Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социально-психологических исследований




 

Наука – это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы, то есть пути познания – это способы, посредством которых познается предмет науки. Это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наблюдение – один из основных методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих условий, который непосредственно не дан.

Наблюдение имеет несколько вариантов: объективное (внешнее) и субъективное (самонаблюдение).

Самонаблюдение применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить явление в том виде в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Или пользуется такими же данными от других людей, которые сами ведут самонаблюдение по его заданию.

Самонаблюдение за собственными внутренними психическими процессами неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Самонаблюдение является лишь фазой наблюдения, лишь одной стороной исследования. Проверить эти данные можно с помощью внешнего наблюдения.

Внешнее наблюдение самый простой и распространенный метод. Основное требование к наблюдению – наличие четкой целевой установки. В соответствии с целью должен быть разработан план, в связи с этим выделяют свободное и стандартизированное наблюдение.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. В процессе наблюдения может меняться предмет, объект и характер наблюдения. Данный вид наблюдения целесообразно проводить, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Ведется по определенной программе, следует ей, независимо от того, что происходит с объектом наблюдения. Используется, когда есть полный перечень признаков изучаемого феномена.

Также выделяют включенное и стороннее наблюдение. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Включенное наблюдение полезно, когда правильную оценку явлению можно дать только прочувствовав его на себе. Но если под влиянием личного участия восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше использовать стороннее наблюдение.

Еще один основной метод исследования это эксперимент. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутренних психических процессов. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание деятельности отражало бы ее внутреннее психическое содержание.

Выделяют лабораторный, естественный и формирующий эксперимент. Лабораторный проводится в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль различных переменных. Характеризуется низкой степенью соответствия жизненным ситуациям, но при этом высокой точностью результатов, возможностью повторных исследований в аналогичных условиях.

Естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, данные больше соответствуют типичному жизненному поведению. Точность результатов относительная, повторное исследование в аналогичных условиях исключается.

Формирующий применяется в основном в возрастной и педагогической психологии. Данный вид эксперимента позволяет проследить изменения психики в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Используется при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику явления. Отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Существуют следующие варианты теста: тест-опросник, тест-задание и проективные методики. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Включает в себя серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у испытуемого изучаемого качества.

Плюсы данных вариантов тестов заключаются в возможности применения их к людям различного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и жизненный опыт. Минус состоит в том, что испытуемый может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если знает, как устроен тест и каким образом производится оценка результатов.

В случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не уверен, не осознает или не хочет их признавать (отрицательные качества и мотивы поведения), используется 3-й тип тестов – проективные. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает стимульный материал, ситуацию, психологию и поведение людей, какие личностные качества, мотивы - положительные или отрицательные - он им приписывает. С помощью проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестные люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить, кто они, чем заняты, какие мотивы их действий и т.п. На основании содержания ответов судят о психологии испытуемых. К числу проективных тестов относятся, например, тест «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Незаконченные предложения», методика чернильных пятен Роршаха, методика исследования фрустрационных реакций С.Розенцвейга и др.

Тесты широко применяются в современных исследованиях. Для того, чтобы результаты диагностики были достоверны, тест должен соответствовать определенным требованиям. Валидность – один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Например, тест, пригодный для оценки интеллектуальных способностей, не годится для оценки темперамента. Надежность – один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании.

При работе с тестами следует отметить этический аспект: использование, проведение и интерпретация психологических тестов должны обязательно идти под контролем квалифицированного психолога. В руках недобросовестного или некомпетентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касается личностных тестов или опросников, в связи с чем важно предотвратить доступность их содержания для любого желающего.

Метод опроса. Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников. Как правило, опрос проходит в форме интервью или анкетирования.

Интервью – представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдения. Различают свободное интервью, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой), в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное (или стандартизованное), представляющее собой определенную последовательность вопросов на определенную тему.

Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

Анкетирование – сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый их которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Вопросы в анкете могут быть: 1) открытые – ответ дается в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме; 2)закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа; 3) полузакрытые предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из предложенных, но есть возможность и собственного варианта ответа. Использование открытых вопросов в анкете позволяет обнаружить совершенно неожиданные суждения, но обработка ответов в этом случае затруднена.

Метод анализа и продуктов деятельности – предполагает изучение результатов деятельности, различных поделок, технических устройств, моделей, ведение тетради, оформление реферата и т.п. В продуктах деятельности проявляются отношение человека к самой деятельности, к окружающим, личностные характеристики и т.п. Чаще используется как вспомогательный.

Биографический метод – способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии.

Социометрия – метод, направленный на изучение межличностных отношений в группе. Данный метод предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и от­вержения, которые обнаруживаются членами группы в процессе межлич­ностного взаимодействия. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совмест­ного проведения свободного времени, совместной работы или учебы и т.д. В основу социометрического метода положен вопрос: "С кем бы ты хотел работать, учиться, проводить время?". По числу полученных от дру­гих членов группы выборов (или отказов) исследователь судит о популяр­ности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе. Социометрические данные об отношениях в группе могут быть выражены графически в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических "звезд" (представители группы, выбираемые большинством ее членов), «предпочитаемых» (представители группы, имеющие среднее количество выборов), "пренебрегаемых" (пред­ставители группы, имеющие наименьшее количество выборов), "изолиро­ванных" (представители группы, не имеющие выборов вообще) и "отвергаемых" (представители группы, имеющие только отрицательные выборы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.