициям: · состав семьи в каждом поколении; · демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий, образование) в каждом поколении; · важные жизненные события семейной истории и реакция на них членов семьи; · история родительских и прародительских семей; · семейные взаимоотношения; · семейные роли; · трудные для семьи темы. Задание 3. Подготовить реферат на одну из следующих тем: · Многопоколенная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы. · Разводящаяся и разведенная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы. · Совокупная семья (повторный брак): психологические особенности и направления терапевтической работы. · Гомосексуальная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы. · Семья бездетная: психологические особенности и направления терапевтической работы. · Семья многодетная: психологические особенности и направления терапевтической работы. · Семья с приемными детьми: психологические особенности и направления терапевтической работы. · «Алкогольная семья»: психологические особенности и направления терапевтической работы. · Домашнее насилие: направления терапевтической работы. · Семейная терапия при невротических и пограничных расстройствах. · Семейная терапия при соматоформных и психосоматических расстройствах. · Профессиональная специфика семейной психотерапии. · Подготовка семейных психотерапевтов (зарубежные и отечественные модели). · История и перспективы развития семейной психотерапии. · Игровая семейная психотерапия. · Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии. · Сказкотерапия в семейном консультировании. · Песочная терапия в семейном консультировании. · Методы изучения супружеских отношений. · Методы изучения детско-родительских отношений.
Задание 4. Законспектировать два первоисточника на выбор из следующего списка: · Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование · Бретт Д. "Жила-была девочка, похожая на тебя..." · Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери · Винникотт Д.В. Разговор с родителями · Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта · Витакер К., Бамберри В.М. Танцы с семьей · Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями · Ильин В. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни · Каплан Х.С. Иллюстрированное руководство по секс-терапии · Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология · Маданес К. Стратегическая семейная терапия · Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка" · Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии · Нейл Дж.Р. и Книскерн Д.П. За пределами психики: Терапевтическое путешествие Карла Витакера · Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии · Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы · Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии · Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть · Черников А. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики · Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии Задание 5. Провести семейную консультацию. По результатом работы представляется стенограмма (аудио- или видеозапись) консультации и ее письменный анализ на основе «Карты структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии»: · Повод обращения. Кто направил. · Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов). · Генограмма семейной системы. · Данные из истории семьи: · важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP). · важнейшие события ядерной семьи IP. Структурирование ключевых событий вдоль временной оси. · Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей. · Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно сейчас. · Структура семьи в настоящий момент (сплоченность, иерархия, границы): · порядок рассаживания на приеме. · распределение по комнатам в квартире. · терапевтическая гипотеза о структуре семьи, включая возможное маневрирование семейной системы между состояниями. · Взаимодействие членов семьи: · индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования. Способы влияния членов семьи друг на друга. · взаимодействие на приеме. · отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию. · средства решения проблемы, которые уже были испробованы. · найденные ранее решения проблемы, то есть то, что помогало. Исключения из проблемной ситуации. · составление поведенческих последовательностей. “Порочный круг”, включающий в себя симптоматическое поведение членов семьи. Циркулярные гипотезы. · Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи. · Дополнительные гипотезы. · Планирование терапии: · цели терапии. · возможные этапы терапии и промежуточные цели. · возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения. Вопросы для экзамена (зачета) 1. Психологическое содержание понятия «семья». 2. Основные тенденции в развитии современной семьи. Специфика современной российской семьи. 3. Основные функции семьи и их характеристика. 4. Структура семьи: ключевые измерения и модели описания. 5. Типы структурных нарушения в семье. 6. Подходы к жизненному циклу семьи. 7. Семейная история: определение понятия и параметры анализа. 8. Генограмма как метод изучения семейной истории. 9. Коммуникация в семье. Теория семейно-необходимой информации. 10. Нарушение межличностной коммуникации в семье: причины возникновения, виды нарушений, способы выявления. 11. Симптоматическое поведение в семье. Функции симптома. 12. Феномен любви. Психологические теории любви и влюбленности. 13. Основные виды брачных сценариев. Супружеские игры. 14. Психосексуальные роли женщины. 15. Психосексуальные роли мужчины. 16. Детско-родительские отношения: определение, функции, подходы к классификации. 17. Психологические проблемы материнства. 18. Психологические проблемы отцовства. 19. История развития семейного консультирования и психотерапии. 20. Аналитико-системная семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии. 21. Аналитико-системная семейная психотерапия: техники и приемы работы. 22. Стратегическая семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии. 23. Стратегическая семейная психотерапия: техники и приемы работы. 24. Семейная коммуникативная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии. 25. Семейная коммуникативная психотерапия: техники и приемы работы. 26. Семейная психотерапия, основанная на опыте: теоретические положения и цель психотерапии. 27. Семейная психотерапия, основанная на опыте: техники и приемы работы. 28. Семейная психотерапия конструктов: теоретические положения и цель психотерапии. 29. Семейная психотерапия конструктов: техники и приемы работы. 30. Семейная поведенческая психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии. 31. Семейная поведенческая психотерапия: техники и приемы работы. 32. Системная семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии. 33. Системная семейная психотерапия: техники и приемы работы. 34. Структура первой (диагностической) консультации с семьей (системный подход). 35. Основные этапы системной семейной психотерапии. 36. Системная модель Оудсхоорна выдвижения терапевтических гипотез. 37. Методы и упражнения при работе с проблемами структуры семьи. 38. Методы и упражнения при работе с проблемами динамики семьи. 39. Методы и упражнения при работе с семейной историей. 40. Методы и упражнения при работе с проблемами коммуникации в семье. Литература по курсу Основная литература 1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб, 2001. 2. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004. 3. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию (интегративная модель диагностики). Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1998 год. – М.,1998. 4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М., 2005. 5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000. 6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003. Дополнительная литература
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |