КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитанности младших школьников
Тема 15. Методы и методики диагностики
Вопросы: 1.Диагностическая деятельность: сущность и логика организации. 2.Проблема определения критериев и показателей воспитанности. 3.Карта воспитанности младшего школьника. 4.Наблюдение как метод педагогического исследования.
1.Диагностическая деятельность: сущность и логика организации Понятия «воспитанность», « диагностика воспитанности». Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств (Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров). Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Современная школьная диагностика – совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика в системе педагогических отношений. Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики достаточно сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Проблема овладения педагогом-воспитателем диагностическими методиками определения уровня воспитанности учащихсяактуальна для педагогической теории и практики. Диагностико-аналитический компонент воспитательной системы класса включает в себя следующие элементы: P критерии эффективности воспитательной системы; P методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; P формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. Организация диагностики уровня воспитанности предполагает: 1. Постановку задач изучения воспитанников (определение уровня сформированности тех или иных качеств, статуса в коллективе, направленности личности, системы отношений личности к окружающим людям, коллективу, обществу, учению, природе, труду, прекрасному, самому себе). 2. Соответственно задачам определение критериев (признаков) воспитанности. 3. Выделение показателей и описание уровней сформированности исследуемых качеств (показателями уровней чаще всего являются полнота, устойчивость и степень самостоятельности проявления). 4. Выбор оптимальных методов и диагностических методик. 5. Проведение диагностики и обработка ее результатов. 6. Оформление и обобщение результатов изучения уровня воспитанности, формулирование выводов. 7. Планирование коррекционной работы. В диагностике уровня воспитанности личности и коллектива используются методы педагогических исследований: беседа, наблюдение, ранжирование, социометрия, метод незаконченных предложений, анализ школьной документации и продуктов деятельности учащихся и др. (см.приложение 16).
2.Проблема определения критериев и показателей воспитанности. Критерии воспитанности – это признаки, по которым можно судить об уровне воспитанности учащихся, оценить достигнутые результаты воспитания. В педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев определения результативности воспитательной системы класса. Показателями эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: C воспитанность учащихся; C защищенность и комфортность ребенка в классе; C удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; C сформированность классного коллектива; C репутация класса; C проявление индивидуальности («лица») классной общности. Большинство исследователей считают, что уровень воспитанности личности проявляется: во-первых, в устойчивых навыках поведения, в поступках, действиях, позиции личности (практически-действенный критерий); во-вторых, в ведущих мотивах поведения – основных побудителях поступков, действий (мотивационный критерий); в-третьих, в наличии нравственных знаний и представлений (интеллектуальный критерий); в-четвертых, в эмоциональных проявлениях (эмоциональный критерий). 3.Карта воспитанности младшего школьника Программа изучения личности младшего школьника может включать следующие разделы: - общие сведения о ребенке и его семье; -особенности здоровья и физического развития; -отношение к школе и особенности учебной деятельности; -трудовые навыки; -способности и интересы; -дисциплинированность, общественная направленность; -взаимоотношения с одноклассниками; - особенности характера. Карта воспитанности – одна из форм изучения и фиксации уровня воспитанности. Содержание карты воспитанности младшего школьника (А.И.Кочетов) включает перечень интегративных качеств (и их компонентов), доступных данному возрасту. Методика использования карты воспитанности предполагает после проведения диагностики уровня воспитанности фиксацию педагогом в индивидуальной карте наличия у воспитанника определенных свойств и качеств.
4.Наблюдение как метод педагогического исследования Наблюдение – это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем педагогического процесса в естественных условиях с фиксацией результатов наблюдения Метод наблюдения позволяет выявить степень сформированности в поведении младших школьников элементарных навыков поведения в школе, общественных местах, общения с одноклассниками, культуры поведения за столом, в ходе игры и т.д. Наблюдение может быть длительным и кратковременным, сплошным и выборочным. Особый вид наблюдения – включенное, при котором исследователь на определенный, достаточно длительный срок включается в жизнь наблюдаемой группы, принимает участие в ее работе и жизни, скрывая свою реальную роль и цель. Объект наблюдения необходимо конкретизировать. К примеру, если объектом наблюдения является деятельность коллектива, необходимо уточнить что именно будет наблюдать исследователь – уровень сплоченности, стиль взаимоотношений, способность коллектива организовать совместную деятельность. Для применения данного методы разрабатывается специальная таблица (план, схема) фиксации наблюдений, система обобщения и анализа результатов. При этом можно использовать оценочную шкалу, условные обозначения. Важные требования к организации и проведению наблюдений: -наблюдение должно быть объективным, не допускающим предвзятости в оценках; -в процессе наблюдения надо учитывать психическое состояние ребенка; -для большей достоверности результатов желательно добиться скрытой позиции наблюдателя; -наблюдение должно носить аналитический характер, не откладывать описание наблюдаемых фактов, чтобы не упустить существенных деталей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |