КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические аспекты социализации
Как уже было отмечено, человек как личность формируется в процессе взаимодействия с обществом, в процессе вхождения в социальную среду, т.е. в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Следует подчеркнуть, что социализация это двусторонний процесс, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, в которых и воспроизводится социальный опыт. Наряду с понятием социализация существуют близкие по значению понятия, такие как «развитие личности» и «воспитание». Четко разграничить эти понятия очень сложно. В понятии «развитие личности» делается больший акцент на активность личности, развитие психики, хотя и подчеркивается неразрывная связь этого процесса с социальной средой. Термин «воспитание» употребляется в литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется. Выделяются три сферы, в которых прежде всего осуществляется социализация – это деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер дает возможность расширять, умножать социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид осваивает все новые и новые виды деятельности, что позволяет расширять набор выполняемых социальных ролей, находить личностный смысл в деятельности. Общение в контексте социализации позволяет расширять контакты человека с другими людьми и их специфику, например, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Относительно самосознания следует отметить, что социализацию можно рассматривать как становление в человеке образа его Я, который возникает у человека не сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер [1]. Стадии процесса социализации. Выделяют следующие стадии социализации: 1.Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2.Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; • изменение себя, стремление «стать как все» – конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность. 5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Существуют и другие подходы к выделению стадий социализации, в частности, с точки зрения психоанализа, социализация происходит только в детском возрасте, и должна ограничиваться хронологией соответствующего периода. В современных концепциях, однако, подчеркивается, что наиболееинтенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и пожилом возрасте. При этом отмечаются следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. 2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. 3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Существуют и другие точки зрения, например, психолог Р. Гоулд предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной выше. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. В этом контексте логично рассмотреть такой процесс, как ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих [7]. Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия сводится к нормам, ценностям и знакам. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают развивающейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На первых стадиях социализации в качестве институтов выступают семья, дошкольные учреждения, школа, техникум, вуз и т.д. Семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив, нормы и ценности, принятые в нем, стиль лидерства и принятия решений, способы построения взаимоотношений. Вопрос о социальных институтах послетрудовой стадии является достаточно сложным и мало разработанным. К таким институтам, например, можно отнести различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры. Естественно, что каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта [1].
Вопросы для самоконтроля 1. Что изучает психология? 2. Охарактеризуйте категории, выделяемые в структуре психики человека. 3. Как менялись взгляды относительно предмета психологии в истории ее становления как науки? 4. Чем объясняется возникновение в ХХ в. нескольких самостоятельных психологических школ? 5. Каковы предмет и методы психоаналитического направления З.Фрейда? 6. Какие принципиальные отличия можно выделить в теории К.Г. Юнга, по сравнению с теорией З.Фрейда? 7. Почему бихевиористы предлагали исключить сознание из предмета психологии? 8. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии? 9. Почему гуманистическая психология рассматривается как альтернативное направление психологии по отношению к психоанализу и бихевиоризму? 10. Охарактеризуйте основные психологические школы отечественной психологии. 11. Дайте характеристику основным методам психологии. 12. В чем заключаются отличительные особенности тестирования как метода психологического исследования личности? 13.Перечислите основные характеристики и отличительные особенности наблюдения и эксперимента как основных методов исследования в психологии. 14. Вчем заключается сущность проективных методов исследования? 15. Дайте сравнительную характеристику понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность. 16. Как соотносятся биологическое и социальное начало в понятии «личность». 17. Какие можно выделить характеристики личности? 18.Какие факторы влияют на формирование «Я-концепции» личности? 19. В чем отличие понятий «социализация» и «воспитание»? 20. Охарактеризуйте стадии социализации.
Список литература к разделу 1 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 363 с. 2. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 623 с. 3. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М., 1996. – 496 с. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2002. – 336 с. 5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для студентов психологических факультетов. – М.: Академический проект, 2008 – 576 с. 6.НемовР.С. Психология: учебник.для студ.высш.пед.учеб.заведений. В 3 кн. -5-е изд. – М.,2006. –Кн.1: Общие основы психологии. – 687 с. 7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 672 с. 8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2006. – 607с.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |