КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Здоровьесберегающие технологии
Вопросы 1. Сущность и задачи формирования культуры здорового образа жизни. 2. Функции и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности. 3.Современные здоровьесберегающие технологии. 4.Особенности и методика организации физкультурно-оздоровительных дел в начальной школе. 1.Сущность и задачи формирования культуры здорового образа жизни В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь отмечается, что воспитание культуры здорового образа жизни направлено на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепление здоровья. Критерии сформированности культуры здорового образа жизни: - отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; -наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; - сформированность гигиенических навыков и привычек; - наличие физической и умственной активности; - умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. У младших школьников формируются прежде всего представления об основных способах и методах сохранения и укрепления здоровья. Учащиеся привлекаются к занятиям в спортивных кружках и секциях, участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Для детей данного возраста важно понимание значения физических упражнений и прогулок на свежем воздухе, соблюдение режима дня, правил личной гигиены, культуры питания.
2. Функции и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности Физкультурно-оздоровительная деятельность выполняет следующие функции: дает детям возможность для проявления физической активности, наполняет досуг полезными для здоровья занятиями, укрепляет здоровье школьников, формирует интерес к физической культуре и спорту, ценностное отношение к здоровому образу жизни. Направления и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности: -ежедневные физические упражнения (ритмическая гимнастика, физкультминутки, подвижные перемены, игры, прогулки); - организация спортивно-оздоровительных коллективных дел; - занятия в спортивных кружках и секциях; - туризм; - санитарно-гигиеническое просвещение.
3.Современные здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это психолого-педагогические методы работы, технологии, система воспитательного взаимодействия, направленная на сохранение и укрепление здоровье участников педагогического процесса. По характеру действия их делят на 4 группы: - защитно-профилактические (соблюдение санитарно-гигиенических норм); - компенсаторно-нейтрализующие (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки); - стимулирующие (закаливание, психотерапевтические упражнения); - информационно-обучающие (система просвещения, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью, противодействие распространению вредных зависимостей). Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии связаны непосредственно с работой учителя на уроке и сопровождением всех элементов образовательного процесса. Они предполагают организацию учебного процесса, не допускающую чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной нагрузки, оптимизацию необходимых затрат времени и сил учащихся и педагогов, обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классе, укрепление психического здоровья, обучение учащихся способам психологической защиты и сохранения здоровья. С этой целью используются физкультминутки, подвижные игры, арт-терапия, сказкотерапия и др. В России получила широкое распространение технология В.Ф.Базарного (использование динамических поз в процессе обучения, расширение зрительно-пространственной активности учащихся и др.) 4.Особенности и методика организации физкультурно-оздоровительных дел в начальной школе Методика организации физкультурно-оздоровительных воспитательных дел предполагает учет возрастных особенностей младших школьников. Проводятся разнообразные мероприятия: «Веселые старты», «День здоровья», «Праздник Мойдодыра», «Сюита народных игр», «Спортландия» и др. Важно соблюдать следующие педагогические условия: - соблюдение гигиенических и физиологических требований (удобная обувь и одежда, проветриваемое помещение, физиологически оправданные нагрузки и др.); - активное участие всех детей в деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; - разнообразие форм физкультурно-оздоровительной деятельности, их насыщенность интересным, развивающим содержанием; - создание возможности для познания себя, своего тела, организма; - направленность всех дел и занятий на осознание ценности здорового образа жизни; - положительная эмоциональная насыщенность всей физкультурно-оздоровительной деятельности; - положительный пример педагогов и родителей. Тема 10. Методика формирования эстетической культуры младших школьников Вопросы 1. Понятие «эстетическая культура личности» 2. Задачи и критерии сформированности основ эстетической культуры 3. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания 4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе
1. Понятие «эстетическая культура личности» Эстетическая культура – компонент общей культуры личности. Структура эстетической культуры личности: эстетические чувства, знания, ценностные ориентации, эстетические идеалы, вкус, потребности, опыт эстетической деятельности.
2.Задачи и критерии сформированности основ эстетической культуры Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры младшего школьника: усвоение художественных и искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение к отечественной и мировой художественной культуре. Критерии сформированности эстетической культуры личности: наличие стремления к общению с искусством и природой; проявление потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов; умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы; способность к художественно-творческому самовыражению; эстетизация отношений с окружающими людьми; знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.
3. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания Средства эстетического воспитания: природа, искусство, быт, национальная культура. Художественно-эстетическая деятельность – это организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира через художественные образы. Цель данной деятельности – формирование отношения к искусству, прекрасному. Художественно-эстетическая деятельность включает прежде всего практические занятия каким-либо видом искусства, художественное творчество, обращение к произведениям искусства и художественной литературы, созерцание красоты: в природе, в поступках людей, в окружающем мире.
4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе. При организации художественно-эстетической деятельности младших школьников необходимо учитывать особенности их эстетических отношений: целостность восприятия художественного образа, его формы и содержания, склонность к сопереживанию, способность к перевоплощению, яркость и непосредственность воображения. Младших школьников больше интересует сам процесс творчества, чем результат. Формы эстетического воспитания младших школьников на уроках и во внеклассной работе разнообразны: драматизации, конкурсы плакатов, рисунков, художественной самодеятельности, смотры инсценированной песни, фестивали искусств, утренники и праздники, культпоходы в театр и др. Методические условия организации художественно-эстетической деятельности младших школьников: - использовать многообразие видов, форм и жанров искусства; - целенаправленно формировать потребность общения с искусством, умение правильно его воспринимать; - создавать возможности для самовыражения каждого ребенка; - воспитывать эстетический вкус, используя только высокохудожественные произведения искусства и литературы; - вовлекать детей в активную художественную самодеятельность, поощрять их попытки выразить себя в разнообразных занятиях искусством; - создавать красивую, уютную обстановку в классе, школе, благоприятный моральный климат и стиль общения (подробнее методику организации театрализованной деятельности, праздника в начальных классах см. в приложениях 7, 8).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |