КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Понятия «методика» и «технология» воспитания
Вопросы: 1. Понятие о методике воспитательной работы 2. Современные трактовки сущности воспитательной технологии 3. Соотношение понятий «воспитательная технология» и «методика воспитательной работы».
1. Понятие о методике воспитательной работы Под методикой обычно понимают совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности, в то же время методика – наука, изучающая закономерности, содержание, методы и средства воспитания, особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных институтах, на разных ступенях образования. Традиционно считается, что предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приемы организации педагогического процесса, то есть методика пытается ответить сразу на три основных вопроса: зачем, чему и как учить? Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик и технологий в воспитательном процессе. По Л.И. Маленковой, методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательных целей. Ключевое понятие методики - «метод воспитания» – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий (Российская педагогическая энциклопедия). В гуманистической воспитательной система преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей.
2. Современные трактовки сущности воспитательной технологии Воспитательная технология – психологически обоснованные способы непосредственного взаимодействия педагога с воспитанником или группой учащихся как субъектами жизнедеятельности (Н.Е.Щуркова). Воспитательная технология – продуманная во всех деталях модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели (В.А.Сластенин). По Л.И. Маленковой, технология начинает действовать тогда, когда цели уже определены, и нужно разработать конкретные процедуры их достижения. Технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Признаки воспитательных технологий:
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: - диагностирование; - целеполагание; - проектирование; - конструирование; - организационно-деятельностный компонент; - контрольно-управленческий компонент. Преимущества технологии. Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели, которая рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. Во-вторых, технология позволяет разработать объективные методы контроля достижения цели. В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. В-четвертых, в отличие от методических разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология отражает также структуру и содержание деятельности учащихся.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |