Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Компетенции, формируемые на занятии:методологическая (обобщение знаний, полученных при изучении курса «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»




ЗАНЯТИЕ 9. РОЛЬ СМИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (обобщение знаний, полученных при изучении курса «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», определение роли средств массовой информации в трансляции достижений науки и техники и популяризации науки).

Форма занятия – «круглый стол»

Тема:

«Роль средств массовой информации в распространении достижений науки и техники»

Вопросы для обсуждения:

1. Формы коммуникаций между наукой и СМИ.

2. Технология работы в жанрах научной журналистики.

3. Научное открытие на страницах современных изданий.

4. Роль СМИ в трансляции и популяризации научных знаний.

«Круглый стол» одна из организационных форм познавательной деятельности специалистов для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий.

На подготовительном этапе группа делится на четыре подгруппы, каждая из которых особое внимание при подготовке концентрирует на отдельном вопросе, представленных для обсуждения. Результатом подготовки является мини-презентация основных положений и концепций в рамках исследуемого вопроса, которая должна быть представлена в виде электронного информационного продукта.

Для того, чтобы Ваша работа была убедительной и заслужила высокую оценку, необходимо выстроить аргументацию в соответствии с приведенной ниже на рисунке моделью:

 

 

           
     

 


Необходимо помнить, что структура работы должна отражать ее логическую целостность. Для того, чтобы усиливать Ваши аргументы и обеспечить наиболее полное понимание Вашей работы у других студентов, Вы можете использовать: аналогии, метафоры, иллюстрации, образные сравнения.

На самом занятии в порядке представленности вопросов выступают участники подгрупп, иллюстрируя основные положения своего доклада.

После выступления каждой из подгрупп выделяется время для того, чтобы у участников «круглого стола» была возможность задать интересующие вопросы по заявленной проблематике, и в дискуссии выявить истинность положений, представленных в докладе.

В завершении занятия подводятся выводы о необходимости развития научной журналистики, рассматриваются ее проблемы и перспективы. Выбирается подгруппа, представившая материал наиболее интересным, убедительным и аргументированным.

Темы рефератов:

1. Становление российской научной журналистики: проблемы и перспективы.

2. Роль Международной академической издательской кампании «Наука/Интерпериодика» в трансляции научных знаний.

3. Индекс цитирования как основа самоутверждения ученого в мировом научном сообществе.

4. Интеграция российских ученых в мировое научное сообщество.

 

Литература:

Основная:

Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г., Арутюнов В.С. и др. Наука в России. От настоящего к будущему. – М., 2009.

Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание. Современные когнитивные концепции. Учебное пособие. – М., 2008.

Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. – М., 2007.

Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания: концепции и принципы. – М., 2006.

Дополнительная:

Белых И.Г. Главная проблема российской науки сегодня // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 2. – С. 31-32.

Беляев В.А.Проективная философия науки // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 105-126.

Бикбов А.В поисках национальной научной идеи: от научно-технического прогресса – к экономике, основанной на знаниях // Логос. – 2005. – № 6. – С. 117-126.

Буденкова В.Е.Онтологические трансформации современной науки и рациональность// Философские науки. – 2006. – № 9 – С. 71-83.

Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – М., 2006.

Ворона В.А., Тихонов В.А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические советы. – М., 2009.

Гапоненко Н.В.Сфера исследований и разработок в эпоху фундаментальных изменений // Информационное общество. – 2006. – № 5-6. – С. 96-101.

Капица Ф. «Триумф» российской науки // В мире науки. – 2005. – № 2. – С.16-17.

Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. – 2008. – № 5. – С. 150-163.

Семенов Е.В.Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы // Информационное общество. – 2007. – № 1-2. – С. 44-59.

Семенов Е.Сценарии и варианты реформирования российской науки // Новые знания. Проблемы образования взрослых. – 2008. – № 3. – С. 6-10.

Цапенко И.П. Электронная эпоха науки // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. –№ 8. – С. 19-32.

Шабурова Н.Н. Наука и общество: история взаимоотношений и их современное состояние // Философия науки. – 2004. – № 3. – С.3-30.

 

Электронные ресурсы:

http://mediascope.ru – Портал научных исследований и методик журналистского образования «Медиаскоп»

http://www.ruj.ru – Сайт Союза журналистов России

http://www.dynastyfdn.com – Фонд некоммерческих программ «Династия» – организация, приоритетными направлениями которой являются развитие науки и ее популяризация в России

http://www.inauka.ru – Портал «Известия науки – Российская наука и СМИ»

http://www.journalism.narod.ru – Библиотека журналиста

http://www.elementy.ru – Популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.nauchnik.ru – Клуб научных журналистов

Задания для контроля владения компетенциями:

Напишите эссе на одну из следующих тем или можете предложить свою тему, предварительно согласовав ее спреподавателем:

 

1. «Специфика журналистской профессии в условиях развития современного общества».

2. «Влияние науки на формирование модели цивилизации».

3. «Научная журналистика в тематической структуре журналистики».

4. «Я – научный журналист!»

5. «Научная журналистика в региональных средствах массовой информации».

6. «Перспективы научных исследований».

7. «Наука о возможности гибели Человечества и путях выхода из цивилизационного кризиса».

8. «Моделирование цивилизационного процесса и его эффективность».

9. «Научная сенсация: быть или не быть диалогу между наукой и обществом?»

10. «Научная фантастика и открытия в науке и технике».

 

При написании эссе необходимо придерживаться следующих правил:

 

ü должно быть выражено собственное мнение;

ü должна быть проанализирована и интерпретирована изученная в рамках данного курса с помощью дополнительных источников информация;

ü должны быть приведены аргументы в защиту Вашей позиции/мнения, в том числе примеры, описание ситуаций и факты из Вашей журналистской практики, ссылки на мнения известных экспертов, дополнительные источники информации и материал данного курса;

ü в случае выявления в эссе определенных проблем, желательно, чтобы при их рассмотрении в эссе использовались техники анализа проблем (диаграмма Ишикавы, причинно-следственный анализ, дедукция, индукция и т.д.);

ü рекомендуется также для усиления аргументации максимально использовать визуальные образы (диаграммы, графики и т.д.).

 

Рекомендуемая структурная схема эссе:

I. Введение, где раскрывается суть и обоснование выбора данной темы (описание проблемы и имеющие отношение к ней особенности организации, в рамках которой Вы будете эту проблему решать).

 

II. Развитие темы, когда проводится аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (гипотезы, идеи, результаты анализа моделей и экспертных мнений, решение и его обоснование).

 

III. Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

 

Ацюковский В.А. Философия и методология современного естествознания. Учебное пособие. – М., 2005.

Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание. Современные когнитивные концепции. Учебное пособие. – М., 2008.

Канке В.А. Общая философия науки. Учебное пособие. – М., 2009.

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. – М., 2005.

 

Дополнительная:

Алферов Ж.И.От первого лица // Студенческий меридиан. – 2006. – № 1. – С. 22-25.

Ашмарин И.И. Наука и рынок: адаптация ученых к новым экономическим условиям // Вопросы культурологии. – 2005. – № 9. – С. 88-94.

Бандурина И.Об ответственности современного ученого // Высшее образование в России. – 2008. – № 6. – С. 165-168.

Белых И.Г. Главная проблема российской науки сегодня // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 2. – С. 31-32.

Беляев В.А.Проективная философия науки // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 105-126.

Бикбов А.В поисках национальной научной идеи: от научно-технического прогресса – к экономике, основанной на знаниях // Логос. – 2005. – № 6. – С. 117-126.

Буденкова В.Е.Онтологические трансформации современной науки и рациональность// Философские науки. – 2006. – № 9 – С. 71-83.

Васильева Л.Н.Наследие И.Р. Пригожина и социальные науки // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 28-37.

Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – М., 2006.

Ворона В.А., Тихонов В.А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические советы. – М., 2009.

Гапоненко Н.В.Сфера исследований и разработок в эпоху фундаментальных изменений // Информационное общество. – 2006. – № 5-6. – С. 96-101.

Гаранина О.Д. Панорама философии и гуманитарных наук // Философские науки. – 2006. – № 8 – С. 147-150.

Головко Н.В.Теоретические и операциональные ограничения в эпистемологии науки: метафизические и инструментальные ограничения // Философские науки. – 2008. – № 1. – С. 18-47.

Горохов В.Г.Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 80-96.

Горохов В.Г.Научно-техническая политика в обществе не-знания // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 65-80.

Горохов В.Г.Философия науки и техники: история науки и техники с философской точки зрения // Актуальные проблемы философии науки. – М., 2007. – С. 105-122.

Дежина И.Г.Научные школы: интеллектуальная капитализация или стаг-нация? // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 1. – С. 43-51.

Денисов В.В. Промышленная экология. – Ростов-на-Дону, 2009.

Долан С., Райх М. Глобальный кризис. За гранью очевидного. – М., 2009.

Зубова Л.Г.Кадровый потенциал российской науки: гендерный аспект // Вопросы статистики. – 2006. – № 10. – С. 64-74.

Илларионов С.В.Из лекций по философии науки // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3. – С. 189-220.

Капица Ф. «Триумф» российской науки // В мире науки. – 2005. – № 2. – С.16-17.

Касавин И. Т. Философия науки: несчастная дочь, счастливая падчерица? // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3. – С. 5-14.

Клягин Н.В. Современная научная картина мира. – М., 2007.

Липкин А.И. Парадигмы, исследовательские программы и ядро раздела науки в физике // Вопросы философии. – 2006. – № 6. – С. 89-104.

Мареев С. Начало и конец «философии науки» // Свободная мысль. – 2006. – № 4. – С. 192-208.

Маркусова В.А.Информационные ресурсы для мониторинга российской науки // Вестник Российской академии наук. – 2005. – Т. 75, № 7. – С. 607-612.

Метлов В.И. Диалектика и современное научное познание // Философия и общество. – 2005. – № 4. – С.30-55.

Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2006.

Миронов А.В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. – 2006. – № 1. – С.26-41.

Наумова Т.В.Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш? // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 93-101.

Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. – 2008. – № 5. – С. 150-163.

Огурцов А.П.Этос науки и риторика (От нормативного разума к коммуникативной рациональности) // Личность. Культура. Общество. – 2005. – Т. 7, № 3. – С. 107-135.

Павлов А. Экология и биоинформатика. – М., 2007.

Порус В. Философия науки: современные интерпретации. Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С. 128-143.

Порус В. Этика науки в структуре философии науки // Высшее образование в России. – 2007. – № 8. – С. 137-147.

Пржиленский В.И.Социокультурные предпосылки формирования научной рациональности // Взаимодействие истории науки и философии науки: теоретические и методологические аспекты: Сборник научных статей. – М. – Ставрополь, 2006. – С. 6-15.

Ратнер М., Ратнер Д. Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи. – М., 2007.

Рузавин Г.И.Предмет философии науки // Актуальные проблемы философии науки. – М., 2007. – С. 17-39.

Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания: концепции и принципы. – М., 2006.

Семенов Е.В.Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы // Информационное общество. – 2007. – № 1-2. – С. 44-59.

Семенов Е.Сценарии и варианты реформирования российской науки // Новые знания. Проблемы образования взрослых. – 2008. – № 3. – С. 6-10.

Сергодеева Е.А. История науки как отрасль эпистемологического знания. Взаимодействие истории науки и философии науки: теоретические и методологические аспекты: Сборник научных статей. – М. – Ставрополь, 2006. – С. 18-25.

Солодовников В.В. Проблемы научно-исследовательской деятельности в вузах // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 120-124.

Старостин А.М., Стрюковский В. Философия науки. – М., 2009.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Столярова О.Е. Между «реальностью» и «конструкцией»: философия в поисках «новой объективности». Философские науки. – 2006. – № 8. – С. 74-90.

Судас Л.Г. « Синдром своеобразия» российской науки преодолен? // Вестник Российской академии наук. – 2006. – Т. 76, № 6. – С.514-521.

Фейнберг Е.Л. Философия современного естествознания / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004.

Философия науки. Хрестоматия. – М., 2006.

Хрусталев Ю.Ф. История и философия науки. – Ростов-на-Дону, 2009.

Цапенко И.П. Электронная эпоха науки // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. –№ 8. – С. 19-32.

Цивинский С.В.О недобросовестности в науке // Актуальные проблемы современной науки. – 2005. – № 3. – С. 60-64.

Чайковский Ю. В. Картина мира и познавательные модели // Экология и жизнь. – 2006. – № 4 – С. 9-15.

Чмыхало А.Ю.Феномен повторных научных открытий в контексте проблемы междисциплинарности // Философские науки. – 2006. – № 11. – С. 114-124.

Шабурова Н.Н. Наука и общество: история взаимоотношений и их современное состояние // Философия науки. – 2004. – № 3. – С.3-30.

Шаповалов В.А.История и философия науки как учебная дисциплина в структуре послевузовской подготовки // Вопросы истории естествознания и техники. – 2007. – № 4. – С. 30-42.

Шилков Ю. М.В. А. Штофф и современная философия науки // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С. 86-95.

Шильник Л. Разумное животное. – М., 2007.

Юсуфов А.Г., Яблоков А.В. Эволюционное учение. – М., 2006.

Ясинский С.В. Преодоление заблуждений в научном познании // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 3. – С. 60-64.

 

Интернет-ресурсы:

http://mediascope.ru – Портал научных исследований и методик журналистского образования «Медиаскоп»

http://www.ruj.ru – Сайт Союза журналистов России

http://www.ujmos.ru – Сайт Союза журналистов Москвы

http://www.nat.ru – Сайт Национальной ассоциации телерадиовещателей

http://www.gipp.ru – Сайт Гильдии издателей периодической печати

http://www.dynastyfdn.com – Фонд некоммерческих программ «Династия» – организация, приоритетными направлениями которой являются развитие науки и ее популяризация в России

http://www.inauka.ru – Портал «Известия науки – Российская наука и СМИ»

http://www.cbio.ru – Интернет-журнал «Коммерческая биотехнология»

http://www.relga.ru – Научно-культурологический журнал.

http://www.journalism.narod.ru – Библиотека журналиста

http://www.elementy.ru – Популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.popularscience.narod.ru – Научно-популярный Интернет

http://www.mbgnet.mobot.org – Ботанический сад Миссури

http://www.evolution.berkeley.edu – Сайт «Понимание эволюции»

http://www.yannarthusbertrand.com – Сайт «Земля сверху»

http://www.earthscienceworld.org – Сайт «Мир наук о Земле»

http://www.geology.sdsu.edu/how_volcanoes_work – Сайт «Как работают вулканы»

http://www.vokrugsveta.ru – Сайт «Вокруг света»

http://www.nanowear.ru – Сайт, посвященный нанотехнологиям

http://www.nauchnik.ru – Клуб научных журналистов

 

 


ИТОГОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Наука – это:

а) компонент духовной культуры;

б) элемент материально-предметного освоения мира;

в) элемент практического преобразования мира;

г) результат обыденного, житейского знания.

 

2. Главная особенность науки – это ее:

а) зависимость от личности исследователя;

б) объективность;

в) регулирование со стороны идеологического руководства;

г) подчиненное религиозным догмам положение.

 

3. Проблемы нравственной ответственности ученого сегодня относятся к области формирования:

а) научной культуры;

б) методологии научного исследования;

в) связи между наукой и производством;

г) связи между наукой и обществом.

 

4. Научное познание опирается на способ отражения мира:

а) художественно-образный;

б) рациональный;

в) религиозный;

г) интуитивно-мистический.

 

5. Научная революция – это:

а) бунт научных работников против условий и оплаты труда;

б) глубинные преобразования способов познания;

в) коренная перестройка промышленного производства;

г) преобразование государственных и административных структур.

 

6. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:

а) системность;

б) обоснованность;

в) верифицируемость;

г) фальсифицируемость.

 

7. Пространство в понимании современной физики – это:

а) свойство человеческого сознания упорядочивать предметы, определять место одного рядом с другим;

б) вечная категория сознания, врожденная как форма чувственного созерцания;

в) атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел;

г) пустота, в которой находятся различные тела.

 

8. Время в понимании теории относительности – это:

а) последовательность изменений, происходящих в материальных вещах;

б) способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим;

в) доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении;

г) четвертая координата движения тела.

 

9. Естественнонаучная теория направлена на:

а) описание некоторой целостной предметной области;

б) объяснение эмпирически выявленных закономерностей;

в) предсказание новых закономерностей;

г) решение всех фундаментальных принципов существования природы;

д) выявление высших законов существования мироздания.

 

10. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных знаний, это:

а) системность;

б) обоснованность;

в) верифицируемость;

г) фальсифицируемость.

 

11. Укажите основные формы научного познания:

а) научный факт;

б) схема;

в) проблема;

г) математическое выражение;

д) вопрос;

е) обобщение;

ж) гипотеза;

з) теория.

 

12. Определите главное различие между гипотезой и теорией, заключающееся в том, что:

а) гипотеза предшествует появлению теории;

б) теория, в отличие от гипотезы, - это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность;

в) гипотеза – это предположение, а теория – достоверное знание.

 

13. Вставьте пропущенное слово:

«…– процесс совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция … природы и общества должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения перед ней. Согласно принципу …, человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы».

 

14. Выдающийся физик Р. Фейман писал: «Если бы в результате какой-либо мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными, … то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию?»:

а) «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»;

б) «Все тела состоят из атомов»;

в) «Все течет, все изменяется»;

г) «Бог непостижим».

 

15. Соотнесите основные концепции философии науки с их авторами:

 

а) Концепция критического рационализма а) П. Фейерабенд
б) Концепция исследовательских программ б) Т. Кун
в) Концепция анархистской эпистемологии в) И. Лакатос
г) Концепция исторической динамики науки г) К. Поппер

 

16. Какие этические нормы и ценности науки американский социолог Р. Мертон выделяет в качестве императивов научного этоса:

а) бескорыстие;

б) трудолюбие;

в) коллективизм;

г) универсализм;

д) вера в неограниченные возможности познания человека;

е) организованный скептицизм.

 

17. Как формулируется проблема, суть которой можно выразить следующим высказыванием:

«Проблема … – это некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах, верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые».

 

18. Выделите признаки, по которым теория можно считать лженаучной:

а) отсутствуют публикации в рецензируемых научных периодических изданиях;

б) апелляция к широкой прессе или к телевидению, а не к научному сообществу;

в) претензия на «революционный» переворот в науке и технологиях;

г) использование в текстах понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой (тонкие поля, торсионные поля, биоинформационные поля, энергия ауры и так далее);

д) обещание быстрых и баснословных медицинских, экономических, финансовых, экологических и иных эффектов;

е) жалобы общественности на монополию и гонения некой «официальной науки»;

ж) автор активно использует теорию для введения своего бизнеса.

 

19. Определите уровни науки, характерные как для естественных, так и для гуманитарных наук:

а) объективный;

б) когнитивный;

в) лингвистический;

г) перцептуальный;

д) герменевтический.

 

20. Кто является автором работы «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», которое положено в основу развития научной журналистики:

а) А.Г. Столетов;

б) К.А. Тимирязев;

в) К.Э. Циолковский;

г) М.В. Ломоносов.

 

ГЛОССАРИЙ:

АВТОКАТАЛИЗ – химические реакции, в которых для синтеза определенного вещества требуется присутствие этого же вещества, которое, ускоряя химическую реакцию, играет роль катализатора.

 

АНТИЧАСТИЦА – имеет заряд, противоположный частице (позитрон, антипротон и т.п.).

 

БЕЛАЯ ДЫРА – результат антиколлапсионного взрыва «черной дыры», когда вследствие сверхсжатия начинаются ядерные реакции в ее недрах.

 

ВАКУУМ – низшее энергетическое состояние поля, при котором число квантов равно нулю.

 

ВИРТУАЛЬНАЯ ЧАСТИЦА – элементарная частица в промежуточных (ненаблюдаемых) состояниях, существованием которой в квантовой механике объясняют взаимодействия и превращения частиц.

 

ГРАВИТАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС – катастрофическое сжатие массивной звезды под действием сил тяготения после исчерпания в ее недрах источников ядерной энергии. Ведет к образованию пульсара или «черной дыры».

 

ГРАВИТОН – гипотетическая частица гравитационного поля, движущаяся со скоростью света и не имеющая массы покоя (введена для объяснения гравитационного взаимодействия).

 

ДИССИПАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ – (от лат. «диссипацио» - рассеивание) – новые структуры, требующие для своего становления большого количества энергии.

 

ДЛИНА ВОЛНЫ – расстояние от гребня одной волны до гребня следующей. Волны разной длины соответствуют различным цветам. Длина волны красного цвета 0,00008 см, фиолетового – 0,00004 см. Длина волны мала для световых волн и велика для электромагнитных волн.

 

ДОППЛЕРА ЭФФЕКТ – если объект приближается к нам, то частота колебаний, исходящих от него возрастает, и наоборот.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ – совокупность фаз развития, пройдя,которые организм достигает зрелости и становится способным дать начало следующему поколению.

 

ИМПУЛЬС – в физике: произведение массы на скорость; в физиологии: быстро распространяющаяся по нервному волокну волна возбуждения, возникающая при раздражении окончания чувствительного нервного волокна, тела нервной клетки или самого нервного волокна (сопровождается быстрым изменением возбудимости, проводимости, обмена веществ и физических свойств нервного волокна).

 

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА – каждая система, движущаяся прямолинейно и равномерно относительно первоначальной и в которой выполняются законы классической механики.

 

КАЛИБРОВОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ – заключаются в том, что волновые функции всех частиц могут быть одновременно умножены на произвольный фазовый множитель.

 

КАТАЛИЗАТОР – вещество, которое влияет на химическую реакцию, оставаясь в итоге неизменным.

 

КВАЗАР – квазизвездный источник энергии, предположительно являющийся протоядром новых галактик. Возможно, представляет собой особую точку Вселенной, в которой сохранилось сверхплотное вещество.

 

КВАНТ – неделимая порция какой-либо величины (энергии и т.п.).

 

КВАРК – «кирпичики», из которых, по современным физическим представлениям, сложен мир. Их шесть типов с дробным электрическим зарядом.

 

КРОСС-КАТАЛИЗ (перекрестный катализ) – химические реакции, при которых два вещества помогают взаимному синтезу друг друга (например, нуклеиновые кислоты являются носителями информации, необходимой для синтеза протеинов, а протеины, в свою очередь, синтезируют нуклеиновые кислоты).

 

МУЛЬТИПЛЕТЫ – группы частиц, возникающих при сильных взаимодействиях.

 

НАУКА – сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически синтезируются знания о действительности, допускающие доказательство или эмпирическую проверку.

 

НЕЙТРОННЫЕ ЗВЕЗДЫ – небесные тела, возникающие в результате того, что оголенные ядра поглощают электроны, превращая свои протоны в нейтроны, которые могут компактно упаковываться, так как нейтральны.

 

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ – носители генетической информации в живых телах.

 

ОНТОГЕНЕЗ – развитие индивида.

 

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – главный субстрат живых тел, без которого жизнь была бы невозможна.

 

ПИ-МЕЗОНЫ – элементарные частицы, с помощью которых осуществляется взаимодействие между частицами, входящими в состав ядер атомов.

 

ПОПУЛЯЦИЯ – группа организмов, принадлежащих к одному и тому же виду и занимающих обычно четко ограниченную географическую область.

 

ПУЛЬСАР – космический объект, за доли секунды меняющий свое излучение.

 

СИСТЕМНОСТЬ – внутренняя организация Вселенной, обладающая саморазвитием и эмерджментными свойствами и функционирующая по принципу обратных связей.

 

ТЕНЗОР – совокупность всех величин, определяющих метрику пространства-времени и его геометрические свойства.

 

ФЕНОТИП – внешний вид живого существа.

 

ФЕРМЕНТ – специфические протеины, играющие роль катализатора в реакциях, протекающих в живых системах.

 

ФИЛОГЕНЕЗ – развитие вида.

 

ФОТОН – элементарный квант света.

 

 


ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА КРУПНЕЙШИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ:

Временные рамки Изобретение, открытие Автор изобретения, открытия, страна
Лет до н.э.
4 000 000 Древнейшие каменные орудия-эолиты    
400 000 - 100 000 Каменные ручные топоры и рубила. Использование огня  
100 000 Использование пещер  
45 000 Пещерная живопись Европа, Ближний Восток, Африка
20 000 Древнейшие костяные иглы, предположительно, предназначенные для шитья шкур  
12 000 - 7000 Применение лука и стрел с кремневыми наконечниками. Гарпуны, сети, используемые для ловли рыбы. Лодка. Микролиты  
7000 - 4000 Глиняная посуда. Земляные и свайные постройки  
  Костяные серпы с кремневыми микролитами Металлические (медные) ножи Кирпич Пиво из хлебных знаков Палестина   Ближний Восток Иерихон, Палестина Ближний Восток
  Рыболовный крючок Лепенски Вир, Балканы
  Колесная повозка Индия
  Доместикация крупного рогатого скота Письменность. Древнейшие клинописные тексты на глиняных табличках Арочные строительные конструкции из кирпича Междуречье   Междуречье     Египет. Междуречье
4000 - 3000 Паруса на речных судах Прядение и ткачество Освоение меди Египет
  Самая ранняя известная карта Междуречье
  Древнейшие косметические вещества Египет
  Бронза Гвозди Папирус Гончарный круг Весы с набором гирь Междуречье Междуречье Египет Междуречье Египет
  Чернила Египет
  Ручной гончарный круг Бронза Дамба для ирригации Арфа Мыло Плуг Стекло Разделение суток на 24 равных периода     Египет Междуречье Междуречье Междуречье Египет, Междуречье Вавилон
3000 - 2000 Трубопроводы для канализации Мохенджо Даро, Пакистан Кносс, Крит
  Веревка Китай
  Треугольник. Базисные понятия геометрии Египет
  Ванны   Лыжи Мохенджо Даро, Пакистан Скандинавия
  Железо Китай
  Меч Микены, Греция
  Железо Хетты, Малая Азия
  Солнечные часы Египет
  Алфавит на фонетической основе Ближний Восток
  Бумажный змей Китай
  Абак, древнейшие счеты Приписаны Пифагору, но известны и в Китае
  Лунно-солнечный календарь Вавилон
  Магнит Греция
500 - 400 Самый ранний известный ковер, китайского или иранского происхождения, найденный на Алтае  
  Понтонный мост. Построен Ксерксом поперек Босфора Малая Азия
  Шкив Италия
  Водоподъемные механизмы Египет
  Маяк Остров Фарос, Александрия, Египет
  Архимедов винт Сицилия
  Клапан Ктезибий, Александрия, Египет
  Составление труда «Арифметика» Изобретение бумаги Китай   Чан-Лунь, Китай
  Пергамент из кож животных Пергам, Малая Азия
  Винтовой пресс для извлечения сока винограда и оливкового масла Греция
  Подъемный кран Витрувий, Рим
Год н.э.
  Купол как архитектурная конструкция Рим
  «Греческий огонь» Византия
  Шахматы Индия
  Ветряная мельница Персия
  Бумажные деньги Китай
  Музыкальная нотная запись Западная Европа
  Фарфор Китай
  Тиражирование текстов с матриц (книгопечатание) Китай
  Ветряные мельницы Западная Европа
  Порох Китай
  «Канон врачебной науки» Ибн-Сина (Авиценна), Иран
  Витраж Аугсбургский Собор, Германия
  Бумага Западная Европа
  Трехпольная система земледелия Европа, Русь
  Первое упоминание о компасе Европа
  Очки Венеция
  Механические башенные часы с одной стрелкой  
  Шелкокрутильные машины Италия
  Гравюра на меди Германия
  Первая печатная книга в Европе Иоганн Гуттенберг, Германия
  Самопрялка Германия
  Знаки плюс (+) и минус (-) Иоганн Видман, Германия
  Зубная щетка Китай
  Кесарево сечение при родах на живой женщине Якоб Сигершауффен, Швейцария
  Книга «Об обращении небесных сфер» Н. Коперник
  Книга «О горном деле и металлургии» Г. Агрикола
  Токарный станок Франция
  Микроскоп Ганс и Захариус Янсенны, Нидерланды
  Термометр Г. Галилей, Италия
  Книга «О магните, магнитных телах и большом магните – Земля» У. Джильберт
  Телескоп Г. Липперше, Нидерланды
  Термостат К. Дреббель, Голландия
  Газета Ю. Адольф фон Сонн, Германия
1609-1610 Микроскоп Г.Галилей
  Книга «Устройство удивительной таблицы логарифмов» Д. Непер, Шотландия
  Книга «Арифметические и геометрические таблицы прогрессий» Бюрги, Швейцария
  Труд «Геометрия» Р. Декарт
  Барометр Э. Торричелли, Италия
  Первая суммирующая машина Б. Паскаль, Франция
  Электростатический генератор Отто фон Герике, Германия
  Воздушный насос Отто фон Герике, Германия
  Банковские векселя Банк Стокгольма, Швеция
  Интегральное исчисление И. Ньютон
  Книга «Опыт о природе воздуха» Э. Мариотт, Франция
  Стоградусный масштаб температуры А. Цельсий, Швеция
  Работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» М.В. Ломоносов, Россия
  Книга «Первые основания металлургии или рудных дел» М.В. Ломоносов, Россия
  «Паро-атмосферная» машина И.И. Ползунов, Россия
  Патент на паровую машину Д. Уатт, Англия
  Количественное взаимодействие электрических зарядов Г. Кавендиш, Англия
  Фонарь с зеркальным отражателем И.П. Кулибин, Россия
  Полет на воздушном шаре-аэростате Жозеф и Этьен Монгольфье, Франция
  Парашют Луи Ленорман, Франция
  Измерения силы взаимодействия электрических зарядов Шарль Огюстен Кулон, Франция
  Оптический телеграф Клод Шапп, Франция
  Вакцина от оспы Эдвард Дненнер, Англия
  Гальванический элемент А. Вольта, Италия
  Железнодорожный локомотив Ричард Тревитик, Англия
  Первый пароход Роберт Фультон, Франция
  Электрический телеграф Франциско Сальва, Испания
  Электрическая лампа накаливания Хэмфри Дэви, Англия
  Метроном Дитрих Винкель, Амстердам
  Пластическая хирургия Джозеф Карпус, Лондон
  Спектроскоп Йозеф фон Фраунгофер, Германия
  Паровоз Джордж Стефенсон, Англия
  Электромагнит Ганс Христиан Эрстед, Дания
  Явление термоэлектричества Томас Зеебек, Германия
  Переливание крови Джеймс Блунделл, Англия
  Фотография Н. Ньепс, Франция
  Электромагнитный телеграф П.Л. Шиллинг, Россия
  Динамомашина, трансформатор Майкл Фарадей, Англия
  Явления электромагнитной индукции Майкл Фарадей, Англия
  Электрический двигатель Уильям Стургеон, Англия
  Трамвай Джон Масон, США
  Электродвигатель Б.С, Якоби, Россия
  Телеграфный аппарат С. Морзе, США
  Холодильник Джеймс Гаррисон, Австралия
  Шприц для инъекций Шарль Габриэль Правац, Франция
  Двигатель внутреннего сгорания Е. Барсанти, Ф. Мэтьючи, Италия
  Пастеризация Луи Пастер, Франция
  Периодический закон химических эементов Д.И. Менделеев, Россия
  Открытие ДНК Фридих Мишер, Швейцария
  Электромобиль Дэвид Соломонс, Англия
  Автомобиль Карл Бенц, Германия
  Бензиновый двигатель Готлиб Даймлер, Германия
  Излучение электромагнитных волн Г. Герц, Германия
  Карбюратор Э. Эрих, Англия
  Фотоэлектрические исследования А.Г. Столетов, Россия
  Дизельный двигатель Рудольф Дизель, Германия
  Кинематограф Огюст и Луи Люмьер, Франция
  Рентгеновские лучи Вильгельм Рентген, Германия
  Электронно-лучевая трубка для воспроизведения телевизионных изображений Б.Л. Розинг, Россия
  Турбореактивный двигатель Н. Герасимов, Россия
  «Катодная телескопия» - простейшие телевизионные изображения Б.Л. Розинг, Россия
  Телефон А. Белл, США
  Общая теория относительности А. Эйнштейн
1920-1922 Начало радиовещания СССР, США, Англия, Франция
  Телевидение Англия
  Первый антибиотик Александр Флеминг, Англия
1928-1929 Ультразвуковая дефектоскопия С.Я. Соколов, СССР
  Доказательство существования нейтрона Д. Чэдвик
  Ядерная реакция Дж. Кокрофт, Э. Уолтен, Англия
  Искусственная радиоактивность Фредерик и Ирэн Жолио-Кюри, Франция
  Радар Р. Уотсон-Уатт, Англия
  Реактивный двигатель Англия
  Ксерокс Честер Карлсон итерфорд, США
  Расщепление атомного ядра Отто Ганн, Германия
  Шариковая ручка Ладислав Биро, Аргентина
  Первая электронно-вычислительная машина Дж. Просперо Эккерт и Дж. Маугли, США
  Открытие свойств полупроводника У. Браттейн, Д. Бардин, У. Шокли
  Опубликована книга «Кибернетика» Н. Винер, США
1952-1953 Водородная бомба США, СССР
  Открытие трехмерной структуры ДНК Френсис Крик, Джеймс Уотсон
  Атомная электростанция мощностью в 5 тыс. Квт Обнинск, СССР
  Искусственный спутник Земли СССР
  Первая межконтинентальная баллистическая ракета СССР
  Основы нанотехнологий Ричард Фейнман, США
  Лазер Теодор Мейман, США
  Интернет: в результате объединения существовавших с 1969 по сер. 70-х гг. структур ARPANET (наземная связь), SATNET (спутниковая связь), PRNET (пакетно-ориентированная радиосвязь), ETHERNET США
  Первые роды «младенца из пробирки» Роберт Эдвард, Кембридж
  Клонирование мыши из клетки эмбриона Б.Н. Вепринцев, СССР
  Расшифровка генома человека  
  Получение стволовых клеток этическим путем Япония, США
     
     
     
     
     
     
     
       

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.