КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Календарь. Философия средневековой Руси
Философия средневековой Руси
Обряды и праздники: Коляда: праздновалась 22 декабря – в самый короткий день, когда солнце поворачивало на лето. Девушки водили хоровод, а царь, тайно прогуливаясь по улицам, наделял нищих мелочью. Вечером, ряженные в масках и костюмах “стариков” с длинными мочалками (бородами), в полушубке, вывернутом на изнанку изображали нежить – чертей, дьявола, кикимор, домовых, животных (медведей, козлов), смерть (маски покойников), русалок для отпугивания изображаемой нечистой силы. Заходя в дом, они пели песни с пожеланиями благополучия хозяину и дому. Новый год – начинался с марта и символизировал возрождение природы. В 1492 году Иван Васильевич III утвердил постановление Московского собора о начале церковного и гражданского нового года с 1 сентября – в этот день платили дань и оброки. Рано утром царь торжественно выходил во двор Кремля, где каждый мог подойти к царю и “искать у него правды”, просить о милости. По правую сторону на дворцовый двор, где собирался народ, направлялось шествие из патриархов и 100 священников с образами и святыми книгами. По левую сторону площади навстречу им двигалась процессия бояр, возглавляемая царем. Царь и патриарх выходили навстречу друг другу, трижды целовались в уста, затем царь целовал крест патриарха, произносил речь с поздравлениями, народ криком приветствовал царя и патриарха, кидал к ногам царя прошения, которые подбирали дьяконы и относили в царские покои. Петр I издал приказ о праздновании нового года 1 января (в соответствии с европейскими традициями). 1698-1699 – был самым коротким годом на Руси. В соответствии с приказом, народ должен был на улицах запускать ракеты после благодарения Бога и пения в церкви, украшать перед воротами, дворы и дома хотя бы одним наряженным деревом, веткой (ели, сосны, можжевельника). В 1770 году была введена традиция: с 1 по 7 января ездить по гостям и поздравлять друг друга с новым годом. На Красной площади устраивали потехи, стрельбу (каждый богатый двор должен был палить из маленькой пушки или ружья, пускать ракеты), а на улицах и дворах – зажигать костры из дров и соломы (мелкие дворы это делали в складчину). На следующий день после нового года, царь принимал поздравления у себя во дворце. Веснянки: праздновались для замыкания зимы и заговора солнца. Все члены одного рода водили “крутые” одно-двухлинейные хороводы, солисты-запевалы (позже – корифеи - основатели актерской профессии) пели песни. Селяне “выпускали траву”: катали с горы яйца, отпускали птиц из клеток и подбрасывали вверх фигурное обрядовое печенье в виде птиц (жаворонков). Пасхальная неделя: предполагала исполнение каждодневное исполнение ритуалов. В вербное воскресенье после освещения вербовых веточек в церкви, ими хлестали близких и особенно больных, желая здоровья В среду пекли пресное печенье – средокрестье, которое ели сами, давали скоту, зарывали в землю. В чистый четверг – совершали омовения, в т.ч. больных, На пасху яйцами одаривали родственников и прохожих, в целях оплодотворения земли - крошили их в ямки. В этот день водились хороводы, для стимулирования роста растений – качались на качелях, поминали усопших и подавали нищим. На семицкие праздники: девушки находили в лесу самую красивую и разлапистую березу, которую завивали ленточками на себя и на родных. Березу развивали на троицу, при этом увядшие веточки свидетельствовали о будущем нездоровье либо смерти человека, на которого завивалась веточка. Дерево срубалось и бросалось в воду в целях очищения рода всех селян и оптимизации функции плодородия. Купальские праздники связаны с именами полубога Купалы и святого Иоанна Крестителя. Роса в этот считалась целебной, трава лечебной, вода, взятая поутру (пока вороны не искупались) - святой. Цветущий ночью папоротник по поверьям указывал на сокровища (клад Перуна), охраняемый духами леса. Девушки гадали о замужестве по венкам из цветов и зажженным свечам, брошенным в реку. Для очищения тела и духа, а также для сохранения здоровья, селяне по очереди перепрыгивали через костер, зажженный от “святого” огня.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |