КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины
Введение Лекция 1.
План: 1. Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины. 2. Связь истории русского языка с другими дисциплинами. 3. Основные источники изучения исторической грамматики. 4. Методы изучения истории русского языка. Вклад в изучение истории русского языка отечественных и зарубежных лингвистов. 5. Периодизация древнерусского языка.
Русский язык - это основной предмет будущей специальности студента-филолога. Но современное состояние языка, на котором мы говорим сейчас, есть результат длительного развития его в предшествующие эпохи. Русский язык, как и любой другой из живых языков мира, развивается, совершенствуется и обогащается. Процесс развития языка обусловливается внутренними и внешними причинами. Изучением движущих сил этого процесса и результатов языковых изменений занимается предлагаемая в данном пособии дисциплина. Она предполагает изучение всех языковых уровней в историческом развитии: фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики. Таким образом, предметом исторической грамматики русского языка является процесс становления фонетических и грамматических норм современного русского языка. Важным моментом при определении предмета данной учебной дисциплины является временной фактор. В качестве исходного периода мы возьмём древнерусский язык конца X-XI вв., однако многие признаки древнерусского языка, особенно фонетические, берут начало в праславянском языке, поэтому будем повторять процессы, происшедшие в праславянский период, известные студентам из курса старославянского языка. Конечная точка этого периода – современный русский язык. Итак, мы будем наблюдать эволюцию языковых процессов с конца X-XI в. по настоящее время, производя экскурсы в праславянский период. При этом следует иметь в виду, что фонетическая и грамматическая системы русского языка развивались непрерывно. Главная задача дисциплины – проследить эволюцию систем (фонетической и грамматической) и языковых средств, раскрыть основные законы и закономерности фонетических и грамматических процессов в русском языке, установить причинно-следственные связи. В курсе исторической грамматики важна не простая констатация фактов, а выяснение причин, вызывающих те или другие изменения. В состав практических задач курса входит: А) Историческое объяснение явлений современного русского языка, что имеет большое значение в процессе преподавания русского языка в школе и в вузе: беглость гласных, наличие разносклоняемых существительных в русском языке и др. Б) Объяснение архаизмов, которые могут встретиться в языке писателей 18-19 вв. Например, в романе Тургенева «Новь»: Ее отец… дослужился генеральского чина. У Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» (18 в.): Едущу же мне из Едрова, Анюта из мысли моей не выходила. В) Научить пониманию древних рукописей: читать, переводить и анализировать памятники древнерусской письменности. Г) Расширить лингвистический кругозор. Выполнение поставленных задач усилит лингвистическую подготовку будущих учителей русского языка и литературы.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |