КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология этической защиты
Технология формирования Образа жизни, достойной Человека (философское воспитание по Н.Е.Щурковой)
Формируя этот Образ, педагог оставляет за воспитанником свободу выбора и создания своего собственного образа жизни, за который он несет ответственность перед собой и людьми. Важное значение в этом имеют ценности, уровень нравственной культуры семьи, друзей, а также индивидуальные особенности личности. Задача педагога – помочь воспитанникам осмыслить содержание и смысл человеческой жизни, «презентовать» истинные ценности. Направления воспитательного воздействия: 1. Оценка педагогом происходящего в повседневной жизни с позиций достойного и недостойного для Человека. Здесь используются реплики: «Вот это поступок, достойный уважения!», «Как это красиво, по-человечески!», «Это недостойный поступок, настоящий человек не должен так поступать». 2. Предъявление воспитанникам наглядных примеров из жизни людей (выдающихся и простых граждан), в которых проявляются лучшие качества человека, духовность, милосердие, великодушие. 3. Использование произведений искусства, литературы, устного народного творчества содержащих философские обобщения о смысле жизни. К примеру, младшим школьникам вполне доступен философский смысл сказки Антуана Де-Сент Экзюпери «Маленький принц». 4. Специальные беседы, сочинения, клубные занятия на темы: «Что главное в жизни?», «Кого мы называем богатым (сильным)?», «Для чего живет человек?», «Это недостойно человека», «Счастье каждый понимает по-своему», «Самая дорогая вещь в нашем доме» и т.п.
Этическая защита – это сохранение нравственного уровня общения, защита от безнравственного поведения, провоцирующего других людей на безнравственность.
В зависимости от ситуации, субъекта негативного поведения (взрослый, ребенок, знакомый, незнакомый) возможно применение следующих приемов: ВОПРОС НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (сделать вид, что не услышал, не понял) – Простите, что вы сказали? – Извините, я не расслышала? НАИВНОЕ УДИВЛЕНИЕ (вербальное и невербальное) – Не может быть! Не верю своим ушам! ВЗЯТЬ ВИНУ НА СЕБЯ – Я, наверное, непонятлива… – Может быть, я тебя обидела… – Простите, я теряюсь, когда со мной так разговаривают (кричат) – Жаль, что я не умею так разговаривать ОКУЛЬТУРЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – Если я вас правильно поняла, вы хотели сказать… ОСТАВИТЬ НАЕДИНЕ С СОБОЙ – Подумай хорошенько, когда останешься один… – Когда вырастешь и вспомнишь, может, станет стыдно… ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВ ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ – Вы всегда такой выдержанный, и вдруг… – Я всегда считала тебя очень воспитанным… – Вы производите такое благоприятное впечатление… ПРОЕКЦИЯ БУДУЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ – В следующий раз, когда обратишься ко мне… ВЕЛИКОДУШНОЕ СОГЛАСИЕ, ОТКРЫТОЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО – Если тебе хочется именно так все представить, что ж… ПОДСТАНОВКА МОТИВА ИЛИ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ – Дай яблока! (грубо) – Ты хочешь мне его помыть?! Условие: безнравственное поведение не должно стать привычным, приемы данной технологии помогают как сохранить свое достоинство, самоуважение, так и задуматься субъекту, нарушившему этические нормы, над своим поведением. Технология «Диалог «педагог-воспитанник» Цель - установление доверительного контакта с воспитанником. Данная технология особенно эффективна во взаимодействии с педагогически запущенными воспитанниками. Этапы: 1. Накопление согласий На данном этапе важно добиться самого контакта. Рекомендуется использовать: - нейтральное высказывание (о погоде, телепередачи и т.п.);
- просьбу о помощи (явной, несложной – что-то падает, не открывается); - безобидный юмор, направленный на нейтральные действия, вещи; - подчеркнуто вежливое обращение с искренней интонацией. Важны невербальные проявления: жесты, мимика, поза, дыхание, движения. 2. Поиск интересов Приемы: - подчеркивание оригинальности высказываний («Это ты здорово подметил…»); - просьба о детализации («Что-то я забыла, что там было дальше?»); - фиксация эмоциональных совпадений («Мне это тоже нравится»); - дать возможность воспитаннику продемонстрировать его компетентность («Объясни мне, пожалуйста, а что такое…? Я в этом плохо разбираюсь»); - уступки в оценках («Может и правда, это не так страшно, как показалось мне вначале»). 3. Принятие особенных качеств – выход на личностную открытость: - инициирование высказываний школьника о себе, своих поступках, качествах; важное условие -- запрет на возражение со стороны педагога, спор, сомнение в наличии положительных качеств у ученика. 4. Выяснение качеств, неблагоприятных для взаимодействия. Здесь используются осторожные расспросы и обсуждаются обстоятельства, детали ситуации. 5. Выявление особенностей личностной идентификации воспитанника, т.е. соотнесенности себя с миром. Выясняется: - кто является для него авторитетом, к кому обычно обращается за помощью; - как сравнивает себя с другими людьми, одноклассниками; - каковы истинные намерения, причины поступков и действий ученика. 6. Выработка норм и принципов будущего поведения (например, в форме «Секретного договора» между педагогом и воспитанником). Одно из решающих условий успешности диалога: обстановка задушевности (неяркий свет, полушепот, никто не мешает разговору).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |