Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Современные представления о здоровье




Задания для самостоятельной работы

Функции базальные ядер. К базальным ядрам относят полосатое тело, бледный шар и миндалевидное тело. Базальные ядра участвуют в образовании условных рефлексов и осуществлении сложных безусловных рефлексов (оборонительных, пищедобывательных и др.). Они обеспечивают необходимое положение тела во время физической работы, а также протекание автоматических ритмических движений. Бледный шар выполняет моторную функцию, а полосатое тело регулирует его активность. Кроме того, выявлено участие структур полосатого тела в контроле сложных психических процессов – внимания, памяти, обнаружения ошибок. Миндалевидное тело участвует в формировании эмоций и двигательных и вегетативных реакций, сопровождающих эмоции.

Функции коры больших полушарий. Кора представляет собой слой серого вещества толщиной 2-3 мм, содержащий в среднем около 14 млрд. нервных клеток. По происхождению в коре выделяют древнюю кору или обонятельный мозг, старую кору и новую кору. Новая кора занимает наибольшую площадь и в каждом полушарии её поверхность разделена основными бороздами на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. По функциональному значению в новой коре выделяют три функциональные зоны: сенсорные, моторная и ассоциативные.

Сенсорные зоны новой коры. В сенсорные зоны приходит информация через переключательные ядра таламуса от всех рецепторов организма, кроме обонятельных, от которых информация приходит в древнюю кору. В новой коре выделяют следующие сенсорные зоны:

- зрительная сенсорная зона, располагается в затылочных долях; нейроны этой области участвуют в обработке информации, приходящей от зрительных рецепторов, что обеспечивает формирование зрительных ощущений и зрительных образов;

- слуховая сенсорная зона, располагается в височных долях; нейроны этой области участвуют в обработке информации, приходящей от слуховых рецепторов, что обеспечивает формирование слуховых ощущений и слуховых образов;

- вестибулярная сенсорная зона также располагается в височных долях коры рядом со слуховой сенсорной зоной; к нейронам этой области приходит информация от рецепторов вестибулярного аппарата; деятельность нейронов вестибулярной зоны приводит к формированию ощущения положения тела и частей тела в пространстве;

- соматосенсорная зона располагается в теменных долях коры, в эту область коры приходит информация от тактильных, температурных рецепторов кожи, от рецепторов мышц и сухожилий, от рецепторов внутренних органов и болевых рецепторов; нейроны соматосенсорной зоны участвуют в формировании тактильных, температурных, мышечных, болевых ощущений, а также ощущений, отражающих состояние внутренней среды организма;

Моторная зона новой коры располагается в лобных долях в прецентральной извилине. В этой области новой коры находятся высшие двигательные центры, обеспечивающие формирование сложных произвольных движений и регулирующие осознаваемую двигательную деятельность. Нейроны моторной коры участвуют в произвольной регуляции деятельности скелетных мышц, в формировании условных двигательных рефлексов, двигательных навыков и умений. Нейроны моторной коры участвуют также и вокализации речи, управляя мышцами голосового аппарата.

Ассоциативные зоны новой коры. Выделяют две ассоциативные зоны коры: теменная ассоциативная кора и лобная ассоциативная кора. В теменной ассоциативной коре происходит интеграция сенсорной информации из всех сенсорных зон, в результате чего формируется обобщенный сенсорный образ внешней и внутренней среды организма. Благодаря деятельности нейронов этой области формируется представление о схеме тела и пространства, что улучшает пространственную ориентацию движений.

Нейроны лобной ассоциативной зоны участвуют в регуляции сложных форм поведения человека, формируя намерения и планы, программы произвольных движений и осуществляя контроль за их выполнением. Лобная ассоциативная кора отвечает за процессы мышления, памяти, внимания и речи. При врожденном недоразвитии этой области в коре человек не в состоянии овладеть речью (произносит лишь бессмысленные звуки) и даже простейшими двигательными навыками (не сможет одеваться, пользоваться орудиями труда и т.д.)

 

 

Задание 1. Прочитать раздел «Гуморальная регуляция функций в организме человека». Заполнить таблицу «Железы внутренней секреции»

 

Название железы Вид гормона Значение в организме
     

 

Задание 2. Прочитать раздел «Нервная регуляция функций в организме». Заполнить таблицу «Функции отделов ЦНС»

 

Название отдела Значение отдела ЦНС
   

 

 

Литература:

1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия. – 1998 г.

2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001 г.

2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2000 г.

3. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение, Владос. – 1995 г.

 

Основные теоретические положения. Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.

Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Среди них следует выделить главные:

- мотивация самосохранения; суть мотива сводится к тому, что человек не совершает каких-либо действий, если они угрожают его здоровью и жизни;

- мотивация подчинения этнокультурным требованиям; человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии;

- мотивация получения удовольствия от здоровья; ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он будет делать все, чтобы быть всегда в бодром состоянии и хорошем настроении;

- мотивация возможности самосовершенствования; у здорового человека возможности и физические, психические и интеллектуальные гораздо большие, чем у нездорового;

- мотивация возможности маневрировать; здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий;

- мотивация возможности сексуальной реализации; сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья также, как и возможность рождения физиологически полноценного потомства;

- мотивация достижения максимально возможной комфортности; человек чувствует себя максимально комфортно, раскованно, если унего отсутствует какой-либо физический или психический дискомфорт.

Здоровье человека во многом зависит от того, какой образ жизни у него: «здоровый» или «нездоровый». Для этого нужны знания, умения и активность самого себя. Однако знания о здоровом образе жизни сами по себе могут и не принести пользы, если они не превратятся в убеждения, осознанную мотивацию заботы о собственном здоровье.

Задание 1. Провести исследование мотивации на здоровый образ жизни у 2-3 студентов с помощью анкеты «Мотивация на здоровый образ жизни». Методика проведения анкетирования и текст опросника приведен в Приложении 1. Сделать выводы о сформированности мотивации к ЗОЖ у обследованных студентов.

Оборудование: текст опросника «Мотивация на здоровый образ жизни», бланки для ответов.

Ход работы: Анкетирование желательно провести среди студентов различных специализаций факультета (по одному студенту каждой специализации). Анкетирование проводится анонимно. Участники анкетирования вносят свои ответы на вопросы анкеты в предварительно подготовленные бланки ответов. Текст опросника и образец бланка для ответов приведены в Приложении 1.

 

Литература:

1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа

жизни: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2001 г.

2. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002.

3. Малафеева С.Н., Сапельцева И.В. Школьная гигиена и здоровье школьников: Метод. рекомендации для студ. – Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.