Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления зарубежной психологии XX в




В начале XX в. возникает ряд направлений психологии, каждое из которых в качестве предмета рассматривает те или иные стороны психики.

Одним из таких направлений считается бихевиоризм, возникший в начале XX в. в США. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878–1958 гг.), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г.) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем для решения практических задач. В качестве научных предпосылок. Дж.Уотсон называл исследования по психологии животных, школу объективной психологии, а также работы И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Поведение человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

Уотсон считал, что практически поведение является результатом обучения, верил во всесилие образования. Он говорил, что если ему дадут дюжину здоровых крепких детей, то он сможет сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков. Поэтому навык и научение путем проб и ошибок становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность.

Исключение психики из предмета исследований привело к неадекватной трактовке поведения человека. Человек рассматривается как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. При этом основой таких выводов являлись результаты экспериментов, полученные при изучении поведения животных, в частности, белых крыс, которые затем переносились на поведение человека. В качестве экспериментальных устройств были изобретены различные типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научались находить из них выход.

В то же время исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получает вбихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление начинает отождествляться с манипулированием личностью.

Необихевиоризм. Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: стимул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психическом устройстве между стимулом и реакцией, не изучался.

Между тем в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение. Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886–1959 гг.), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) – не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов сводился к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, «что ведет к чему». Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Еще один представитель необихевиоризма – Б.Скиннер (1904 – 1990 гг). Он признавал два основных типа поведения: респондентное поведение как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним (подкреплением). Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. Он считал, что организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат (подкрепление – в виде похвалы, поощрения и т.п.), стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат (наказания, неодобрение и т.п.), стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знание об общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления (которое служит непременным мотивом этих навыков), о динамике перехода от одних форм поведения к другим и т.п. Но вопросами, касающимися научения у животных, интересы бихевиористов не ограничивались [5].

Гештальтпсихология возникла в первой трети XX в. в Германии. К данной школе относятся работы М. Вертгеймера (1880–1943 гг.),. В.Кёлера (1887–1967 гг.) и А. Коффки (1886–1941 гг.). Они высказывали идею о том, что в процессе восприятия действует общая закономерность, требующая нового стиля психологического мышления. Сторонники данного направления представили программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Гештальт – это функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Гештальтпсихология выступила против принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации сложных психических феноменов. Представители данной школы высказывали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Мир состоит из организованных форм – и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Наиболее подробно изучалось мышление и восприятие, в частности, были сформулированы законы зрительного восприятия. Например, закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед часть поля, обладает живостью, яркостью, ближе к нам в пространстве. Фон окружает фигуру и кажется ее непрерывным продолжением. Что мы рассматриваем в качестве фигуры, а что в качестве фона, может влиять на восприятие какого-либо изображения.

Изучая мышление человека, гештальтпсихологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики. Сознание было представлено в гештальттеории как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Глубинная психология. В начале XX в. возникло направление в психологии, отличавшееся представлением о том, что поведение человека обусловлено не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. К глубинной психологии относят психоанализ З.Фрейда, аналитическую психологию К.Г. Юнга и индивидуальную психологию А.Адлера.

Психоанализ. Мнение о том, что область психического простирается за пределами тех испытываемых субъектом явлений, о которых он способен дать отчет, высказывалось и до того, как психология приобрела статус опытной науки, но в предмет этой науки ее превратилпсихоанализ. Основателем этого учения считается австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.). Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области. Однако постепенно он пришел к выводу, что истинные причины поведения скрыты от сознания, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науке о человеке, названное психоанализом.

З.Фрейд разработал «топографичекую модель» личностной организации, согласно которой в психике выделяется три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности – психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует две основных группы инстинктов: первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие продолжение рода. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты, энергия которых получила название либидо. Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти, называемые Танатос, – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии.

Структура личности, по Фрейду, включает три компонента: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид (Оно) включает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и т.д.), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Ид действует по принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной, нарциссической манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению.

Эго (Я) это компонент, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.

Супер-Эго (Сверх-Я) – последний компонент развивающейся личности, представляющий внутренную версию общественных норм и стандартов поведения. В процессе социализации человек приобретает систему ценностей, норм и этики, совместимых с тем, что принято в обществе. Будучи морально-этической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет).

Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект Супер-Эго – это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер-Эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Таким образом, внутри личности происходит непрекращающаяся борьба между инстинктами (Ид) и представлениями о нормах и образцах поведения в обществе (Супер-Эго), которая в итоге отражается на реальном поведении личности (Эго).

Важным понятием в психоанализе являются защитные механизмы психики, представляющие собой сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны Супер-Эго. Как правило, люди применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликтов и ослабления тревоги.

Вытеснение представляет собой первичную защиту Эго, является основой для формирования более сложных защитных механизмов, обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Вытеснение это процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивиды не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. При этом вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Вытесненный материал может проявляться в сновидениях, шутках, оговорках и др., в невротическом поведении, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Следующий защитный механизм – проекция – представляет собой процесс, посредством которого индивид приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Классический пример проекции - студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции.

В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру или ломает ее игрушки.

Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой - это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация как защитный механизм имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели.

Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, – это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности, как «надуться и не разговаривать» с другими, противодействие авторитетам или езда на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Эго изменить цель или объект импульсов без сдерживания их проявления, преобразовать энергию инстинктов в творческую. Фрейд утверждал, что сублимация послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Эго. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину потребностей, страхов и стремлений они создают. Серьезные психологические проблемы возникают у человека тогда, когда способы защиты, за исключением сублимации, действуют чрезмерно и приводят к искажению реальности [8].

Формирование личности, по мнению Фрейда, происходит в детстве и возможные психологические проблемы взрослого человека уходят своими корнями именно в детство.

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были Карл Юнг (1875–1961 гг.) и Альфред Адлер (1870–1937 гг.).

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению влияния динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от З.Фрейда, он утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно теории личности К.Г.Юнга, известной как аналитическая психология, индивиды мотивированы внутренними силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

К.Г.Юнг утверждал, что личность состоит из трех структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании.

Коллективное бессознательное представляет собой наиболее глубокий слой в структуре личности. Коллективное бессознательное отражает мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Содержит все духовное наследие человечества, складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества (например, мифы, суеверия и др.). Коллективное бессознательное состоит из архетипов – врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») – наше публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации.

Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. Экстраверсия проявляется в направленности интереса к внешнему миру, другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу в изолированном виде экстраверсии и интроверсии не существует. Обычно обе установки присутствуют у человека, но одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции – мышление, ощущение, чувство и интуицию.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный» и т.п. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является ли оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуицию – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно так же только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертированный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Интровертированный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и безразличен к ним [8].

А.Адлер, модифицируя исходные положения психоанализа, разрабатывал индивидуальную психологию. Он предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивид, который рассматривается как самосогласующаяся целостность; человеческая жизнь представляющаяся собой динамическое стремление к превосходству; а также социальная принадлежность индивида.

Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивид не может быть отделен от социума, личность имеет социальную обусловленность.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивида, определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним понятием, на которое делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Судя по исходным положениям, которых придерживается Адлер, его теорию можно считать предвестником современной гуманистической психологии.

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. В терапевтическом подходе Адлера подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса [8].

Гуманистическая психология. Данное направление возникло как альтернатива двум наиболее крупным течениям в психологии – бихевиоризму и психоанализу. Гуманистическая психология уходит своими корнями в экзистенциальную философию, в рамках которой считается, что каждый человек ответственен за то кто он и кем становится в жизни. Основываясь на этом положении, представители гуманистической психологии заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Представителями гуманистической психологии являются Г.Олпорт (1897–1967 гг.), А.Маслоу (1908–1970 гг.) и К.Роджерс (1902 – 1987 гг.).

Г.Олпорт первым выдвинул теорию черт личности и одним из первых заговорил об уникальности и индивидуальности каждого человека, являющегося носителем своеобразного сочетания личностных качеств. По его мнению, главная задача психологии – объяснение уникальности человека. Единицей анализа, с помощью которой можно изучать личность, Олпорт считал черту. В его системе черта личности определяется как предрасположенность человека реагировать определенным образом на различные виды стимулов. Черты личности, таким образом, объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности. Первые – это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.

«Духовным отцом» гуманистической психологии считается А.Маслоу. Именно под его руководством произошло объединение исследователей, которые искали альтернативу господствующим психоанализу и бихевиоризму. А, Маслоу считал, что человека необходимо рассматривать как единое, уникальное, организованное целое, то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм в целом. Центральным вопросом в теории Маслоу является вопрос мотивации, а именно иерархия потребностей человека. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организованы в следующую иерархическую систему в порядке их очередности:

· физиологические потребности;

· потребности безопасности и защиты;

· потребности принадлежности и любви;

· потребности самоуважения;

· потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

Таким образом, нижним уровнем так называемой «пирамиды потребностей Маслоу» являются физиологические потребности, сюда относятся голод, жажда, сон и т.д. Следующий уровень – это потребности в безопасности и защите, отражающие заинтересованность человека в долговременном выживании (потребность в организации, стабильности, законе и порядке, в предсказуемости событий и др.). Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье, социальной группе. Четвертый уровень образован потребностями самоуважения, которые делятся на два типа: самоуважение и уважение другими. С одной стороны, человеку нужно знать, что он достойный, может справляться с требованиями, которые предъявляет ему жизнь, а с другой стороны, человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимым другими. И, наконец, к высшему уровню потребностей относятся потребности самоактуализации – стремление человека стать тем, кем он может стать, достичь вершин своего потенциала.

В основе этой схемы лежит допущение, что потребности, расположенные внизу (начиная с физиологических), должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие потребностей расположенных выше. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности в безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть до некоторой степени удовлетворены прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. При этом Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы.

По мнению Маслоу, только стремление к развитию, личностному росту, к реализации своего потенциала, т.е. к самоактуализации есть основа развития человека и общества. При этом следует отметить, что только некоторые, как правило, одаренные люди достигают уровня самоактуализации. Причины этого связаны с социальными и культурными ограничениями, предъявляемыми к какой-то части населения, а также с незнанием людей о тех потенциальных возможностях, которые скрыты внутри них.

Следующий представитель гуманистической психологии – К. Роджерс. В рамках его теории считается, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремленными, заслуживают доверия и самосовершенствуются. В теории Роджерса все мотивы человека включены в мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека двигаться в сторону большей сложности, раскрытия своего потенциала. С точки зрения восприятия человека, по Роджерсу, существует лишь единственная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции, одному из важнейших понятий в теории Роджерса. Я-концепция включает представления индивида о самом себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими и относится к себе. Условием развития Я-концепции выступает позитивное внимание. В повседневной жизни люди чаще всего ведут себя в соответствии со своей Я-коцепцией.

В рамках гуманистического направления на основе философии экзистенциализма развивается экзистенциальное направление в психологии. Предметом данного направления является бытие человека в мире, вопросы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и одиночества, поиска смысла жизни.

К данному направлению ряд исследователей относят работы Э.Фромма (190–-1980 гг.), который разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Он считал, что характер человека имеет не только биологическую, но и социальную обусловленность. При этом главная роль принадлежит семье, а после окончания периода детства общество продолжает активно влиять на характер человека.

Фромм выделил пять социальных типов характера, преобладающих в современном обществе: рецептивные типы убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих, пассивны, зависимы; эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью; накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно выгодно продать или обменять, стремится быть таким, каким хотят видеть его окружающие. Все эти типы относятся к непродуктивному классу характеров. В противоположность им выделяется продуктивный характер – независимый, честный, спокойный, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Такой человек рассматривается как идеальный.

Фромм считал, что в результате экономических и социальных преобразований можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные и общественные потребности.

Когнитивное направление связано с именем Джорджа Келли (1905–1967 гг.). Он придавал особое значение когнитивным процессам (мышлению, воображению, осознанию, понятиям и др.) как основной черте жизнедеятельности человека.

В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Системы понятий, модели интерпретации действительности Келли назвал личностными конструктами. По своему содержанию личностный конструкт – это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохраняется человеком. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он подвергается пересмотру или отбрасывается. У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов, и люди отличаются друг от друга этими системами.

Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом для формирования конструкта необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджентный полюс) и полюс контраста (имплицитный).

Келли считал, что для объяснения мотивации человека не требуется никаких специальных концепций. Он предполагал, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают. В теории Дж. Келли считается, что люди ориентированы на будущее, прогнозируют будущие события и активно формируют представление о своем окружении, а не просто пассивно на него реагируют [8].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.