КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Компетенции, формируемые на занятии:методологическая (знание парадигмы развития современной науки и современной научной картины мира) и социоличностная
ЗАНЯТИЕ 2. КАРТИНА МИРА И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (знание парадигмы развития современной науки и современной научной картины мира) и социоличностная (умение пользоваться полученным знанием в своей профессиональной деятельности). Вопросы для обсуждения: 1. Картина мира как форма внутридисциплинарной систематизации научного знания и как способ междисциплинарного знания. 2. Естествознание в системе материальной и духовной культуре. 3. Ноосферогенез: глобально-международные аспекты развития.
Темы рефератов: 1. Научная картина мира и образ науки. 2. Ньютоно-картезианская научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развития науки XVIII-XIX вв. 3. Научные открытия ХХ века, их влияние на современную науку. 4. Перспективы научных исследований. 5. В.И. Вернадский о человечестве как геологической силе. Форма занятия – «презентация творческих проектов» Тема: «Основания современной научной картины мира» Подготовительный этап: на предварительном занятии студентам дается задание – разделиться на 5 подгрупп и определиться, какую науку в качестве основания современной научной картины мира они будут представлять. Преподаватель предлагает выделять следующие пять наук: биология, астрономия, экология, физика, психология. Задача участников подгрупп на предварительном этапе является максимально полное изучение особенностей формирования той или иной науки, например, биологии: 1) история развития биологии; 2) научные открытия в биологии в ХХ-ХХI веках; 3) выдающиеся ученые-биологи (краткие биографические справки); 4) научные издания по биологии (российские и зарубежные).
По аналогичной схеме готовятся и участники других подгрупп, но применительно к выбранной сфере науки. Изученный материал представляется студентами в форме презентации. Основной этап: на самом занятии каждая из пяти подгрупп презентует свою науку в качестве основания современной научной картины мира. На выступление каждой подгруппы выделяется не более 15 минут. Если у других участников дискуссии возникают вопросы, они могут их задать в письменном виде. После выступления всех подгрупп 5-7 минут дается для ответов на возникшие вопросы. В завершении семинара каждая из подгрупп дается оценки выступлениям других подгрупп и выбирает кто, по их мнению, был более убедителен и доказателен. По итогам работы всех групп, выявляется, чья презентация была проведена на более высоком уровне и какая именно из подгрупп становится победителем дискуссии.
Литература: Основная: Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание. Современные когнитивные концепции. Учебное пособие. – М., 2008. Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – М., 2006. Клягин Н.В. Современная научная картина мира. – М., 2007. Дополнительная: Буденкова В.Е.Онтологические трансформации современной науки и рациональность// Философские науки. – 2006. – № 9 – С. 71-83. Денисов В.В. Промышленная экология. – Ростов-на-Дону, 2009. Долан С., Райх М. Глобальный кризис. За гранью очевидного. – М., 2009. Метлов В.И. Диалектика и современное научное познание // Философия и общество. – 2005. – № 4. – С.30-55. Павлов А. Экология и биоинформатика. – М., 2007. Пржиленский В.И.Социокультурные предпосылки формирования научной рациональности // Взаимодействие истории науки и философии науки: теоретические и методологические аспекты: Сборник научных статей. – М. – Ставрополь, 2006. – С. 6-15. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания: концепции и принципы. – М., 2006.
Фейнберг Е.Л. Философия современного естествознания / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004. Чайковский Ю. В. Картина мира и познавательные модели // Экология и жизнь. – 2006. – № 4 – С. 9-15. Электронные ресурсы: http://mediascope.ru – Портал научных исследований и методик журналистского образования «Медиаскоп» http://www.inauka.ru – Портал «Известия науки – Российская наука и СМИ» http://www.elementy.ru – Популярный сайт о фундаментальной науке Задания для контроля владения компетенциями: 1. Опираясь на знаниях в области естествознания, отобразите схему «Основные концепции естествознания». На оси абсцисс отобразите необходимые временные интервалы, на оси ординат – основные достижения в области следующих наук: 1) Физика: классическая физика, релятивистская физика, квантовая физика, квантовая теория поля; 2) Космология: классические модели, релятивистские модели, модель «горячей» Вселенной, модель расширяющейся Вселенной; 3) Химия: классическая химия, неклассическая (квантовая) химия; 4) Геология: классическая геология, неклассическая геология, теория глобальной эволюции Земли; 5) Биология: дарвинизм, менделизм, синтетическая теория эволюции, популяционно-генетический подход.
2. Заполните таблицу «Научные открытия ХХ века, их влияние на современную науку»:
3. Охарактеризуйте сущность синхронического и диахронического анализа научной картины мира, сопоставьте их характеристики в следующей таблице:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |