Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Московская Русь (XIII-первая половина XVII вв.)




Цели и задачи изучения темы:

Выяснение политических, социально-экономических и духовных предпосылок объединения русских земель, особенностей образования единого Российского централизованного государства во главе с Москвой.

План:

  1. Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси. Дискуссионные проблемы взаимоотношения Руси и Орды.
  2. Русь Литовская. Судьба западно-русских земель.
  3. Объединение русских земель вокруг Москвы. Причины возвышения Москвы.
  4. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.
  5. “Смута” начала XVII в.: причины, основные этапы, итоги. Приход к власти династии Романовых.
  6. Основные тенденции развития медицины Московской Руси (XV-XVII вв.).

Ключевые понятия:

- баскак - крепостное право

- великий князь - легитимность

- дворянство - местничество

- династия - монархия

- заповедные лета - приказы

- канонизация - судебники

- кормление - феодальная рента

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

  1. Какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на развитие русских земель?
  2. Чем объяснить, что в условиях разрушения и разорения русских земель количество монастырей в период монголо-татарского господства значительно увеличилось?
  3. В памяти народной победа русских войск в Куликовской битве 1380 г. неизгладима. Но эта победа не привела к ликвидации зависимости (ига) от Золотой орды. Более того, в 1382 г. Дмитрию Донскому пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и платить дань монголо-татарам. В чем же тогда значение Куликовской битвы?

Ко второму вопросу:

  1. Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское и Русское выражали две противоборствующие альтернативы становления и развития России. В чем коренные различия этих альтернатив? Каковы, на ваш взгляд, причины конечной победы московской альтернативы?

К третьему вопросу:

  1. Разбирая вопрос предпосылок объединения русских земель в единое государство, советская историография в качестве ведущего выделяла экономический аспект. Утверждалось, что феодальная раздробленность мешала развитию сельскохозяйственного производства, потребности которого, прежде всего, и диктовали необходимость объединения русских земель в единое целое. Так ли это?
  2. Какие предпосылки и причины объединения русских земель в Московское государство можно выделить?
  3. Традиционно важнейшим фактором возвышения Москвы и определения ее в качестве центра объединения русских земель называют ее выгодное географическое положение (центральное расположение, прикрытость от набегов, перекресток торговых путей и пр.) по сравнению с московскими соперниками. Можно ли согласиться с этим фактором? Ответ обоснуйте. Согласно оценкам многих историков самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика. Главным же городом, центром объединительного процесса вскоре становится Москва. Почему?
  4. Выделите и охарактеризуйте три периода объединения русских земель вокруг Москвы. Какой вклад внесли в данный процесс Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III?
  5. Летом 1480 г. золотоордынский хан Ахмат подошел с большим войском к пограничной московской реке Угре. Московская рать расположилась на противоположном берегу Угры. Ни Ахмат, ни Иван III не рискнули начать сражение – на том и разошлись. Есть ли основание считать, будто это стояние на Угре ознаменовало собой “свержение ордынского ига”? Ведь многие княжества перестали платить дань еще задолго до 1480 г.?
  6. В чем Иван III был наследником политики золотоордынских ханов?

 

 

К четвертому вопросу:

  1. Охарактеризуйте Ивана IV как государственного деятеля. Каково Ваше отношение к этой фигуре российской истории?
  2. Какую цель преследовали реформы середины XVI в., в интересах каких социальных групп они проводились, каких результатов достигли? При подготовке к вопросу разберитесь с понятиями “бояре” и “дворяне”.
  3. Какие цели преследовал Иван Грозный, вводя опричный террор, против кого он был направлен, к каким результатам привел Россию?
  4. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержкам из источников под номером 3 и ответьте на вопросы к документам.
  5. Назовите основные черты и особенности русской средневековой культуры. Раскройте их содержание.

К пятому вопросу:

  1. Назовите причины, основные события и итоги Смуты начала XVII в. Объясните почему в России реализовался именно данный вариант развития.
  2. Земский собор иногда называют Московским парламентом. Правомерно ли такое сравнение?

К шестому вопросу:

  1. Назовите основные тенденции развития медицины Московской Руси (XV-XVII вв.).

Темы рефератов:

  1. Русь и Золотая Орда: характер взаимоотношений.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Опричнина: ее сущность и оценка в исторической литературе.
  4. Самозванство в России.
  5. Медицина Московской Руси (XV-XVII вв.).

Контрольные тесты:

1. Какие факторы способствовали возвышению Московского княжества?

а) плодородные земли, развитая промышленность, поддержка московскими князьями восстаний против ордынского владычества;

б) доступ к заморской торговле, распад Золотой Орды, поддержка со стороны западноевропейских государств;

в) отсутствие соперников в деле объединения русских земель, помощь ордынских ханов в создании сильного государства, поступление доходов с принадлежащих князю золотых и серебряных приисков;

г) выгодное географическое положение, умелая политика московских князей, поддержка церкви.

2. Какие термины связаны с зависимостью русских земель от Орды?

а) выход, ярлык, баскаки;

б) нукеры, беки, богатуры;

в) курултай, улус, мурзы;

г) караван-сарай, дирхем, алтын.

3. В чем заключалась зависимость русских земель от власти монголо-татарских ханов?

а) в участии войск русских князей в походах монголов в Азию;

б) в прямом управлении монгольских наместников русскими княжествами;

в) в выплате дани ханам и утверждении ими русских князей на их престолах;

г) в разделе русских княжеств между монгольскими племенами.

4. Какое русское княжество было главным соперником Москвы в XIV в.?

а) Рязанское;

б) Владимирское;

в) Тверское;

г) Нижегородское.

5. Кто командовал ордынскими войсками в битве на Куликовом поле?

а) Тохтамыш;

б) Ногай;

в) Мамай;

г) Батый.

6. Какой московский правитель впервые объявил себя "великим князем всея Руси"?

а) Иван Красный;

б) Дмитрий Донской;

в) Иван III;

г) Василий Темный.

7. Какое изображение было помещено на государственной печати Ивана III?

а) лев с крестом;

б) двуглавый орел;

в) всадник с мечом;

г) распятие.

8. В результате какого события произошло свержение ордынского ига?

а) взятие Казани;

б) Куликовская битва;

в) “Стояние на Угре”;

г) сражение под Оршей.

9. Как назывался принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности и служебного положения предков?

а) кормление;

б) разряд;

в) местничество;

г) откуп.

10. Кто из русских царей начал созыв Земских соборов?

а) Василий Шуйский;

б) Иван IV;

в) Дмитрий Донской;

г) Михаил Романов.

11. При Иване IV Грозном в России:

а) складывается система приказов;

б) проводится министерская реформа;

в) вводится “Табель о рангах”;

г) происходит присоединение к России средней Азии.

12. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?

а) Малюта Скуратов;

б) Александр Меньшиков;

в) Козьма Минин;

г) Ермак Тимофеевич.

13. В Московском государстве ХV-ХVI вв. поместьем называлось...

а) земельное владение, предоставленное на условии службы;

б) земельная собственность служилого человека, передаваемая по наследству;

в) форма церковной собственности на землю;

г) порядок назначения на службу.

14. Первым царем, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство, был:

а) Василий Шуйский;

б) Борис Годунов;

в) Михаил Романов;

г) Федор Годунов.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 59-142.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 79-109.
  3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 62-128.
  4. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2008. – С. 309-325.
  5. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 62-124.

Дополнительная литература:

  1. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 34-39, 63-71, 87-96, 307-314, 317-319.
  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 56-105.
  1. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 34-45.
  2. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 26-32, 150-151, 287-297, 399-418.
  1. История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 78-88.
  2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. - Ч.1. - С. 34-75, 127-185.
  3. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 53-126.
  4. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 128-136, 147-155.
  5. История русской культуры IX – XX вв.: Пособие для вузов. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под. ред. Л.В. Кошман. – М., 2003. – С. 44-112.
  6. Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX века. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 97-160.
  7. Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 11-17, 30-42, 54-58.
  8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 105-134.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- А было ли иго? // Родина. - 1997. - № 3-4. - С. 85-92.

- Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. - М., 1990.

- Соседи называли их “татарами” // Родина. - 1997. - № 3-4. - С. 40-47.

Ко 2-му реферату:

- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ ст. и примеч. В.А. Александрова. - М., 1991. - С. 85-106.

К 3-му реферату:

- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. – Ч.1. - С. 127-185.

- Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. - М., 2002. - С. 125-130.

- Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Спорные и противоречивые вопросы русской истории. - Спб., 2000. - С. 62-84.

К 4-му реферату:

- Панченко А.М.. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. - М., 1996. – Т.3. - С. 25-33.

- Сахаров А. Самозванчество // Родина. - 1993. - № 1. - С. 49-50.

К 5-му реферату:

- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 34-45.

- История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 78-88.

- Мирский М.Б. Первые Российские больницы. // Клиническая медицина. – 2004. - № 2. – С. 68-70.

- Сало В. Аптекарский приказ. // Медицинская газета. – 2003.- № 59. – С. 15.

Тема 4. Рождение Российской империи (вторая половина XVII – XVIII вв.).

Цели и задачи изучения темы:

Знакомство с опытом вхождения России в эпоху Нового времени, с эпохой, положившей начало модернизации как особой форме социального развития стран и народов.

План:

  1. Модернизация Петра I:

а) Предпосылки петровских преобразований в XVII в.: социально-экономические, политические, духовные.

б) Реформы Петра I: экономика, управление, военное дело, церковь, культура, медицина.

2. Противоречия послепетровского развития России в эпоху “дворцовых переворотов” (1725-1762 гг.).

3. “Просвещенный абсолютизм” Екатерины II. Развитие медицины в России в последней четверти XVIII в.

Ключевые понятия:

- абсолютизм - меркантилизм

- бироновщина - модернизация

- бюрократия - поместье

- гвардия - просвещенный абсолютизм

- дворцовый переворот - протекционизм

- империя - регентство

- коллегии - самодержавие

- мануфактура - секуляризация

- фаворит

 

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

  1. Почему XVII в. в истории России называют “бунташным”? Каковы были главные причины социальной нестабильности в этот период?
  2. Почему второй царь из династии Романовых – Алексей Михайлович – получил прозвище Тишайший, ведь не было тишины ни в живом характере царя, ни в его весьма бурное царствование?
  3. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 4 и ответьте на вопросы к документу.
  4. Как связан церковный раскол XVII в. с первыми попытками европеизации жизни в России?
  5. Был ли для России предопределен имперский путь? Каковы причины появления Российской империи?
  6. Каково Ваше отношение к Петру I как представителю нового социального типа государя?
  7. Охарактеризуйте военную деятельность Петра I. Чем была вызвана Северная война, какое влияние оказала на положение России?
  8. Охарактеризуйте промышленное развитие России: расскажите о создании и особенностях мануфактур в России; как развивалась торговля в России первой четверти XVIII в.; что такое политика меркантилизма?
  9. Добиваясь широкого привлечения купечества к созданию торгово-промышленных компаний, Петр I предоставлял ему колоссальные льготы и привилегии: монопольное право на производство изделий, беспроцентные ссуды, освобождение от пошлин, право иметь крепостных и др. В 1711 г. даже отменил царскую коммерческую монополию на все товары, за исключением водки, хлеба, табака и соли. Можно ли рассматривать данные шаги как отказ от огосударствления экономики и курс на формирование частного предпринимательства в России?
  10. Раскройте содержание административной реформы Петра I: коллегии, Сенат, Синод, губернская реформа. Что такое Табель о рангах, ее возможности? Почему в исторической литературе тип государства, сложившийся при Петре I определяют как полицейско-бюрократический?
  11. Подведите итог реформаторской деятельности Петра I, выделив положительное и отрицательное значение его реформ. В чем Вы видите единство и противоречие целей и методов петровских преобразований?
  12. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 5 и ответьте на вопросы к документу.

Ко второму вопросу:

  1. Почему после смерти Петра I его вчерашние соратники – члены Верховного тайного совета – приступили к критике петровской политики и в значительной степени подвергли ревизии его наследство?
  2. В XVIII в. женщины правили почти две трети столетия: Екатерина I (1725-1727), Анна Иоанновна (1730-1740), Елизавета Петровна(1741-1761), Екатерина П (1762-1796). Почему XVIII в. стал “женским” в истории России?
  3. В исторической литературе Петр III часто называется бездарным и недалеким. Если это так, то почему народное самосознание с завидной устойчивостью и в разных странах избрало в качестве своего символа именно Петра III?
  4. Чем характеризуется эпоха “дворцовых переворотов”?

К третьему вопросу:

  1. Что такое “просвещенный абсолютизм” Екатерины II?
  2. Совместимы ли абсолютная власть и идеи Просвещения?
  3. Почему период правления Екатерины II называют “золотой век” дворянства?
  4. Раскройте основное содержание русской культуры “нового времени”.
  5. Назовите основные тенденции развития медицины в России во второй половине XVIII в.

Темы рефератов:

  1. Церковный раскол в России во второй половине XVII в. как социокультурный феномен.
  2. Складывание абсолютизма в России.
  3. Особенности “просвещенного абсолютизма” в России.
  4. Исторические портреты: Петр I, Екатерина II.
  5. Роль европейцев в истории отечественной медицины.

Контрольные тесты:

1. Протопоп Аввакум был:

а) одним из авторов церковной реформы;

б) царским духовником;

в) лидером противников церковной реформы;

г) наставником царских детей.

2. «Бунташным веком тишайшего царя» называли современники царствование:

а) Алексея Михайловича;

б) Михаила Романова;

в) Федора Алексеевича;

г) Петра Алексеевича.

3. Какая черта не характерна для экономики России XVII в.?

а) возникновение мануфактур;

б) специализация областей на производстве отдельных товаров;

в) складывание всероссийского рынка;

г) производство крестьянами продукции на продажу.

4. Цель реформаторской деятельности Петра I состояла:

а) в создании сословно-представительной монархии;

б) в превращении России в великую европейскую державу;

в) в получении выхода к Черному морю;

г) в расширении выхода к Каспийскому морю.

5. Что такое политика протекционизма?

а) запрещение ввоза в страну всех товаров из-за границы;

б) выкуп государством мануфактур у богатых предпринимателей;

в) чеканка только серебряной и золотой монеты;

г) политика государства, направленная на защиту своей промышленности от иностранной конкуренции.

6. Какая подать была введена при Петре I?

а) подушная;

б) подворная;

в) поземельная;

г) с дыма.

 

7. Абсолютная монархия в России юридически оформилась в...

а) XVI веке;

б) XVII веке;

в) XVIII веке;

г) XIX веке.

8. В ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам?

а) Семилетней;

б) Крымской;

в) Северной;

г) Ливонской.

9. Как назывались центральные государственные учреждения, созданные Петром I?

а) приказы;

б) коллегии;

в) министерства;

г) магистраты.

10. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?

а) неограниченная власть монарха;

б) самостоятельность местной власти;

в) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

г) большая роль патриарха в государственном управлении.

11. Какой правительственный орган был создан при Анне Ивановне?

а) Сенат;

б) Совет министров;

в) Кабинет министров;

г) Государственный совет.

12. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:

а) Петра I;

б) Елизаветы Петровны;

в) Екатерины II;

г) Александра I.

13. Что такое секуляризация?

а) система наказаний для нижних чинов армии;

б) право помещика на исключительное владение землей и крестьянами;

в) перевод церковных земельных владений в собственность государства;

г) трудовая повинность для городских жителей.

14. Чем закончилось участие России в Семилетней войне?

а) Россия и Пруссия заключили Ясский мир;

б) Россия и ее союзники Саксония и Франция одержали победу над Пруссией и ее союзниками;

в) Россия разорвала союз с Австрией и заключила союз с прежним противником – Пруссией;

г) Россия в союзе с Пруссией и Великобританией одержала победу над Австрией и заняла ее столицу – Вену.

15. Первое высшее учебное заведение в России называлось:

а) Смольный институт;

б) Славяно-греко-латинская академия;

в) Екатерининская гимназия;

г) Царскосельский лицей.

16. Какие мероприятия относятся ко времени правления Елизаветы Петровны?

а) ограничение службы дворян 25 годами;

б) восстановление патриаршества;

в) прием в подданство России казахского Младшего жуза;

г) восстановление полномочий Правительствующего Сената и деятельности коллегий.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 143-247.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 109-156.
  3. Лисицын Ю.П. История медицины. - М., 2004. – С. 116-127.
  4. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 128-184.
  5. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 126-147.

 

Дополнительная литература:

  1. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 6-7, 193-200, 265-268, 289-294.
  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 105-163.
  3. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 47-77.
  4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 32-51, 152-192, 298-304, 419-430.
  5. История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 107-119.
  6. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 126-200.
  7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. - Ч. 1. - С. 186-253.
  8. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 210-226.
  9. Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX века. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 161-263.
  10. Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 59-65, 77-88, 101-112.
  11. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 134-195.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. // Из истории русской культуры. - М., 1996. – Т.3. - С. 33-48.

Ко 2-му реферату:

- Сорокин Ю.А. Российский абсолютизм в последней трети XVIII в. - Омск, 1999. - С. 45-97.

К 3-му реферату:

- Сорокин Ю.А. Российский абсолютизм в последней трети XVIII в. - Омск, 1999. - С. 98-144.

К 4-му реферату:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.