Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познания




И на эмпирическом, и на теоретическом уровнях

Общенаучные методы, применяемые

 

Анализ (с греч. – разложение) – это разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Данный метод применяется как в практической, так и в мыслительной деятельности.

Например, анализом может быть исследование причины какого-нибудь явления или выявление структуры и уровней знания.

 

Синтез (с греч. – соединение) – это объединение, мыслимое или реальное, различных сторон объекта в единое целое.

Например, под синтезом мы можем подразумевать объединение науки с другими формами общественного сознания (нравственность, религия, право, эстетика и т.п.).

Как правило, результатом синтеза является новое образование.

Термины «анализ» и «синтез» пришли в науку из алхимии, в которой под анализом понималось разложение вещества на составляющие элементы, а под синтезом – соединение исходных элементов в некое вещество.

 

Абстрагирование. Процесс абстрагирования – это переход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к абстрактным представлениям о них. В ходе этой процедуры исследователь отвлекается от одних, менее существенных сторон объекта и одновременно выявляет другие, более существенные стороны объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, называют абстракцией (с лат. – отвлечение).

В научном познании выделяют абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления получается в результате объединения множества объектов в особую группу на основе каких-либо общих признаков. Например, всё множество животных и растений, таким образом, группируется по видам, родам, отрядам и т.д. Изолирующая абстракция получается в результате выделения некоторых свойств объекта, которые неразрывно связаны с ним, в самостоятельные сущности. Например, в науке используются такие изолирующие абстракции, как «растворимость» веществ или «электропроводность» материалов.

Процесс абстрагирования всегда является упрощением действительности, но, вместе с тем, у исследователя появляется возможность глубже понять эту действительность.

 

Идеализация – это особый вид абстрагирования, который представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

В качестве примера идеализации можно назвать понятие абсолютно черного тела. Такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать (ничего не отражая) всю попадающую на его поверхность энергию. Спектр излучения абсолютно черного тела является идеальным случаем, на основе которого можно кое-что узнать о процессе излучения вообще.

Целесообразность идеализации определяется следующими обстоятельствами:

1) когда реальные объекты очень сложны для теоретического анализа (идеальные же объекты существенно упрощают задачу);

2) когда необходимо исключить из исследования некоторые свойства, без которых объект существовать не может, но которые затемняют суть дела;

3) когда исключаемые свойства объекта не влияют в рамках данного исследования на характер протекающих процессов.

Кроме того, идеализация очень важна при построении мысленных экспериментов.

 

Мысленный эксперимент – это метод, предполагающий оперирование идеализированным объектом (который в этом случае заменяет объект реальный). В ходе мысленного эксперимента идеализированный объект ставится, как и при реальном эксперименте, в условия, соответствующие целям исследования. Как правило, мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.

Мысленный эксперимент имеет умозрительный характер.

Иногда результаты мысленных экспериментов ставили перед наукой серьёзные проблемы. В качестве примера можно привести так называемый «Демон Максвелла» – мысленный эксперимент, поставивший под сомнение второе начало термодинамики. «Предположим, – писал Максвелл, – что имеется сосуд, разделенный на две части А и В перегородкой с небольшим отверстием, и что существо, которое может видеть отдельные молекулы, открывает и закрывает это отверстие так, чтобы дать возможность только более быстрым молекулам перейти из А в В и только более медленным перейти из В в А. Это существо, таким образом, без затраты работы повысит температуру в В и понизит в А вопреки второму началу термодинамики». Поиск ответа на сформулированный Максвеллом парадокс, можно сказать, способствовал развитию научного знания.

 

Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) – это метод познания, который путем умозаключения ведет к общему выводу на основе частных посылок. Или, говоря другими словами, это есть восхождение от частного к общему.

Метод индукции наиболее отчетливо проявляет себя в процессе обобщения эмпирических фактов.

Популяризатором индуктивного метода познания считается Ф. Бэкон, который усматривал в данном методе познания основной способ открытия новых истин в науке. Именно на основе индуктивного метода познания Ф. Бэкон выстраивает программу научных исследований.

В действительности же метод индукции применяется в сочетании с другими методами научного познания и не обладает той преимущественной ролью, какую отводил ему Бэкон.

 

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – это метод познания, который на основе общего положения ведет к частным выводам. Или, если говорить другими словами, это есть движение от общего к частному.

Если исходное положение является истинным, то дедуктивные выводы из него тоже будут являться истинными.

Метод дедукции наиболее отчетливо проявляет себя в математике. И, пожалуй, математика является единственной собственно дедуктивной наукой.

Популяризатором дедуктивного метода познания считается Р. Декарт. Вывод из общих положений Р. Декарт принимал за основной способ открытия новых истин в науке. Согласно его взглядам, наука в целом представляет собой дедуктивную систему. Как и Ф. Бэкон, он, в свою очередь, абсолютизировал роль метода дедукции в научном познании.

 

Аналогия и моделирование. В основе метода аналогии лежит сходство свойств у различных в целом объектов.

При этом чем больше известно свойств, чем более они существенны для объектов и чем глубже понята между ними взаимосвязь, тем выше вероятность прийти методом аналогии к правильным результатам.

Метод аналогии используется в самых разных областях науки: в математике, физике, химии, в гуманитарных дисциплинах и т.д.

Особенность этого метода состоит в том, что непосредственно исследуется один объект, а вывод строится о другом объекте. Исследуемый объект здесь называется моделью, а тот, о котором строится вывод, – оригиналом. Таким образом, в методе аналогии один объект всегда является моделью (аналогией) другого объекта.

Моделирование же включает в себя процесс создания и изучения объекта-модели и перевод результатов на объект-оригинал.

В зависимости от характера используемых моделей различают следующие виды моделирования:

1) Мысленное моделирование – в качестве модели устанавливается какой-нибудь воображаемый объект; например, модель атома Э. Резерфорда, напоминающая солнечную систему;

2) Физическое моделирование – основывается на физическом подобии между моделью и оригиналом; например, аэродинамические свойства самолетов исследуются на их моделях, обдуваемых воздушным потоком в аэродинамической трубе;

3) Символическое моделирование – связано с представлением свойств объекта-оригинала в символическом представлении; например, в виде графиков, схем, чертежей и т.п. К символическому моделированию относится и математическое моделирование, в котором свойства объекта-оригинала представляют математические уравнения;

4) Компьютерное моделирование – данная разновидность моделирования основывается на изучении объекта при помощи соответствующих компьютерных программ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.