Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы познания мира




Классификация наук

 

Любая правильно составленная классификация должна относить в один класс такие предметы, которые имеют между собой больше общих признаков, чем каждый из них имеет со всеми остальными предметами, не входящими в этот класс. Кроме того, найденные общие признаки должны быть более значимыми по сравнению со всеми другими признаками, какие только могут принадлежать предметам. Эти два правила должны соблюдаться при составлении любой классификации – наук, растений или же химических элементов…

Вопрос о классификации наук был поставлен очень давно. Первым, кто предложил наиболее продуманный вариант классификации наук, был древнегреческий философ Аристотель. Он выделил следующие сферы познания: теоретическая (где познание ведётся ради него самого), практическая (дающая руководящие идеи для поведения человека) и творческая (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного). Из этих трёх выделенных разделов познания Аристотель отдавал явное предпочтение теоретическим наукам, т.е. наукам созерцательным (по-гречески теория означала созерцание) – математике, физике и философии, как учению о первых причинах.

Несколько иначе классифицировал науки английский мыслитель XVII века Ф. Бэкон. В качестве исходного пункта классификации он взял познавательные возможности человека: память, воображение и рассудок. На памяти, согласно его воззрениям, основывалась история как описание фактов, на воображении – поэзия и искусство вообще, на рассудке – философия, которая включала в себя все теоретические науки. Наиболее крупные разделы философии в учении Бэкона составили: «первая философия», изучающая общие аксиомы наук, «естественная теология», косвенно доказывающая существование Бога через факты природы, «учение о человеке» и «философия природы».

Интересный вариант классификации наук был предложен Г. Спенсером – английским мыслителем XIX века, одним из основоположников позитивизма в философии. Все естественные науки Г. Спенсер подразделил на те, что изучают формы, в которых предстают перед нами явления, и на те, что изучают сами явления, как в их элементах, так и в целом. К первому разделу, изучающему формы, в которых предстают явления, он отнес такие абстрактные науки, как логика и математика; ко второму же разделу, изучающему явления в их элементах, он отнёс такие науки, как механика, физика, химия и др., обозначив их как абстрактно-конкретные науки; а к наукам, изучающим явления как целое, он отнёс астрономию, геологию, биологию, психологию, социологию и др., обозначив их как конкретные науки.

В настоящее время совокупность знаний человека об окружающей действительности, о самом себе и о результатах своей деятельности преимущественно разделяется на два больших класса: на естественнонаучное и гуманитарное знание. К естественно–научному знанию относят дисциплины, изучающие то, что существует независимо от человека (физика, химия, биология, медицина и т.д.); и чаще всего «естественное» здесь противопоставляется «искусственному», т.е. созданному человеком. К гуманитарному знанию (от лат. homo – человек) относят дисциплины, изучающие человека и результаты его деятельности (философия, психология, социология, история и т.д.).

Как следует из определения, между естественным и гуманитарным знанием существует различие. Если опираться на разделение субъекта (человека) и объекта познания (действительность), то естествознание большее внимание уделяет объекту, а гуманитарное знание большее внимание уделяет самому познающему субъекту.

Помимо естественных наук выделяют также технические науки и математику. В отличие от технических наук естественные науки нацелены в первую очередь на познание, а не на создание средств преобразования действительности. В отличие же от математики естественные науки занимаются исследованием природных, а не знаковых систем.

Следует также учесть, что существует различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными науками, с другой стороны. Фундаментальные науки, такие как физика, химия, астрономия, изучают базисные, основополагающие структуры мира, а прикладные – занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом плане все технические науки являются прикладными, но не все прикладные науки являются техническими. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология – практическими прикладными науками.

Однако строгую границу между естественными, гуманитарными и техническими науками, пожалуй, провести нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, являющихся комплексными по своей сути. Так, например, на стыке естественных и гуманитарных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика (направление в кибернетике, которое изучает особенности живых организмов для создания новых приборов), а на стыке естественных, технических и гуманитарных разделов – социальная экология.

 

 

Знания человека не ограничиваются только наукой. Наука – не единственный способ познания. Во все времена сосуществовали разные подходы к изучению действительности. Человек стремился узнать о мире, прибегая к мифотворчеству, создавая религиозные учения или же творя произведения искусства. Правда, иногда в ту или иную эпоху главенствующим становился какой-нибудь один подход, и он подчинял себе другие подходы. Этот подход признавался образцом истинного познания, и на его основе строилось мировоззрение эпохи. Так, в эпоху Средневековья все формы духовной деятельности человека были пронизаны религиозным мировоззрением… Однако времена менялись. И вот уже в эпоху Нового времени в области познания ведущую позицию стала занимать наука. То была эпоха становления классической механики, в которой революционные открытия Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера и ряда других ученых способствовали формированию научного мировоззрения: механистической картины мира. И всё же, наверное, будет заблуждением считать, что наука в этой исторической борьбе конкурирующих между собой форм познаний вышла победительницей и что отныне только «научно обоснованное» имеет полное право претендовать на истину. Конечно, никто не сомневается в том, что мировоззрение нынешней эпохи формируется под определяющим влиянием науки и техники, но если мы зададимся вопросом: «Сохранится ли такое положение дел и в будущем?» то, пожалуй, однозначного ответа на этот вопрос мы не сможем дать. Поскольку ни в научно-исследовательской деятельности, ни в результатах этой деятельности нет ничего, что могло бы нам обещать сохранение существующего положения дел и в будущем. А некоторые утверждают, что человек в будущем может отвернуться от науки. Так, к примеру, К. Хюбнер, современный мыслитель, в книге «Критика научного разума», анализируя такой древнейший способ познания мира, как мифы, и сравнивая его с наукой, приходит, в конце концов, к следующему выводу. «Сегодня никто, – пишет он, – не в состоянии предсказать, возможно ли такое действительное изменение нашего горизонта восприятия, которое снова сделает миф живой силой и сферой нашего опыта. Вместе с тем… весьма важно установить уже саму принципиальную возможность подобной трансформации и иметь в виду, что она возможна в тот момент, когда односторонний научно-технический мир, в котором мы живем, теряет свою мощь» [1, с. 322].

Поэтому, наверное, будет опрометчиво видеть в иных подходах к познанию мира устаревшие, «отжившие свой век» формы духовной деятельности человека (или же нечто «второсортное» по сравнению с наукой)…

Однако перейдем к краткой характеристике форм познания мира. Помимо науки сюда можно отнести обыденно-практическое познание, мифологическое, религиозное, художественное и философское познание.

Обыденно-практическое познание основывается на опыте, который человек приобретает, осуществляя разного рода деятельность.

Прежде чем человек обретет самостоятельность в своих рассуждениях и действиях, он усвоит многие вещи об окружающем мире; у него будет опыт. То есть, до того как человек станет самостоятельным (будет ставить перед собой вопросы, выдвигать предположения и искать возможности их подтвердить), у него уже будет иметься знание о мире. И это знание приобретается преимущественно через обыденно-практическое познание.

Например, через обыденно-практическое познание человек усваивает язык, обычаи, нормы поведения, ценности, принятые в том обществе, в котором он живёт; а также в его сознании сложится множество представлений по поводу самых разных предметов – в частности, политические, нравственные и религиозные убеждения. И всё это человек приобретает, постепенно осваиваясь в общественной жизни.

И всегда, когда человек обживает что-то, осваивается, он приобретает некие знания. В результате чего непривычное становится привычным, то, что раньше не получалось, в процессе освоения начинает получаться, то, что казалось странным и непонятным, делается естественным и понятным. Все эти перемены сопровождаются приобретением знаний. Таким образом, человек, например, обживает, осваивается в новом крае, приобретая об этом крае самые разные знания, – или осваивается в своей рабочей профессии… Впрочем, каждую фазу своей жизни, можно сказать, человек обживает, осваивается в ней.

Особенностью знаний, приобретаемых через обыденно-практическое познание, является следующее: эти знания по большей части так и остаются невыраженными, неявными, и только некоторые их элементы человек доводит до отчетливых словесных формулировок. Знание, приобретаемое через обыденно-практическое познание, не систематизировано, и оно приобретается подчас неосознанно, без привлечения критически настроенного разума. Именно поэтому нам бывает трудно найти основания некоторым убеждениям, в истинности которых мы ничуть не сомневаемся. Надо сказать, что каждое серьезное дело, освоение которого требует времени и усилий, основывается на знаниях, затрагивающих тысячи неприметных деталей и нюансов, и все их собрать воедино, систематизировать и объяснить не представляется возможным, но от этого знания не перестают быть действенными, эффективными и полезными; эти знания человек приобретает через процесс освоения, осуществления дела. То, что человек знает и использует в обыденно-практической деятельности, гораздо больше того, что он может описать и объяснить…

И еще следует отметить, что всё многообразие форм познаний изначально зарождалось на почве обыденно-практического познания, и, скорее всего, первыми геометрами в истории человечества были землемеры, которые, решая практические задачи, открывали для себя любопытные пространственные соотношения.

Мифическое познание было главенствующим во всех древнейших культурах, в которых «традиция» выступала в качестве основного регулятора всех сфер жизнедеятельности человека. Все древнейшие культуры причисляются к так называемым традиционным типам обществ.

В мифах (от греч. mythos – сказание, предание) разных народов мира, несмотря на всё своё многообразие, как правило, обнаруживаются одни и те же, повторяющиеся темы, среди которых центральное место занимает группа мифов о происхождении мира, богов и людей.

Мифы являлись своего рода памятью для человека древнейшей культуры, связывающей его с предками, с космическими силами и с поколениями богов [2].

В мифическом мировосприятии Вселенная (космос) принималась как одушевленная. Природные стихии в мифах олицетворялись в виде своенравных божеств, на которых люди могли частично повлиять мольбами и жертвами. Кроме того, мифы не только объясняли явления природы, но и обладали предсказательной силой.

Следует подчеркнуть, что содержание мифов воспринималось людьми как реальность, даже как высшая реальность. С точки зрения человека древнейшей культуры мифы являлись не выдумкой людей, не изобретением, а самой настоящей правдой.

Большую роль, по-видимому, в практике мифологического познания играло мистическое единение с богами (экстаз). Так, к примеру, в Древней Греции существовали дионисийские мистерии, устраиваемые в дни празднеств в честь бога плодородия Диониса. Верующие призывали этого бога, изображая сцены из его жизни. И когда они переставали отличать себя от той роли, которую играли, когда их тело и сознание «без остатка» растворялось в мифе, тогда-то и появлялся бог-Дионис.

Отметим также, что в мифах в нерасчлененном, зародышевом виде содержались все позднее развившееся в самостоятельные формы духовной жизни феномены – искусство, религия, мораль, философия и т.д.

Религиозное познание опирается, главным образом, на такую духовную способность человека, как вера. Доводам же разума здесь отводится второстепенная роль – способствовать укреплению в вере. Истина, как высшая ценность познавательной деятельности, отождествляется с Богом. Путь же к истине определяется верой человека, а не его разумом. («Способность свободно принять Божью волю, как свою собственную возносит человека выше небес, выше тварного мира» [3, с.16].)

В истории человечества религия появилась почти одновременно с философией, которые пришли на смену мифологическому познанию мира. Но наиболее ярким выражением религиозного мировосприятия была эпоха Средневековья (ориентировочно V – XV века).

Один из неотъемлемых атрибутов религии – наличие Священного Писания, боговдохновенной книги, содержащей в себе истину. Поэтому познание здесь выстраивалось в строгом соответствии с догматами религиозной системы, которые нередко противоречили доводам разума. Труднейшие проблемы, встававшие перед человеком, разрешались путем «снимающего противоречия» толкования текста Священного Писания.

Мир, согласно религиозным воззрениям, является творением Бога. И, следовательно, любой, даже самый ничтожный фрагмент мира указывает на «совершенство» и «могущество» Бога и в глазах ученого-богослова наделён святостью, хранящей в себе глубокую тайну. (Пожалуй, в свете такого отношения к миру многие нынешние экспериментальные исследования науки выглядят прямо-таки святотатством.)

Большое внимание религиозное познание уделяет внутреннему, эмоционально нагруженному миру человека. Ибо вера, являясь основной духовной способностью познания, опирается на волю человека, а воля, в свою очередь, проявляет себя в борьбе со страстями.

Стоит также отметить такой специфический для религиозного познания способ интуитивно-мистического постижения мира, как откровение. Понятие откровения означает раскрытие истины, которая является результатом напряженного самоуглубления человека и, вместе с тем, божьей благодатью. Истина откровения – это не объект исканий, но явление божьей воли.

Целью практики религиозного познания можно назвать внутреннее преображение человека, открывающее ему доступ к истине.

Художественное познание проявляет себя через предметы искусства – скульптура, живопись, поэзия, музыка

Можно сказать, что искусство – это «овеществление» души, будь то в камне, в красках, в слове или же в звуке.

Искусство заключает в себе единство познания мира и самопознания.

В отличие от иных изделий (творений рук человека) художественное творение содержит в себе «своё» истолкование мира. «Быть творением значит восставлять свой мир» [4, с.77], – говорит М. Хайдеггер.

И «вещество» в художественном творении, по убеждению Хайдеггера, не исчезает, как это имеет место в изделиях (технических устройствах), а, напротив, полностью раскрывает себя. «Изготовляя изделие, например топор, пользуются камнем и используют его до конца: камень исчезает в своей служебности… А в творении вещество не исчезает, но как раз впервые выходит в разверстые просторы мира этого творения: скала приходит к своей зиждительности и к своей упокоенности и тем самым впервые становится скалой; металлы приходят к тому, что начинают светиться, звуки – звучать, слова – сказываться. Все это выходит на свет, как только творение возвращается назад в тяжеловесность и громадность камня, в прочность и гибкость дерева, в твердость и блеск металла, в светлоту и темноту краски, в звучание звука и именующую силу слова» [4, с.80].

Отметим, что истина в художественном познании отождествляется с красотой. Причём в художественном творении истина, можно сказать, присутствует, а не наличествует как «голый факт», – она и раскрывается, и в то же время ускользает…

Своеобразие художественного познания коренится и в особенности языка искусства. Язык художественных образов выступает не столько как средство общения (средство передачи информации), сколько как творческая «игра смыслов».

Как и в любом познании, искусство требует полной самоотдачи от человека. И всё же преимущественную роль в процессе творческой деятельности играют такие духовные способности человека, как интуиция и воображение. Поэтому художественное познание в основе своей иррационально. (Р. Акутагава: «Художник, я уверен, всегда создаёт своё произведение сознательно. Однако, познакомившись с произведением, видишь, что его красота и безобразие наполовину порождены таинственным миром, лежащим вне пределов сознания художника. Наполовину? Может быть, лучше сказать – в основном?» [5, с.180]).

Перейдём, наконец, к характеристике философского познания.

Философское познание строится под определяющим влиянием той духовной способности человека, которая называется разумом.

Поэтому, как и в науке, в философии используется язык понятий. (Понятия – это формы мышления, в которых отражаются существенные свойства и связи объектов; наиболее общие понятия называются категориями.) Но в отличие от науки, в которой предметом познания является какой-либо фрагмент мира, в философии предметом познания является мир как целое.

Эталон философского знания кроется в слове «мудрость». Ведь «философия» буквально означает «любовь к мудрости». Слово «философия», предполагается, ввёл в употребление Пифагор, который указывал, что мудрость свойственна лишь богам, а человеку дано быть любителем мудрости – философом.

Философия зародилась почти одновременно в Индии, Китае и Греции в VIII – V веках до н.э. И, таким образом, существует уже, по меньшей мере, 2,5 тысячелетия. В настоящее время философия подразделяется на ряд дисциплин, в каждой из которых имеется свой предмет исследования. Основные философские дисциплины – онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), антропология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях), этика (учение о нравственности), эстетика (учение о прекрасном).

Философия созидает образ мира и соотносит его с человеком. Иными словами, философское познание включает в себя взаимосвязь человека и мира. («Философия анализирует не действительность как таковую, а то, как действительность представлена в человеческом знании» [6, с.9].)

Стоит также отметить, что философское познание опирается не только на рассуждения теоретического характера, но и на глубочайшие переживания человека – его тревоги, нравственные искания, поиск смысла жизни. Например, по мнению П. Адо – современного французского мыслителя – философское познание является результатом определенного образа жизни человека [7].

Поэтому философия не ограничивается только решением познавательных задач. Одна из главнейших её функций родственна искусству и религии – духовная ориентация человека в мире…

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.