Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план лекционных и практических занятий




Учебные цели и задачи

Цель курса “Отечественная история” – анализ истории России как особого цивилизационно-культурного образования, изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества и государства, раскрытие места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе, ознакомление с основными тенденциями развития отечественной медицины.

 

 

Студент должен знать:

- основные категории и понятия исторической науки;

- факторы, особенности, закономерности и противоречия российского исторического процесса;

- основные исторические факты и события, их место, роль и степень влияния на конкретно-

историческую ситуацию и исторический процесс в целом;

- специфику социально-экономического, политического и культурного развития России в IX-

начале XXI вв.;

- роль и место истории в системе наук, ее значение для осознания поступательного развития

общества, его единства и противоречивости.

 

 

Студент должен уметь:

- связывать историческое прошлое с настоящим;

- объективно оценивать культурные, социально-экономические и политические процессы,

ориентироваться в происходящих в стране и мире изменениях;

- формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам истории и

аргументировать ее;

- оценивать политику государства в области здравоохранения.

(лечебный и медико-профилактический факультеты Омской государственной медицинской академии).

№ пп Темы лекций и практических занятий Распределение часов курса по темам
лекционные занятия практические занятия
1. История как наука. Введение в курс “История Отечества”. 2 ч. 2 ч.
2. Древнерусское государство – Киевская Русь (IX-XIII вв.). 2 ч. 2 ч.
3. Московская Русь (XIII-первая половина XVII вв.). 2 ч. 4 ч.
4. Рождение Российской империи (вторая половина XVII – XVIII вв.). 2 ч. 4 ч.
5. Реформы и контрреформы XIX в. 2 ч. 6 ч.
6. Россия в начале XX в. 2 ч. 6 ч.
7. Россия советская (20-е гг.-1991 г.). 6 ч. 10 ч.
Семинар 1. Россия в 20-30-е гг. 2 ч. 2 ч.
Семинар 2. СССР и Вторая мировая война (конец 30-х-1945 гг.). 2 ч. 4 ч.
Семинар 3. СССР в 1945-1991 гг. 2 ч. 4 ч.
8. Современная Россия (1992-2007 гг.). 2 ч. 2 ч.
  ИТОГО 20 ч. 36 ч.

Тема 1. История как наука. Введение в курс “Отечественная история”.

Цели и задачи изучения темы:

Усвоение предмета, функций, категориального аппарата исторической науки. Знакомство с методами и подходами изучения истории, а также с особенностями российского исторического процесса.

План:

  1. Определение понятия “история”.
  2. Предмет истории. Методы, подходы и категории исторической науки.
  3. Категория “цивилизация”. Типы цивилизаций.
  4. Российская цивилизация - неотъемлемая часть всемирной цивилизации: общее и особенное в ней.

Ключевые понятия:

- историческая закономерность - менталитет

- исторический источник - объект истории

- историческое время - предмет истории

- историческое пространство - уклад

- история - формация

- категория - цивилизация

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

  1. Какие определения понятия “история” существуют в исторической науке? Охарактеризуйте и проанализируйте их.

Ко второму вопросу:

  1. Дайте определение категориям “историческое время”, “историческое пространство”, “исторический факт”, “исторический источник”.
  2. Существует утверждение, что в истории царствует случай и не существует никакой исторической необходимости, а сама история есть лишь совокупность отдельных уникальных событий, не связанных цепью закономерного. Дайте аргументированную оценку этой точке зрения.
  3. Среди историков есть мнение, что факты "сами говорят за себя", поэтому исследователь может ограничиться их выявлением и собиранием, а это само по себе ведет к открытию истины. Согласны ли вы с таким подходом?
  4. Какие методологические подходы в познании исторического процесса вам известны? Расскажите о формационном и цивилизационном подходах.

К третьему вопросу:

  1. Какие типы цивилизаций выделяют в исторической науке? Охарактеризуйте их.

К четвертому вопросу:

  1. Подумайте, представляет ли Россия особый тип национального развития или только одну из ступеней, давно пройденных Европой?
  2. Многие исследователи ведут речь об особом типе Российской цивилизации. Правильно ли это? Объясните.
  3. В числе основных факторов российской истории исследователи выделяли характерную для России пространственную и уникальную геополитическую ситуацию: равнинный характер местности, открытость, отсутствие естественных географических границ. Подумайте, как эти факторы сказывались на политической и социально-экономической истории Отечества?
  4. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержкам из источников под номером 1 и ответьте на вопросы к ним.

Темы рефератов:

  1. Цивилизационный подход в работах О. Шпенглера и А. Тойнби.
  2. Основные особенности, закономерности и противоречия российского исторического процесса.

Контрольные тесты:

1. Какой тип исторического развития представляла собой Россия?

а) отстающий вариант западноевропейского развития;

б) особый тип исторического развития, сочетающий западноевропейские восточноазиатские основы;

в) восточный тип;

г) западный тип.

2. Какое определение понятия история является наиболее правильным и полным?

а) история – наука, изучающая процесс развития природы и общества;

б) история – система наук, изучающих прошлое природы и общества;

в) история – рассказ о прошедшем;

г) верно все.

3. Что не относится к понятию “историческое событие”?

а) значительное явление;

б) факт;

в) действие;

г) случай.

4. Какое понятие определяет глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания?

а) менталитет;

б) взгляд;

в) мировоззрение;

г) идеология.

5. С именем какого царя связано начало модернизации России?

а) Ивана Грозного;

б) Алексея Михайловича;

в) Петра I;

г) Александра II.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 9-15.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 14-38.
  3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 6-29, 535-546.
  4. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 7-14.

Дополнительная литература:

  1. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 109-127, 142-149, 180-184, 212-217, 359-363.
  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 3-15.
  3. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - 2004. - С. 5-9.
  4. Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX век. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 8-49.
  5. Поляков А.Н. Цивилизация как социальная система: теория, типология и метод. // Вопросы истории. - 2007. - № 11.
  6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 24-87.
  7. Флиер А. Цивилизация и субцивилизация России. // Общественные науки и современность (ОНС).- 1993. - № 6.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. - М., 2000. - С. 358-361.

- Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. - М., 2001. - С. 222-234.

- Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М., 1995. - С. 17-27, 53-57,200-206.

Ко 2-му реферату:

- Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990. - С.40-62.

- Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М., 1995. - С. 206-230, 412-420, 451-452.

Тема 2. Древнерусское государство – Киевская Русь (IX-XIII вв.).

Цели и задачи изучения темы:

Знакомство с первым этапом государственно-политического развития России, с факторами, предопределившими ее формирование как цивилизованного целого с середины IX до начала XIII вв.

План:

  1. Образование Древнерусского государства. Проблема “норманнского влияния”.
  2. Внутренняя и внешняя политика киевских князей.
  3. Принятие христианства и его значение для истории России.
  4. Причины распада древнерусской государственности.
  5. Основные тенденции развития медицины Киевской Руси.

Ключевые понятия:

- бояре - князь

- боярская дума - община

- варяги - племя

- варяжский путь - повоз

- вече - погост

- военная демократия - славяне

- вотчина

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

1. Охарактеризуйте основные теории происхождения восточных славян – миграционную и аборигенную. Как они объясняют появление восточных славян на Восточно-Европейской равнине?

2. Географическое положение и природно-климатические условия влияют на формирование хозяйственных типов. А влияют ли они на формирование национального характера?

3. Охарактеризуйте основные этапы становления Древнерусской государственности, выделите основные события на каждом из этапов.

4. Почему Киев, а не Новгород, стал центром объединения Руси?

5. В чем заключается суть норманнской теории происхождения древнерусского государства, когда и почему возникла эта теория? Какой характер носили отношения славян и норманнов и сыграли ли последние какую-либо роль в создании государства у славян?

6. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 2 и ответьте на вопросы к документу.

Ко второму вопросу:

7. Обладал ли киевский великий князь неограниченной властью?

8. Проанализируйте внешнюю политику Древнерусского государства и ее результаты.

К третьему вопросу:

9. Известно, что, выбирая государственную религию, киевский князь Владимир Святославович рассматривал три возможных варианта: ислам, иудаизм и христианство. В конечном счете, он остановился на христианстве в византийском варианте. Каковы причины и цели данного выбора? Какое значение имело принятие христианства, вообще, и православия, в частности, для Руси?

10. Назовите основные черты древнерусской культуры.

К четвертому вопросу:

11. Усобицы – это войны, которые велись и между баронами во Франции, и между герцогами Священной Римской империи в Германии, между эмирами в Сирии. Этот ряд можно продолжать и далее. Везде они имели разное значение для страны и народа, но на Руси XIII в. привели к трагическому исходу. Почему?

12. В чем причины распада Древнерусского государства и его последствия?

К пятому вопросу:

13. Назовите основные тенденции развития медицины Киевской Руси.

Темы рефератов:

1. Норманнская теория и ее критика в исторической литературе.

2. Влияние византизма на русскую историю.

3. Медицина Киевской Руси.

Контрольные тесты:

1. Как называлась первая русская летопись?

а) “Слово о полку Игореве”;

б) “Повесть временных лет” Нестора;

в) “Поучение детям" Владимира Мономаха;

г) “Слово о законе и благодати”.

2. Какой год считается датой образования Древнерусского государства?

а) 860;

б) 862;

в) 882;

г) 982.

3. Что такое вотчина?

а) землевладение дворян;

б) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу;

в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству;

г) землевладение воевод.

4. С кем вел войны князь Святослав Игоревич?

а) с византийцами, половцами, печенегами;

б) с волжскими булгарами, хазарами, византийцами;

в) с хазарами, печенегами, аварами;

г) с поляками, древлянами, гуннами.

5. Что такое полюдье?

а) народное ополчение в Древней Руси;

б) органы местного самоуправления;

в) сбор князем податей с подвластных племен;

г) вид публичного телесного наказания.

6. Какие последствия имело убийство древлянами князя Игоря?

а) прекращение княжеской династии;

б) установление фиксированного размера дани;

в) карательный поход на древлян сына убитого – Святослава;

г) введение подушной подати.

7. К каким последствиям привело принятие Русью христианства?

а) к развитию торговли со странами Западной Европы;

б) к попыткам византийского императора силой подчинить себе русские земли;

в) к развитию культуры, образования, укреплению международного положения Руси;

г) к длительной войне с Хазарией.

8. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?

а) конец X века-до XII века;

б) конец XI века-до середины XIII века;

в) начало XIII века-40-е годы XVI века;

г) 30-е годы XII-конец XV века.

9. С именем какого князя связано первое упоминание Москвы в летописи?

а) Андрей Боголюбский;

б) Юрий Долгорукий;

в) Александр Невский;

г) Даниил Галицкий.

10. Какое решение было принято на Любечском съезде князей в 1097 г.?

а) начать новый поход в степи против печенегов;

б) прекратить княжеские усобицы закрепить за каждым из князей его владения;

в) избрать на киевский престол Владимира Мономаха;

г) утвердить окончательный текст “Русской правды”.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 16-59.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 39-78.
  3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 30-62.
  4. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2008. – С. 198-210.
  5. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 30-60.

Дополнительная литература:

  1. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 75-77, 154-161, 302-306, 370-372.
  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 26-56.
  1. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 29-33. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 12-26, 144-150, 284-287, 392-399.
  2. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 12-26, 144-150, 284-287, 392-399.
  1. История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 72-78.
  2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. - Ч. 1. - С. 7-33.
  3. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 10-53.
  4. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 104-111.
  5. История русской культуры IX – XX вв.: Пособие для вузов. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под. ред. Л.В. Кошман. – М., 2003. – С. 16-44.
  1. Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX века. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 52-96.
  2. Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 5-11.
  3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 87-105.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси. // Вопросы истории. - 2000. - № 3.

- Джаксон Т. Варяги – создатели Руси? // Родина. - 1993. - № 2.

Ко 2-му реферату:

- Леонтьев К. Византизм и славянство. // Родина. - 1993. - № 1. - С. 22-24.

К 3-му реферату:

- Горелова Л.Е. Целители Древней Руси. // Русский медицинский журнал. – 2001. - № 18. – С. 784-785.

- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 29-33.

- История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 72-78.

- Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси. // Вопросы истории. - 2000. № 11-12. С. 106-118.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.