КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практические занятия
Тема 1. Педагогические основы воспитательной деятельности учителя начальных классов Цели: усвоить сущность ключевых понятий темы, современные концептуальные подходы и структуру воспитательной деятельности; закрепить знание средств и методов воспитания
Подготовка и ход занятия
1.Составить структурно-логическую схему «Воспитательная деятельность на современном этапе» 2.Подготовить реферат по одной из тем: «Принцип гуманизма в истории педагогики» «Воспитательная система класса» «Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили» 3. Составить и обосновать вариант памятки «Педагогическая поддержка ребенка» (приложение 2). 4. Проанализировать программу воспитания младших школьников «Ориентир» (цели и задачи, концептуальные подходы, структурные компоненты).
Вопросы для самоконтроля 1. Дать определение понятий «воспитательная деятельность», «воспитывающая деятельность», «воспитательная работа». 2. Чем характеризуется воспитательная система класса и каковы пути ее создания? (приложение 1) 3. Назовите особенности, задачи, структуру программы воспитания младших школьников «Ориентир». 4. Какова роль и основные характеристики педагогической позиции по Н.Е.Щурковой? 5. Перечислите и обоснуйте функции классного руководителя. Литература: 2;6;8;17;22;24;35 Тема 3. Современные воспитательные технологии Цели: усвоить понятие о воспитательных технологиях, их особенности и содержание; отработка умения применять приемы воспитательной технологии в конкретной педагогической ситуации.
Практические задания 1. Применить одну из воспитательных технологий в решении предложенной педагогической ситуации. 2. Сравнить две воспитательные технологии, найти их взаимосвязь, сходство, отличия, особенности применения (в зависимости от субъектов педагогического взаимодействия, уровня сформированности коллектива, индивидуальных особенностей учащихся). 3. Проанализировать воспитательную технологию и возможности ее использования с точки зрения: - принципов воспитания; -педагогической позиции учителя; -уровня профессионального мастерства; -согласованности действий педагога и родителей; -возрастных особенностей детей; -уровня развития коллектива и особенностей морально-психологического климата в коллективе; -индивидуальных особенностей учащихся. 4. Составить структурно-логическую схему (символический рисунок), иллюстрирующую конкретную воспитательную технологию (приложение 3).
Вопросы для самоконтроля 1.Дайте определение воспитательной технологии 2.Какие вы знаете элементы воспитательных технологий? 3.Какие существуют классификации воспитательных технологий? 4.В чем особенности использования технологий индивидуального и группового взаимодействии? 5.Оцените возможность применения воспитательных технологий в комплексе с традиционными методами и средствами воспитания. 6. Проанализируйте возможные препятствия, объективные и субъективные трудности использования технологии в практической деятельности педагога-воспитателя. 7. Какие воспитательные технологии наиболее успешно применяются в воспитательной деятельности учителя начальных классов? Ответ обоснуйте и аргументируйте. Литература:18;31;32;33;36;37;41
Тема 5. Методика составления плана воспитательной работы Цели: ознакомление с различными видами планов воспитательной работы; формирование умений прогнозирования, проектирования и конструирования воспитательной работы.
Подготовка и ход занятия 1.Проанализировать различные подходы к формам планирования воспитательной работы (приложение 9). 2.Определить функции и общие требования к планированию. 3.Подготовить в микрогруппах анализ планов воспитательной работы учителя начальных классов. 4.В микрогруппах (парах) составить примерный план воспитательной работы на одну четверть конкретного класса начальной школы. 5.Провести взаимоанализ разработанных проектов планов.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите функции планирования воспитательной работы. 2. Каковы основные педагогические требования к планированию воспитательной работы? 3. Какие вы знаете виды планов? 4. Из каких элементов традиционно состоит план воспитательной работы? 5. Каким образом можно привлекать к планированию воспитательной работы учащихся? В чем заключается педагогическая целесообразность привлечения учащихся к планированию? Литература:25;26;27;28;34;35;38 Тема 7. Методика организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников Цели: усвоение задач и содержания гражданско-патриотического воспитания, особенностей и методики его осуществления в начальных классах.
Подготовка и ход занятия
1. Составить структурно-логическую схему «Методика организации социально-ориентированных воспитательных дел в начальных классах». 2. В микрогруппах разработать план-конспект проведения одного мероприятия или КТД на патриотическую тему. 3. Выполнить анализ методической разработки.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы цели гражданско-патриотического воспитания? 2. Назовите основные средства воспитания гражданственности и патриотизма. 3. Перечислите методические условия эффективной организации воспитательной работы в данном направлении. 4. В чем заключаются особенности использования в воспитании младших школьников народной педагогики? 5. Назовите формы организации гражданско-патриотического воспитания (приложение 4).
Литература:8;9;10:11;12;21;38
Тема 8. Формы и методы нравственно-правового воспитания младших школьников Цели: усвоение задач, содержания и методики нравственного и правового просвещения младших школьников.
Подготовка и ход занятия 1.Определить общие методические требования к нравственно-правовому просвещению младших школьников. 2. Составить таблицу «Методика этического занятия в начальных классах», отражающую воспитательные задачи, основные методические требования и типичные недостатки в проведении). 3.Разработать в микрогруппах содержание занятия по правам человека и этической беседы (приложения 4, 12). 4.Провести анализ методической разработки этического занятия (приложение 16).
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы задачи нравственного воспитания младших школьников? 2. Назовите формы и методы нравственно-правового воспитания7 3. В чем заключаются основные методические требования к проведению этической беседы в начальных классах? 4. Каковы задачи правового просвещения? 5. Как обусловлена методика нравственно-правового просвещения возрастными особенностями младших школьников? 6. Приведите примеры нестандартных форм нравственно-правового воспитания. Литература:1;4;13;20;24;37;38;39;40 Тема 10. Методика формирования эстетической культуры младших школьников Цели: усвоение понятия «эстетическая культура личности», критериев ее сформированности; овладение методикой проведения художественно-эстетических дел в начальных классах.
Подготовка и ход занятия 1. Составить таблицу «Задачи, средства и формы эстетического воспитания». 2. Проанализировать систему эстетического воспитания младших школьников в программе «Ориентир» (проект «В гармонии с природой и искусством») 3. Подготовить реферат «Организация театрализованной деятельности школьников» (приложение 7). 4. Разработать тест по методике организации художественно-эстетического КТД (работа в парах). 5. В микрогруппах разработать сценарий утренника для младших школьников, провести анализ методической разработки (приложения 7, 8, 16).
Вопросы для самоконтроля 1.Дать определение понятия «эстетическая культура личности», назвать ее структурные компоненты и критерии сформированности. 2. Каковы задачи и особенности эстетического воспитания младших школьников? 3. Перечислите средства и формы эстетического воспитания. 4. В чем особенности организации театрализованной деятельности младших школьников? 5. Какие художественно-эстетические дела предлагает методика И.П.Иванова? 6. Назовите основные методические требования к организации художественно-эстетических воспитательных дел.
Литература:2;4;22;26;27;28;38 Тема 12. Содержание воспитательной работы в первом классе Цели: усвоение задач, содержания воспитательной деятельности педагога в первом классе; овладение методами, приемами и формами педагогического взаимодействия с учащимися и родителями.
Подготовка и ход занятия 1. Составить структурно-логическую схему или таблицу и «Задачи и направления воспитательной работы в первом классе». 2. Привести примеры игр для знакомства детей друг с другом и установления доброжелательных отношений. 3. Представить в микрогруппах серию игровых упражнений по формированию у первоклассников культурных навыков (приложение 11). 4. Предложить свой вариант плана первого родительского собрания.
Вопросы для самоконтроля 1.Какие воспитательные задачи решает педагог в первые недели обучения первоклассников? 2. Как создать в классе благоприятный морально-психологический климат? 3. Раскрыть роль игры в воспитании первоклассников. 4. Каковы задачи и содержание работы с родителями в первом классе по программе «Ориентир»? Литература:3;4;8;26
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |