Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 3. СССР в 1945-1991 гг




План:

  1. Восстановление и развитие народного хозяйства (1945-1953 гг.) Начало “холодной войны”.
  2. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 50-х - середине 60х-гг.
  3. Советский союз в середине 60-х - начале 80-х гг. Экономическое и социальное развитие.
  4. Перестройка в СССР: концепция, ход, результаты.
  5. Общенациональный кризис и распад Советского Союза.
  6. Особенности развития советской медицины после Великой Отечественной войны.

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

  1. Что такое “Холодная война”? Назовите причины, сущность и влияние на мировое развитие “Холодной войны”.
  2. В западной и отечественной литературе встречается три основных точки зрения на истоки "холодной войны". Одна рассматривает ее как реакцию Запада на неконструктивные позиции СССР и условия сталинского режима. Другая отстаивает концепцию первоответственности США и стран Запада, которые преследовали цели "уничтожения корней большевизма" и "достижения имперского господства", и исключительно "ответной реакции" СССР. Третья рассматривает становление "холодной войны" как многоэтапный процесс, где на первой фазе (1945-1949 гг.) решающие импульсы в развязывании "холодной войны" исходили от Вашингтона, а затем возникает "равная ответственность" за ее эскалацию. Какая из этих точек зрения, на ваш взгляд, верна? Докажите.

Ко второму вопросу:

  1. Какое отражение нашли годы “оттепели” в социально-экономической, политической и культурной сферах в СССР?
  2. В литературе существует концепция хрущевских реформ как незавершенных "коренных поворотов" в развитии страны. Можно ли рассматривать эти реформы как попытки качественных преобразований советского общества? Почему?

К третьему вопросу:

  1. Дайте обоснованный ответ на вопрос: было ли отступление “оттепели” неизбежным?
  2. Имеется точка зрения, что экономическая программа реформ Косыгина могла иметь следствием формирование рыночной экономики в СССР. Так ли это?
  3. В чем заключалась главная причина неудачи реформ 60-х гг. XX в. в СССР?
  4. Среди исследователей существуют следующие взгляды на непродолжительную деятельность Ю.В.Андропова как главы КПСС и Советского государства: 1) попытка разрешить кризисную ситуацию за счет усиления административно-репрессивных мер, не затрагивая основ общества; 2) пролог перестройки, не реализованной в силу кончины Андропова, попытка направить советское общество по пути "китайского варианта" реформ. Какой из данных подходов видится вам наиболее верным? Ответ обоснуйте.
  5. Охарактеризуйте культурную политику в середине 60-х-начале 80-х гг.

К четвертому вопросу:

  1. Какой период советской истории называется “перестройкой”.
  2. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 11 и ответьте на вопросы к нему.
  3. В условиях реформ 90-х годов XX века заметен процесс определенного роста в массах популярности личности И.В.Сталина и сталинского периода истории. Чем объяснить данную ситуацию?
  4. Покажите особенности развития культуры в годы “перестройки”.

К пятому вопросу:

  1. Назовите главные причины, приведшие к распаду СССР.

К шестому вопросу:

  1. Назовите основные вехи развития медицины в России во второй половине XX в.

Темы рефератов:

  1. “Холодная война”.
  2. Репрессированная медицина XX века.

9. XX съезд КПСС и разоблачение культа личности И.В. Сталина.

10. Экономическая реформа А.Н. Косыгина.

Ключевые понятия:

- авторитаризм - космополитизм

- агрессия - культ личности

- гласность - новое мышление

- демобилизация - номенклатура

- демократический централизм - оккупация

- инфляция - перестройка

- кооперация - плюрализм

- коллективизация - приватизация

- конверсия - тоталитаризм

- коррупция

Контрольные тесты:

1. 30 декабря 1922 г.:

а) подписан Договор об образовании СССР;

б) принята Конституция СССР;

в) подписан сепаратный мирный договор с Германией;

г) принят план ГОЭЛРО.

2. Для периода нэпа было характерно:

а) распределение по уравнительному принципу;

б) развитие различных форм кооперации;

в) введение продразвёрстки;

г) запрещение наёмного труда.

3. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость:

а) Преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран Европы и Северной Америки;

б) восстановить довоенный уровень промышленного производства;

в) обеспечить ускоренное развитие легкой промышленности;

г) ограничить влияние иностранного капитала.

4. Что не являлось признаком советской политической системы в 1920-х гг.?

а) преследование властями меньшевиков и эсеров;

б) многопартийность;

в) формальное провозглашение полновластия Советов;

г) разрастание бюрократического аппарата.

5. Кто такие “двадцатипятитысячники”?

а) рабочие, помогавшие создавать колхозы;

б) работники машинно-тракторных станций;

в) охранники ГУЛАГа;

г) советские добровольцы, сражавшиеся в Испании.

6. Начало II мировой войны связанно с:

а) нападением фашистской Германии на Польшу;

б) нападением итальянских войск на Албанию;

в) нападением немецко-фашистских войск на Советский Союз;

г) оккупацией Чехословакии фашистской Германией.

7. План «молниеносной войны» против СССР носил кодовое название:

а) “Ост”;

б) “Тайфун”;

в) “Барбаросса”;

г) “Цитадель”.

8. 19 ноября 1942 г. началась операция по разгрому немецких войск под:

а) Москвой;

б) Сталинградом;

в) Ленинградом;

г) Харьковом.

9. Что не относится к решениям Тегеранской конференции?

а) создание коммунистических правительств в Восточной Европе;

б) открытие второго фронта в Европе;

в) создание ООН;

г) обязательство СССР вступить в войну против Японии.

10. Какое явление было характерно для промышленности СССР в послевоенный период?

а) ускоренное развитие тяжелой промышленности;

б) отказ от дорогостоящих военных программ;

в) ускоренное развитие легкой промышленности;

г) введение “тринадцатой” зарплаты.

11. Какое научное направление получило преимущественное развитие в СССР в первое десятилетие после Великой Отечественной войны?

а) экономика;

б) атомная физика;

в) кибернетика;

г) генетика.

12. Какое явление не было характерно для послевоенной деревни?

а) рост денежных и натуральных налогов;

б) голод во многих районах страны;

в) предоставление крестьянам возможности выходить из колхозов;

г) отсутствие пенсий для колхозников.

13. Организация Варшавского Договора была создана, когда руководителем СССР был:

а) И.В. Сталин;

б) Н.С. Хрущев;

в) Л.И. Брежнев;

г) М.С. Горбачев.

14. В октябре 1957 г. был:

а) запущен первый искусственный спутник Земли;

б) создан военно-политический блок НАТО;

в) принят курс на освоение целинных земель;

г) начала работу АЭС в г. Обнинск.

15. Что не относилось к преобразованиям 1950-х гг. в социальной сфере?

а) снижение пенсионного возраста, введение пенсий для колхозников;

б) массовое жилищное строительство;

в) предоставление бесплатных автомобилей передовикам производства;

г) ликвидация раздельного обучения мальчиков и девочек.

16. Что не относится к чертам “оттепели” в духовной жизни советского общества?

а) расширение культурных контактов с западными странами;

б) открытие ранее закрытых и вновь построенных церквей;

в) публикация произведений, в которых сталинский режим подвергался критике;

г) начало проведения международных кинофестивалей в Москве.

17. Что не относится к внешнеполитическому курсу Советского Союза в 1950-х гг.?

а) нормализация отношений с Югославией;

б) подписание с США договора о ликвидации ядерного оружия;

в) установление дружественных отношений с Индией и Египтом;

г) вывод войск с территории Австрии.

18. Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965 году?

а) А.Н. Косыгин;

б) В.Н. Тихонов;

в) И.А. Силаев;

г) К.У. Черненко.

19. Что было характерно для международных отношений во второй половине 1960-х гг.?

а) восстановление дружественных отношений между СССР и Китаем;

б) подписание договора об ограничении стратегических вооружений;

в) прекращение войны в Индокитае;

г) достижение военно-стратегического паритета между СССР и США.

20. В конце декабря 1979 г. советские войска были введены в:

а) Никарагуа;

б) Афганистан;

в) Венгрию;

г) Чехословакию.

21. Политику гласности и перестройки провозгласил:

а) Ю.В. Андропов;

б) К.У. Черненко;

в) М.С. Горбачев;

г) Б.Н. Ельцин.

22. Каковы были реальные итоги политики гласности во второй

половине 1980-х гг.?

а) созданы предпосылки демократизации страны;

б) существенно подорван авторитет КПСС;

в) активизирована политическая деятельность населения;

г) все вышеуказанное.

23. Кто был автором экономической программы “500 дней”?

а) С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский;

б) М.С. Горбачев;

в) Т.И. Заславская;

г) Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян.

24. Первыми странами, образовавшими СНГ, были:

а) Россия, Казахстан, Узбекистан;

б) Украина, Казахстан, Киргизия;

в) Россия, Украина, Белоруссия;

г) Россия, Украина, Казахстан.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 473-628.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 321-487.
  3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 381-495.
  4. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2008. – С. 496-527.
  5. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 244-316.

Дополнительная литература:

  1. Братющенко Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация. // Вопросы истории. - 2007. - № 2.
  2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. - М., 2002. - С. 151-528.
  3. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 34-42, 54-57, 136-138, 141, 149-153, 198-200, 209-212, 229-233, 253-256, 326-331, 340-349, 356-359.
  4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 282-440.
  5. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 109-129, 258-284, 338-384, 481-554.
  6. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 385-542.
  7. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 333-338, 353-355, 358-360, 372-373.
  8. История русской культуры IX – XX вв.: Пособие для вузов. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под. ред. Л.В. Кошман. – М., 2003. – С. 320-462.
  9. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004. – С. 203-225.
  10. Мирский М.Б. Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины – 2006. - № 2. – С. 56-58.
  11. Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 274-285, 299-308, 319-337, 355-366, 386-393, 414-424, 444-453.
  12. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. - Спб., 2001.
  13. Реформы в России (экономика, здравоохранение, образование). - Омск, 1999. - С. 34-44.
  14. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 356-503.
  15. Серебрянников В.В. Сталин в ракурсе войны и мира. // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 1. – С. 190-204.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до Второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941. - М., 1990. - С. 521-539.

- Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. - Л., 1990. - Ч. II.

- Осмыслить культ Сталина. - М., 1989.

- Суровая драма народа. - М., 1989. С.

Ко 2-му реферату:

- Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до Второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941. - М., 1990. - С. 551-555.

- Канун и начало войны: документы и материалы. - М., 1991.

- Якушевский А.С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы // Страницы истории советского общества: Факты, проблемы люди. / Под ред. А.Т. Кинкулькина; сост.: Т.В. Клокова и др. - М., 1989.

К 3-му реферату:

- Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964 гг. - М., 1990. - С. 99-116.

- Деборин Г.А., Тельпуховский Б.С. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. - М., 1975. - С. 199-224.

К 4-му реферату:

- Мирский М.Б. Обязаны жизнью. - М.,1991.

К 5-му реферату:

- Белади Л., Краус Т. Сталин. - М., 1989.

- Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. - М., 1989. - Книга II.

- Капустин М. К феноменологии власти. Психологические модели авторитаризма: Грозный – Сталин – Гитлер. // Осмыслить культ Сталина. - М., 1989.

К 6-му реферату:

- Деборин Г.А., Тельпуховский Б.С. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. - М., 1975. - С. 337-352.

- Итоги Великой Отечественной войны и современность. (К 40-летию исторической победы советского народа). - Л., 1985.

- Кулиш В.М. Великая победа. // Страницы истории советского общества: Факты, проблемы люди. / Под ред. А.Т. Кинкулькина; сост.: Т.В. Клокова и др. - М., 1989.

- Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне. // Вопросы истории. - 2000. - № 7.

К 7-му реферату:

- Безыменский Л.А., Фалин В.М. Кто развязал “холодную войну”… // Страницы истории советского общества: Факты, проблемы люди. / Под ред. А.Т. Кинкулькина; сост.: Т.В. Клокова и др. - М., 1989.

- Злобин Н.В. По пути усиления “холодной” войны. // Вопросы истории. - 2000. - №. 9.

- “Холодная война” была выгодна Сталину? // Родина. - 1998. - № 8. - С. 2-4.

К 8-му реферату:

- Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков: Очерки истории. М., 2005. – С. 410-458.

К 9-му реферату:

- Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 гг. // Страницы истории советского общества: Факты, проблемы люди. / Под ред. А.Т. Кинкулькина; сост.: Т.В. Клокова и др. - М., 1989.

- Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. - Л., 1990. - Ч. III.

К 10-му реферату:

- Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 гг. // Страницы истории советского общества: Факты, проблемы люди. / Под ред. А.Т. Кинкулькина; сост.: Т.В. Клокова и др. - М., 1989.

- История России: Вторая половина XIX-XX вв. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 1995. - С. 259-262.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.