КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Черенкова А.Д
По истории русского языка Лекции и практические занятия А. Д. Черенкова ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛЕКЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ А.Д.Черенкова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Воронеж 2009
Рецензенты:
доктор филологических наук, доцент кафедры славянской филологии А.А.Припадчев (ВГУ)
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Л.К. Лыжова (ВГПУ)
Лекции и практические занятия по истории русского языка: учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы / А.Д.Черенкова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 170 с.
Учебное пособие подготовлено в рамках создания учебно-методического комплекса по истории русского языка. Оно содержит основные разделы данной дисциплины: исторические изменения в фонетике, морфологии, синтаксисе и лексике. Рассмотрены основные движущие силы изменений в языке. Пособие содержит курс лекций по истории русского языка, материалы к практическим занятиям, тексты контрольных работ и вопросы к экзамену. Учебное пособие предназначено для студентов филологических факультетов дневного и заочного обучения.
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКЦИИ Вступительное слово. История русского языка как учебная дисциплина занимает центральное место в ряду дисциплин историко-лингвистического цикла. Как особая учебная дисциплина она была введена в планы филологических факультетов российских вузов в XIX в. и называется по-разному. Традиционный, классический термин - «историческая грамматика русского языка». Все основные учебники по истории русского языка, начиная с буслаевского, имеют именно такое название, в т.ч. те, которые рекомендуются студентам и в настоящее время: Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. – М., 1981; Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990; Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. Воронеж, 1984; Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. - М., 1962, и др. Сейчас в Институте русского языка им. В.В.Виноградова РАН готовится к изданию под редакцией В.Б.Крысько многотомная монография, посвящённая изучению только вопросов морфологии, «Историческая грамматика древнерусского языка». Уже вышло 4 тома: Множественное число именного склонения (2000), Двойственное число (2001), Прилагательные (2006), Числительные (2006). В данном случае указанный термин используется в узком смысле. Несколько лет назад в учебном плане подготовки учителей русского языка и литературы появилось новое название дисциплины - «история русского языка», предполагающее объединение двух дисциплин: исторической грамматики русского языка и истории русского литературного языка. Однако для разграничения этих дисциплин первый термин (история русского языка) закрепился за исторической грамматикой, а для истории русского литературного сохранилось старое название. В учебном плане многоуровневой подготовки эта дисциплина будет называться так: «История русского языка: древнерусский язык». Но как бы ни называлась дисциплина – суть её одна и сложность её не изменяется. Дисциплина трудная, требующая от студента хорошо развитого аналитического мышления, натренированной памяти, глубокой лингвистической эрудиции, навыков самостоятельной работы. Без этих качеств дисциплину не осилить. Контроль за усвоением дисциплины будет осуществляться не только на каждом практическом занятии, но и в виде самостоятельных, проверочных и контрольных работ, во время олимпиады по русскому языку, тестирования и экзамена. Итоги успеваемости будут рассматриваться на межсессионной аттестации студентов. Большая часть вопросов по истории русского языка (исторической грамматике) включена в программу государственного экзамена по русскому языку. Кроме того, знания по истории русского языка по традиции проверяются во время комплексных министерских комиссий, что свидетельствует о большой значимости истории русского языка в процессе подготовки будущих учителей-словесников. На время изучения исторической грамматики следует запастись учебниками, этимологическими словарями, ходить на лекции, активно работать на практических занятиях и обращаться к преподавателю за консультациями.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |