КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-тематический план лекционных и практических занятий
Учебные цели и задачи Цель курса “Отечественная история” – анализ истории России как особого цивилизационно-культурного образования, изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества и государства, раскрытие места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе, ознакомление с основными тенденциями развития отечественной медицины.
Студент должен знать: - основные категории и понятия исторической науки; - факторы, особенности, закономерности и противоречия российского исторического процесса; - основные исторические факты и события, их место, роль и степень влияния на конкретно- историческую ситуацию и исторический процесс в целом; - специфику социально-экономического, политического и культурного развития России в IX- начале XXI вв.; - роль и место истории в системе наук, ее значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.
Студент должен уметь: - связывать историческое прошлое с настоящим; - объективно оценивать культурные, социально-экономические и политические процессы, ориентироваться в происходящих в стране и мире изменениях; - формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам истории и аргументировать ее; - оценивать политику государства в области здравоохранения. (лечебный и медико-профилактический факультеты Омской государственной медицинской академии).
Тема 1. История как наука. Введение в курс “Отечественная история”. Цели и задачи изучения темы: Усвоение предмета, функций, категориального аппарата исторической науки. Знакомство с методами и подходами изучения истории, а также с особенностями российского исторического процесса. План:
Ключевые понятия: - историческая закономерность - менталитет - исторический источник - объект истории - историческое время - предмет истории - историческое пространство - уклад - история - формация - категория - цивилизация Вопросы и задания для самоподготовки: К первому вопросу:
Ко второму вопросу:
К третьему вопросу:
К четвертому вопросу:
Темы рефератов:
Контрольные тесты: 1. Какой тип исторического развития представляла собой Россия? а) отстающий вариант западноевропейского развития; б) особый тип исторического развития, сочетающий западноевропейские восточноазиатские основы; в) восточный тип; г) западный тип. 2. Какое определение понятия история является наиболее правильным и полным? а) история – наука, изучающая процесс развития природы и общества; б) история – система наук, изучающих прошлое природы и общества; в) история – рассказ о прошедшем; г) верно все. 3. Что не относится к понятию “историческое событие”? а) значительное явление; б) факт; в) действие; г) случай. 4. Какое понятие определяет глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания? а) менталитет; б) взгляд; в) мировоззрение; г) идеология. 5. С именем какого царя связано начало модернизации России? а) Ивана Грозного; б) Алексея Михайловича; в) Петра I; г) Александра II. Основная литература:
Дополнительная литература:
Литература к рефератам: К 1-му реферату: - Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. - М., 2000. - С. 358-361. - Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. - М., 2001. - С. 222-234. - Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М., 1995. - С. 17-27, 53-57,200-206. Ко 2-му реферату: - Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990. - С.40-62. - Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М., 1995. - С. 206-230, 412-420, 451-452. Тема 2. Древнерусское государство – Киевская Русь (IX-XIII вв.). Цели и задачи изучения темы: Знакомство с первым этапом государственно-политического развития России, с факторами, предопределившими ее формирование как цивилизованного целого с середины IX до начала XIII вв. План:
Ключевые понятия: - бояре - князь - боярская дума - община - варяги - племя - варяжский путь - повоз - вече - погост - военная демократия - славяне - вотчина Вопросы и задания для самоподготовки: К первому вопросу: 1. Охарактеризуйте основные теории происхождения восточных славян – миграционную и аборигенную. Как они объясняют появление восточных славян на Восточно-Европейской равнине? 2. Географическое положение и природно-климатические условия влияют на формирование хозяйственных типов. А влияют ли они на формирование национального характера? 3. Охарактеризуйте основные этапы становления Древнерусской государственности, выделите основные события на каждом из этапов. 4. Почему Киев, а не Новгород, стал центром объединения Руси? 5. В чем заключается суть норманнской теории происхождения древнерусского государства, когда и почему возникла эта теория? Какой характер носили отношения славян и норманнов и сыграли ли последние какую-либо роль в создании государства у славян? 6. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 2 и ответьте на вопросы к документу. Ко второму вопросу: 7. Обладал ли киевский великий князь неограниченной властью? 8. Проанализируйте внешнюю политику Древнерусского государства и ее результаты. К третьему вопросу: 9. Известно, что, выбирая государственную религию, киевский князь Владимир Святославович рассматривал три возможных варианта: ислам, иудаизм и христианство. В конечном счете, он остановился на христианстве в византийском варианте. Каковы причины и цели данного выбора? Какое значение имело принятие христианства, вообще, и православия, в частности, для Руси? 10. Назовите основные черты древнерусской культуры. К четвертому вопросу: 11. Усобицы – это войны, которые велись и между баронами во Франции, и между герцогами Священной Римской империи в Германии, между эмирами в Сирии. Этот ряд можно продолжать и далее. Везде они имели разное значение для страны и народа, но на Руси XIII в. привели к трагическому исходу. Почему? 12. В чем причины распада Древнерусского государства и его последствия? К пятому вопросу: 13. Назовите основные тенденции развития медицины Киевской Руси. Темы рефератов: 1. Норманнская теория и ее критика в исторической литературе. 2. Влияние византизма на русскую историю. 3. Медицина Киевской Руси. Контрольные тесты: 1. Как называлась первая русская летопись? а) “Слово о полку Игореве”; б) “Повесть временных лет” Нестора; в) “Поучение детям" Владимира Мономаха; г) “Слово о законе и благодати”. 2. Какой год считается датой образования Древнерусского государства? а) 860; б) 862; в) 882; г) 982. 3. Что такое вотчина? а) землевладение дворян; б) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу; в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству; г) землевладение воевод. 4. С кем вел войны князь Святослав Игоревич? а) с византийцами, половцами, печенегами; б) с волжскими булгарами, хазарами, византийцами; в) с хазарами, печенегами, аварами; г) с поляками, древлянами, гуннами. 5. Что такое полюдье? а) народное ополчение в Древней Руси; б) органы местного самоуправления; в) сбор князем податей с подвластных племен; г) вид публичного телесного наказания. 6. Какие последствия имело убийство древлянами князя Игоря? а) прекращение княжеской династии; б) установление фиксированного размера дани; в) карательный поход на древлян сына убитого – Святослава; г) введение подушной подати. 7. К каким последствиям привело принятие Русью христианства? а) к развитию торговли со странами Западной Европы; б) к попыткам византийского императора силой подчинить себе русские земли; в) к развитию культуры, образования, укреплению международного положения Руси; г) к длительной войне с Хазарией. 8. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси? а) конец X века-до XII века; б) конец XI века-до середины XIII века; в) начало XIII века-40-е годы XVI века; г) 30-е годы XII-конец XV века. 9. С именем какого князя связано первое упоминание Москвы в летописи? а) Андрей Боголюбский; б) Юрий Долгорукий; в) Александр Невский; г) Даниил Галицкий. 10. Какое решение было принято на Любечском съезде князей в 1097 г.? а) начать новый поход в степи против печенегов; б) прекратить княжеские усобицы закрепить за каждым из князей его владения; в) избрать на киевский престол Владимира Мономаха; г) утвердить окончательный текст “Русской правды”. Основная литература:
Дополнительная литература:
Литература к рефератам: К 1-му реферату: - Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси. // Вопросы истории. - 2000. - № 3. - Джаксон Т. Варяги – создатели Руси? // Родина. - 1993. - № 2. Ко 2-му реферату: - Леонтьев К. Византизм и славянство. // Родина. - 1993. - № 1. - С. 22-24. К 3-му реферату: - Горелова Л.Е. Целители Древней Руси. // Русский медицинский журнал. – 2001. - № 18. – С. 784-785. - Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 29-33. - История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 72-78. - Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси. // Вопросы истории. - 2000. № 11-12. С. 106-118.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |