Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Питание – как базисный фактор физического здоровья




Работа 3. Определение группы здоровья.

Определение степени здоровья по показателям здоровья

 

Показатель Степень отклонения Баллы
1. Вес 1.степень отклонения от идеального составляет не более 5%; 2. степень отклонения от идеального веса составляет 5-25%; 3. степень отклонения от идеального веса составляет более 25%;    
2. Уровень физической работоспособности 1. уровень отличный или хороший; 2. уровень удовлетворительный; 3. уровень неудовлетворительный;  
3. Уровень сопротивляемости, утомляемости, заболеваемости 1.сопротивляемость высокая (простуд- ные заболевания 1 раз в год); утомляемость низкая (ощущение усталости в конце недели выражено слабо), хронические заболевания отсутствуют; 2. сопротивляемость средняя (простуд- ные заболевания 1-2 раза в год); утомляемость средняя(ощущение усталости в конце недели существенно выражено), отсутствуют хронические заболевания; 3. сопротивляемость низкая (простуд- ные заболевания 3 и более раз в год); утомляемость высокая (ощущение усталости выражено в начале и в конце рабочей недели), имеются хронические заболевания.        

 

2. На основании определения степени отклонения показателей здоровья от нормы составить карту здоровья. В карту заносятся индивидуальные данные по показателям здоровья. Подсчитывается сумма баллов по индивидуальной карте здоровья. Если сумма баллов составила от 0 до 1 – степень здоровья первая. Если сумма баллов составила 2-3 балла – степень здоровья вторая. Если сумма баллов составила более 3 – степень здоровья третья. Образец карты представлен в Приложении 5.

3. Сделать вывод о степени своего здоровья.

 

Ход выполнения работы: Используя теоретический материал по оценке состояния здоровья, определить группу своего здоровья. Отметить количество простудных заболеваний в год, наличие хронических заболеваний, наличие или отсутствие нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Сделать вывод о группе своего здоровья.

 

Литература:

1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2001 г.

2. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000 г.

3. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002.

 

Основные теоретические положения. Питание – это процесс потребления и утилизации пищи для роста и развития организма, получения энергии и восстановления запасов жизненных сил. В целом питание играет важную роль в формировании здорового образа жизни. Оно может быть избыточным или недостаточным, низкокалорийным или высококалорийным, т.е. питание может быть правильным или неправильным, способствовать оздоровлению организма или развитию в нем различных заболеваний.

Сформированная эволюцией структура питания современного человека в значительной степени нарушена в силу ряда причин, основной из которых является желание придать пище не значение потребности, а удовольствия. Для этого пищевые продукты подвергают многообразным технологическим воздействиям, которые изменяют пищу и вызывают различные заболевания. Так, осуществляемая высокотемпературная обработка пищи ведет к распаду её белков уже при температуре 46-48оС, нарушению структуры углеводов, появлению опасных для здоровья веществ в жирах, разрушению ферментов и витаминов и т.д.

При технологической очистке пищи нарушаются природные комплексы, и взамен их либо оказываются рафинированные, чистые вещества (сахар, растительное масло, мука и т.д.), либо появляются новые, но теперь уже искусственно созданные комплексы, а из пищи удаляются крайне необходимые в обмене веществ организма компоненты, что неотвратимо ведет к нарушению обмена.

Кроме того, добавление к пищевым продуктам различных пищевых добавок (синтетических и минеральных красителей, ароматизаторов, стабилизаторов, консервантов, антиокислителей, ускорителей и т.д.) также может привести к нарушениям процесса пищеварения. Даже при незначительной концентрации каждого из этих веществ общее их количество исчисляется килограммами в год на одного человека, хотя даже миллионные доли грамма таких вредных веществ могут привести к непоправимым нарушениям обмена веществ, а отсюда – к аллергиям, нарушениям иммунитета и др.

Таким образом, в пищевом рационе современного человека натуральные продукты, включающие естественно складывающееся в природе сочетание пищевых веществ, составляют все меньшую часть, а основное место занимает потребление технологически извращенной пищи и искусственно складывающееся соотношение пищевых веществ. В этой связи важным является формирование оптимального режима питания современного человека.

Наиболее распространенной концепцией питания является разработанная А.А. Покровским концепция сбалансированного и рационального питания. Сущность её сводится к следующим принципам:

- соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека;

- соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами пищи;

- определенный режим питания.

Первый принцип сбалансированного питания подразумевает, во-первых, определение уровня энерготрат, а во-вторых, определение количества энергии, содержащейся в том или ином количестве какого-либо

продукта, т.е. определение энергопотрбления. Общие энерготраты человека, называемые общим обменом, складываются из следующих компонентов:

1. Энергия основного обмена (основной обмен) – минимальные энерготраты человека в положении лежа, натощак, при комфортной температуре, при мышечном и эмоциональном покое. Эта энергия расходуется на поддержание основных процессов жизнедеятельности (деятельности систем кровообращения, дыхания, выделения, нервной системы и системы терморегуляции) и минимального мышечного тонуса. Она зависит от возраста, роста и массы тела, а также от пола (при прочих равных условиях у мужчин основной обмен несколько больше, чем у женщин). В среднем у здорового человека величина основного обмена равна 1 ккал/кг массы в час.

2. Специфически-динамическое действие пищи (СДДП) – энергия, расходуемая на процессы пищеварения и превращения пищевых веществ. Понятно, что величина СДДП будет зависеть от количества и характера съеденной пищи. При обычном смешанном питании СДДП в среднем равно 10-15 % от уровня основного обмена.

3. Рабочая прибавка (РП) – энергия, расходуемая на деятельность (работа по профессии, домашний труд, активный отдых, самообслуживание и пр.) Величина РП напрямую зависит от интенсивности и продолжительности работы.

Таким образом, определив общие энерготраты человека, можно так составить его пищевой рацион, чтобы энергия, поступившая в организм с пищей, была бы равна затраченной

В соответствии со вторым принципом сбалансированного питания для нормальной жизнедеятельности человеку необходимы в нужном количестве и оптимальном соотношении все компоненты пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода.

Третьим принципом концепции сбалансированного питания является оптимальный режим питания, который подразумевает:

- регулярность питания;

- дробность питания;

- максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи.

Пищу принимать необходимо в одно и то же время суток: это позволяет выработать условные рефлексы на время, что, в свою очередь, обеспечивает готовность организма к приему пищи. Важно, чтобы интервал между завтраком и обедом и обедом и ужином не превышал 5-6 часов, а между ужином и отходом ко сну – не менее 1,5 - 2 часов.

Рекомендуется четырехразовое питание. На первый прием пищи (1-й завтрак) желательно отводить 20-25% суточной калорийности. Второй прием пищи (2-й завтрак) должен включать 15-20%. На третий прием пищи (обед) целесообразно отвести 35-40% суточного количества калорий, а на четвертый

(ужин) – 20-25%. При отсутствии второго завтрака его желательно заменить полдником примерно такой же калорийности.

Необходимо обращать внимание на компоненты пищевого рациона в каждом приеме пищи. Белковая пища повышает возбудимость нервной системы, поэтому её лучше принимать в первой половине дня, в период наиболее активной деятельности. Кроме того, белковая пища переваривается дольше, требует больших энерготрат, поэтому обильный прием такой пищи на ужин влечет за собой ухудшение процессов переваривания, преобразованию недоокисленных углеводов в жиры, что влечет за собой ожирение.

Общий порядок приема пищевых веществ можно рекомендовать следующий: жидкости – фрукты, овощи, салаты – вторые блюда. Употребление растительной пищи на десерт ведет к её задержке в желудке, где под влиянием попавших вместе с пищей микроорганизмов она начинает гнить и бродить с образованием газов, уксусной кислоты, алкоголя и др.

 

Задание 1. Оценить полноценность своего пищевого рациона, определив химический состав и калорийность потребляемых продуктов в течение одного дня. Сравнить полученные данные с нормативами потребления питательных веществ в сутки. Сделать выводы о полноценности своего пищевого рациона.

Оборудование: таблицы по расчету состава пищевых блюд и пищевых продуктов, калькулятор.

Ход работы:

1. составить примерное меню потребленных блюд и продуктов за один день;

2. расписать состав каждого блюда по пищевым продуктам, используя Приложение 6;

3. расписать состав каждого пищевого продукта по химическому составу: белкам, жирам, углеводам, витаминам, минеральным солям, используя Приложение 7;

4. подсчитать общее количество полученных с пищей белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и калорий, поступивших с химическими веществами в организм;

5. сравнить полученные данные с нормативами (Приложение 8), сделать выводы о полноценности пищевого рациона в данный день;

 

Задание 2. Оценить сбалансированность своего пищевого рациона, определив суточные энергозатраты. Сравнить суточные энергозатраты с энергопоступлением. Сделать вывод о сбалансированности своего пищевого рациона.

Оборудование: таблица расчета энерготрат по различным видам деятельности, калькулятор.

Ход работы:

1. расписать все 24 часа суток по видам деятельности, определяя количество времени, потребовавшееся на выполнение того или иного вида деятельности; общее количество времени не должно превышать 1440 минут или 24 часа;

2. определить количество калорий, затраченных на выполнение того или иного вида деятельности, используя Приложение 9;

3. рассчитать общее количество калорий, потраченных за сутки, определив, таким образом, общие энерготраты;

4. сравнить энерготраты с количеством калорий, поступивших с пищей, и определить сбалансированность пищевого рациона: если энергопоступления примерно соотносятся с энерготратами – пищевой рацион сбалансированный; если энергопоступления не соотносятся с энерготратами – пищевой рацион не сбаласирован;

5. сделать вывод о сбалансированности пищевого рациона.

 

Задание 3. Заполнить таблицу «Значение витаминов и минеральных солей в жизнедеятельности организма человека».

 

Название вещества Значение в жизнедеятельности организма
   

 

Задание 4. Подготовиться к семинарскому занятию по теме «Двигательная активность и питание – основные факторы физического здоровья». Вопросы к семинарскому занятию:

- нетрадиционные формы двигательной активности;

- организация двигательной активности во время работы и отдыха;

- закаливание, виды и механизмы влияния на здоровье;

- нетрадиционные стили питания;

- формы и методы очищения организма от токсических веществ и шлаков;

- гомеопатические средства оздоровления;

 

Литература:

1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ. – 2001 г.

2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия. – 2001г.

 

 

3. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.