Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и закономерности психического развития




Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в них количественных, качественных и структурных преобразований.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза, как биологическая эволюция вида и онтогенеза.

Развитие – это изменения, происходящие со временем в строении тела, психике, поведении, в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды (Г. Крайг).

Области развития:

Физическая: внешние изменения (динамика роста и веса), внутренние (динамика костей, мышц, желез, мозга, органов чувств). Физическое здоровье и двигательные навыки.

Когнитивная – познавательные психические процессы, умственная способность, объем ЗУНов.

Психосоциальная – развитие личности и межличностных отношений, Я-концепции, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Все области взаимосвязаны между собой.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Среда: социальная (культурные традиции, идеология, религия, система обучения и воспитания, ближайшее окружение); природная (климатические условия, традиционные виды деятельности). Некоторые воздействия среды являются постоянными, некоторые временными. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность – мера взаимодействия между S-м и О-м, либо между S-ми и О-ми, стремление к действию и предвосхищение результатом (А.И. Крупнов).

Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности!

Влияние биологических и социальных факторов на развитие

Выготский подчеркивал единство биологического и социального в развитии. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций, но имеет разный удельный вес: элементарные функции - более наследственные, высшие - более социальные. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы способностями и характером.Противоположный подход у социологизаторов.Дж. Локк – ребенок «чистая доска».Дж. Уотсон – гены передаются по наследству и определяют только сам механизм мозга, а остальное обусловливается социальными условиями жизни. В поведении человека нет ничего врожденного и каждое действие есть продукт внешней стимуляции.

Основные закономерности детского развития:

1. Цикличность развития. Под циклом понимают возраст как стадию развития. Темп и содержание развития изменяется на протяжении детства. Периоды подъема интенсивного развития сменяются периодами затухания.

2. Неравномерность развития. Разные психические функции развиваются неравномерно, не пропорционально. Существуют наиболее оптимальные сроки для становления и роста отдельных психических процессов, такие периоды называют сенситивными. Возрастная сенситивность – присущее определенному сенситивному периоду, оптимальное сочетание условий для развития и становления определенных психических свойств и процессов.

3. «Метаморфозы» детского развития. Выготский отметил цепь превращения одной качественной формы в другие.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется (эволюция). Инволюционный эффект возникает если не были созданы условия для развития функции – обратное развитие (инфантилизм).

5. Интеграция психики – перерастание отдельных психических состояний в черты личности.

6. Пластичность психики и возможность компенсации. При слабости или дефиците одной психической функции усиленно развивается др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.