Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология этической защиты




Технология формирования Образа жизни, достойной Человека

(философское воспитание по Н.Е.Щурковой)

 

Формируя этот Образ, педагог оставляет за воспитанником свободу выбора и создания своего собственного образа жизни, за который он несет ответственность перед собой и людьми. Важное значение в этом имеют ценности, уровень нравственной культуры семьи, друзей, а также индивидуальные особенности личности.

Задача педагога – помочь воспитанникам осмыслить содержание и смысл человеческой жизни, «презентовать» истинные ценности.

Направления воспитательного воздействия:

1. Оценка педагогом происходящего в повседневной жизни с позиций достойного и недостойного для Человека. Здесь используются реплики: «Вот это поступок, достойный уважения!», «Как это красиво, по-человечески!», «Это недостойный поступок, настоящий человек не должен так поступать».

2. Предъявление воспитанникам наглядных примеров из жизни людей (выдающихся и простых граждан), в которых проявляются лучшие качества человека, духовность, милосердие, великодушие.

3. Использование произведений искусства, литературы, устного народного творчества содержащих философские обобщения о смысле жизни. К примеру, младшим школьникам вполне доступен философский смысл сказки Антуана Де-Сент Экзюпери «Маленький принц».

4. Специальные беседы, сочинения, клубные занятия на темы: «Что главное в жизни?», «Кого мы называем богатым (сильным)?», «Для чего живет человек?», «Это недостойно человека», «Счастье каждый понимает по-своему», «Самая дорогая вещь в нашем доме» и т.п.

 

Этическая защита – это сохранение нравственного уровня общения, защита от безнравственного поведения, провоцирующего других людей на безнравственность.

В зависимости от ситуации, субъекта негативного поведения (взрослый, ребенок, знакомый, незнакомый) возможно применение следующих приемов:

ВОПРОС НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (сделать вид, что не услышал, не понял)

– Простите, что вы сказали?

– Извините, я не расслышала?

НАИВНОЕ УДИВЛЕНИЕ (вербальное и невербальное)

– Не может быть! Не верю своим ушам!

ВЗЯТЬ ВИНУ НА СЕБЯ

– Я, наверное, непонятлива…

– Может быть, я тебя обидела…

– Простите, я теряюсь, когда со мной так разговаривают (кричат)

– Жаль, что я не умею так разговаривать

ОКУЛЬТУРЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

– Если я вас правильно поняла, вы хотели сказать…

ОСТАВИТЬ НАЕДИНЕ С СОБОЙ

– Подумай хорошенько, когда останешься один…

– Когда вырастешь и вспомнишь, может, станет стыдно…

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВ ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ

– Вы всегда такой выдержанный, и вдруг…

– Я всегда считала тебя очень воспитанным…

– Вы производите такое благоприятное впечатление…

ПРОЕКЦИЯ БУДУЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

– В следующий раз, когда обратишься ко мне…

ВЕЛИКОДУШНОЕ СОГЛАСИЕ, ОТКРЫТОЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО

– Если тебе хочется именно так все представить, что ж…

ПОДСТАНОВКА МОТИВА ИЛИ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ

– Дай яблока! (грубо)

– Ты хочешь мне его помыть?!

Условие: безнравственное поведение не должно стать привычным, приемы данной технологии помогают как сохранить свое достоинство, самоуважение, так и задуматься субъекту, нарушившему этические нормы, над своим поведением.

Технология «Диалог «педагог-воспитанник»

Цель - установление доверительного контакта с воспитанником. Данная технология особенно эффективна во взаимодействии с педагогически запущенными воспитанниками.

Этапы:

1. Накопление согласий

На данном этапе важно добиться самого контакта. Рекомендуется использовать:

- нейтральное высказывание (о погоде, телепередачи и т.п.);

- просьбу о помощи (явной, несложной – что-то падает, не открывается);

- безобидный юмор, направленный на нейтральные действия, вещи;

- подчеркнуто вежливое обращение с искренней интонацией.

Важны невербальные проявления: жесты, мимика, поза, дыхание, движения.

2. Поиск интересов

Приемы:

- подчеркивание оригинальности высказываний («Это ты здорово подметил…»);

- просьба о детализации («Что-то я забыла, что там было дальше?»);

- фиксация эмоциональных совпадений («Мне это тоже нравится»);

- дать возможность воспитаннику продемонстрировать его компетентность («Объясни мне, пожалуйста, а что такое…? Я в этом плохо разбираюсь»);

- уступки в оценках («Может и правда, это не так страшно, как показалось мне вначале»).

3. Принятие особенных качеств – выход на личностную открытость:

- инициирование высказываний школьника о себе, своих поступках, качествах; важное условие -- запрет на возражение со стороны педагога, спор, сомнение в наличии положительных качеств у ученика.

4. Выяснение качеств, неблагоприятных для взаимодействия.

Здесь используются осторожные расспросы и обсуждаются обстоятельства, детали ситуации.

5. Выявление особенностей личностной идентификации воспитанника, т.е. соотнесенности себя с миром. Выясняется:

- кто является для него авторитетом, к кому обычно обращается за помощью;

- как сравнивает себя с другими людьми, одноклассниками;

- каковы истинные намерения, причины поступков и действий ученика.

6. Выработка норм и принципов будущего поведения (например, в форме «Секретного договора» между педагогом и воспитанником).

Одно из решающих условий успешности диалога: обстановка задушевности (неяркий свет, полушепот, никто не мешает разговору).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.