Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Компетенции, формируемые на занятии:методологическая (знание парадигмы развития современной науки и современной научной картины мира) и социоличностная




ЗАНЯТИЕ 2. КАРТИНА МИРА И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

 

Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (знание парадигмы развития современной науки и современной научной картины мира) и социоличностная (умение пользоваться полученным знанием в своей профессиональной деятельности).

Вопросы для обсуждения:

1. Картина мира как форма внутридисциплинарной систематизации научного знания и как способ междисциплинарного знания.

2. Естествознание в системе материальной и духовной культуре.

3. Ноосферогенез: глобально-международные аспекты развития.

 

Темы рефератов:

1. Научная картина мира и образ науки.

2. Ньютоно-картезианская научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развития науки XVIII-XIX вв.

3. Научные открытия ХХ века, их влияние на современную науку.

4. Перспективы научных исследований.

5. В.И. Вернадский о человечестве как геологической силе.

Форма занятия – «презентация творческих проектов»

Тема:

«Основания современной научной картины мира»

Подготовительный этап: на предварительном занятии студентам дается задание – разделиться на 5 подгрупп и определиться, какую науку в качестве основания современной научной картины мира они будут представлять. Преподаватель предлагает выделять следующие пять наук: биология, астрономия, экология, физика, психология.

Задача участников подгрупп на предварительном этапе является максимально полное изучение особенностей формирования той или иной науки, например, биологии:

1) история развития биологии;

2) научные открытия в биологии в ХХ-ХХI веках;

3) выдающиеся ученые-биологи (краткие биографические справки);

4) научные издания по биологии (российские и зарубежные).

По аналогичной схеме готовятся и участники других подгрупп, но применительно к выбранной сфере науки. Изученный материал представляется студентами в форме презентации.

Основной этап: на самом занятии каждая из пяти подгрупп презентует свою науку в качестве основания современной научной картины мира. На выступление каждой подгруппы выделяется не более 15 минут. Если у других участников дискуссии возникают вопросы, они могут их задать в письменном виде. После выступления всех подгрупп 5-7 минут дается для ответов на возникшие вопросы.

В завершении семинара каждая из подгрупп дается оценки выступлениям других подгрупп и выбирает кто, по их мнению, был более убедителен и доказателен. По итогам работы всех групп, выявляется, чья презентация была проведена на более высоком уровне и какая именно из подгрупп становится победителем дискуссии.

 

Литература:

Основная:

Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание. Современные когнитивные концепции. Учебное пособие. – М., 2008.

Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – М., 2006.

Клягин Н.В. Современная научная картина мира. – М., 2007.

Дополнительная:

Буденкова В.Е.Онтологические трансформации современной науки и рациональность// Философские науки. – 2006. – № 9 – С. 71-83.

Денисов В.В. Промышленная экология. – Ростов-на-Дону, 2009.

Долан С., Райх М. Глобальный кризис. За гранью очевидного. – М., 2009.

Метлов В.И. Диалектика и современное научное познание // Философия и общество. – 2005. – № 4. – С.30-55.

Павлов А. Экология и биоинформатика. – М., 2007.

Пржиленский В.И.Социокультурные предпосылки формирования научной рациональности // Взаимодействие истории науки и философии науки: теоретические и методологические аспекты: Сборник научных статей. – М. – Ставрополь, 2006. – С. 6-15.

Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания: концепции и принципы. – М., 2006.

Фейнберг Е.Л. Философия современного естествознания / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004.

Чайковский Ю. В. Картина мира и познавательные модели // Экология и жизнь. – 2006. – № 4 – С. 9-15.

Электронные ресурсы:

http://mediascope.ru – Портал научных исследований и методик журналистского образования «Медиаскоп»

http://www.inauka.ru – Портал «Известия науки – Российская наука и СМИ»

http://www.elementy.ru – Популярный сайт о фундаментальной науке

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Опираясь на знаниях в области естествознания, отобразите схему «Основные концепции естествознания». На оси абсцисс отобразите необходимые временные интервалы, на оси ординат – основные достижения в области следующих наук:

1) Физика: классическая физика, релятивистская физика, квантовая физика, квантовая теория поля;

2) Космология: классические модели, релятивистские модели, модель «горячей» Вселенной, модель расширяющейся Вселенной;

3) Химия: классическая химия, неклассическая (квантовая) химия;

4) Геология: классическая геология, неклассическая геология, теория глобальной эволюции Земли;

5) Биология: дарвинизм, менделизм, синтетическая теория эволюции, популяционно-генетический подход.

 

2. Заполните таблицу «Научные открытия ХХ века, их влияние на современную науку»:

 

№ п/п Область естествознания Научные открытия Ученые
1. Физика    
2. Генетика    
3. Биопсихология    
4. Гелиобиология    
5. Астрономия    

 

3. Охарактеризуйте сущность синхронического и диахронического анализа научной картины мира, сопоставьте их характеристики в следующей таблице:

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.