КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторные занятия
Тема 4. Типология и содержание форм внеурочной работы Цели: закрепление знаний сущности и классификации форм воспитательной работы; отработка умений организации форм воспитательной работы в начальных классах: классного часа, конкурса, викторины.
Практические задания 1.Составить структурно-логическую схему «Понятие и классификации форм воспитания» (приложение 4). 2.В микрогруппах заполнить таблицу «Методика организации традиционных форм воспитательной работы в начальных классах» (приложения 6, 8,12)
3. Организовать взаимообучение (технология КСО) по усвоению общего алгоритма методики проведения воспитательного мероприятия. 4.Проанализировать письменно методическую разработку воспитательного мероприятия (конкурса и утренника) и обсудить в микрогруппах (приложение 16).
Вопросы для самоконтроля 1.Дайте понятие «форма воспитания», приведите классификации форм воспитания (по содержанию, количеству участников, субъекту организации, продолжительности). 2.Воспроизведите в виде схемы общий алгоритм методики проведения воспитательного мероприятия: выбор формы и целеполагание; этап подготовки; этап проведения мероприятия; финальная часть. 3. Каковы задачи, основные методические требования к проведению конкурсной программы? 4. Каково воспитательное значение театрализованной деятельности? 5. Назовите формы и педагогические условия организации театрализованной деятельности младших школьников. Литература:4;15;24;32;35;38
Тема 6. Методика организации коллективной творческой деятельности младших школьников Цели: усвоение теоретических основ методики КТД, ее истоков и особенностей применения в современных условиях; отработка умений организации коллективно-творческого дела.
Практические задания 1.Ознакомиться с книгой И.П.Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» и написать краткую аннотацию. 2.Составить в микрогруппах структурно-логические схемы «Основные характеристики и виды КТД», «Шесть стадий КТД» (приложение 10). 3.В форме деловой игры провести: сбор-старт, заседание совета дела. 4.Организовать в группе деловую игру по методике КТД (на примере дел «Эстафета любимых занятий», «Сказка-эстафета», «Турнир-викторина») 5.Провести анализ и рефлексию проведенной игры.
9.Как осуществляется планирование воспитательной работы по тематическим периодам?
Литература:2;4;6;16;18;24;32 Тема 13. Организация игровой деятельности младших школьников Цели: закрепление знаний о функциях игры, ее видах, методике организации; отработка умений составления игровой программы для младших школьников, организации игры-путешествия.
Практические задания 1. На основе одной из классификаций игр составить структурно-логическую схему «Игра и ее роль в воспитании младших школьников». 2. В микрогруппах разработать и защитить игровую программу для учащихся начальных классов. 3. В форме деловой игры представить фрагмент игры-путешествия (реального или воображаемого); предложить и провести игру с элементами ТРИЗ (или интерактивную игру). 4. Провести анализ и оценку организации игр.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите функции игры. 2. Приведите примеры использования игры как средства, метода, приема, формы воспитания. 3. Воспроизведите основные методические требования к организации подвижной игры. 4. В чем особенности использования белорусской народной игры в воспитательной работе с младшими школьниками? 5. Сформулируйте цели и раскройте особенности использования в начальных классах современных игровых технологий. Литература:2;4;6;8;26;27 Тема 14. Формы и методы работы учителя с семьями учащихся Цели: усвоение педагогических основ взаимодействия с родителями; закрепление знаний о современных технологиях и культуре педагогического взаимодействия с семьей ученика; отработка умений подготовки и проведения родительского собрания.
Практические задания 1. Составить план и предложить нестандартную форму проведения родительского собрания. 2. Подобрать и обсудить в микрогруппах педагогические ситуации по проблеме взаимодействия учителя с родителями. 3. Составить структурно-логическую схему «Технология контактного взаимодействия с родителями». 4. В форме деловой игры разыграть: первое посещение семьи; фрагмент индивидуальной беседы с родителями. 5. Провести анализ и оценку проведенных фрагментов. 6. Организовать дискуссию на тему «Конфликт с родителями: кто виноват и что делать?». 7. Выполнить письменный анализ методической разработки родительского собрания в начальных классах.
Вопросы для самоконтроля 1.Каковы особенности и типология современной семьи? 2.В чем сущность понятия «взаимодействие»? 3.Назовите задачи педагогического взаимодействия школы и семьи. 4.Перечислите групповые, индивидуальные и коллективные формы взаимодействия с родителями. 5.Какие формы педагогического взаимодействия с семьей являются приоритетными в современных условиях и почему? 6.От чего зависит эффективность проведения родительского собрания?
Литература:23;24;25;29;35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Характеристика воспитательной системы класса Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. В процессе моделирования и построения воспитательной системы проблема выявления всех ее элементов не относится к числу наиболее значимых. Важнее определить, какие компоненты системного образования являются основными. Такими составляющими являются пять компонентов: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический. Первый компонент – индивидуально-групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса: P классный руководитель (воспитатель); P учащиеся класса; P родители учащихся; P педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе. Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. Не случайно при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения воспитательная система этого класса. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка классного руководителя. Самой значительной и важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они – полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, культивируемых в классном коллективе отношений и общения. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированность в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Второй компонент воспитательной системы класса – ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: P цели и задачи воспитания; P перспективы жизнедеятельности классного сообщества; P принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие – имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи – вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе, об их иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых. Именно иерархия ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление ориентаций участников воспитательного процесса.
Приложение 2
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |