Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии в России в XIX – XX в




 

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829–1905 гг). В его работах явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки.

В своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) Сеченов описывает рефлекторную теорию психического. Он утверждал, что схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной нервной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Психический процесс возникает и завершается во взаимодействии индивида с окружающим миром, значит, влияние извне в форме чувствования первично. Мотивы, отвлеченные представления не являются первоначальными причинами наших поступков. Однако рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому, речь идет о сходстве по структуре и происхождению.

Сеченов считал, что «научная психология – ряд учений о происхождении психических деятельностей». Объяснить происхождение, по Сеченову, значит показать протекание психического акта: его начало, центральную фазу и конец. В такой трактовке задача психологии заключается в том, чтобы выйти за пределы сознания в систему объективных отношений с миром, раскрыть условия, определяющие тот или иной характер действий человека, описать внешние проявления психических явлений, т.е. отнестись к фактам сознания научно, объективно.

Сеченов развивал идеи генетического подхода в психологии. Он считал, что необходимо «следить исторически за ходом развития человека... с его рождения на свет, подметить главнейшие фазы в том или другом периоде и вывести всякую последующую фазу из предыдущей», ибо «из реальных встреч ребенка с окружающим миром и складываются все основы будущего психического развития».

Также Сеченов говорил, что необходимо изучать целостное поведение. Признавал социальную обусловленность человеческого сознания. Наметил путь исследования явлений сознания в основном как продуктов взаимодействия индивида с предметным миром. Влияние работ Сеченова на отечественную науку продолжается и сегодня [5].

В.М. Бехтерев (1857–1927 гг.) – выдающийся психиатр, невропатолог и психолог родился близ г. Елабуга. В 1885 г. создал в Казанском университете первую в России психофизиологическую лабораторию. В ней имелся довольно значительный набор лабораторных предметов и экспериментального оборудования, коллекция образцов мозга человека и животных, схематическая модель проводящих путей головного и спинного мозга, были созданы аппараты и приборы для изучения различных рефлексов.

Во время работы в Казанском университете Бехтерев обращается к фундаментальным проблемам психологии. В своей работе «Сознание и его границы» он описывает уровни развития сознания в зависимости от «сложности содержания», которые представляют собой своего рода ступени формирования сознания. В процессе нормального развития идет переход от низшей формы к высшей и при этом каждая последующая форма сознания предполагает наличие всех предшествующих форм, а в случае патологии сначала расстраиваются высшие формы сознания, затем более простые.

Бехтерев считал, что психология должна изучать целостное поведение, не только сознание, но и бессознательное, а также внешние проявления деятельности организма, которые являются выражением его психической жизни.

Бехтерев считается основателем рефлексологии, в рамках которой психическая деятельность рассматривается как рефлекторная, а различные стороны и формы этой деятельности как различные ее виды: внимание – это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность – символические рефлексы и т. п. Бехтерев считал, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы какими-либо объективными проявлениями. Однако рефлексология не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения.

Богатое наследие, оставленное В.М. Бехтеревым, вошло в золотой фонд мировой и отечественной мысли.

И. П. Павлов (1849–1936 гг.) не создал собственной психологической концепции, но влияние, которое он оказал на развитие психологии, как мировой, так и отечественной, несомненно, велико и плодотворно.

Впервые обращение физиолога Павлова к психическим явлениям произошло в связи с его работой по изучению деятельности пищеварительных желез. Выявилось, что работа пищеварительных желез может быть обусловлена не только чисто физиологическими моментами (раздражением полости рта), но и видом, запахом пищи, т. е. психологическими фактами. Секрецию слюнной железы в ответ на эти факторы Павлов назвал «психической секрецией», но истолковал ее в физиологических понятиях. Объяснение этих фактов и положило начало учению об условных рефлексах.

И.П. Павлов создал учение о типах высшей нервной деятельности. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность тормозного и возбудительного процессов. То или иное сочетание указанных свойств составляет тип нервной системы, который может служить основанием для объяснения классификации темпераментов, известной с древних времен.

Л.С. Выготский (1896–1934 гг.) один из основоположников советской психологии. Он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая оказала влияние на развитие мировой психологической мысли и получила продолжение в теории деятельности.

Выготский ввел понятие о высших психических функциях – сложных, прижизненно формирующихся психических процессах, социальных по своему происхождению, свойственных только человеку, таких как мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т.п. Первоначально высшие психические функции возникают как форма сотрудничества ребенка с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Сначала речь – это средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальные функции. Волевые процессы также развиваются из подчинения правилам поведения коллектива, например, в игре. Логическое размышление возникает не раньше, чем в детском коллективе возникает спор. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психические носит название интериоризации.

Принципиальное значение в развитии психических функций играют знаки, которые создаются культурой. Знак (слово), согласно Выготскому, – это «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Это понятие было своего рода метафорой. Специфика общения заключается в том, что оно опосредовано орудиями труда. Эти орудия изменяют внешнюю природу, и в силу этого – самого человека. Речевой знак это также своего рода орудие. Но особое орудие. Оно направлено не на внешний мир, а на внутренний мир человека. Оно преобразует его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется дословное психическое содержание. Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания – качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).

При этом, когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова, ими употребляемые, имеют для них совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку детская мысль находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам.

Важность открытия этих законов для обучения и развития ребенка очевидна. В связи с этим Выготским была обоснована идея, согласно которой «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию». В связи с этим он ввел понятие о «зоне ближайшего развития». Под ней понимается расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно, и под руководством взрослого. Обучение, создавая эту «зону», и ведет за собой развитие.

Творчество Выготского существенно расширило предметную область психологии. Его исследования имеют огромное значение для детской психологии, общей психологии, дефектологии, методологии и истории психологии [3].

Одним из выдающихся теоретиков советской психологии был. С.Л.Рубинштейн (1889–1960 гг.). Он разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии как науки. Один из них – принцип единства сознания и деятельности – основа деятельностного подхода в психологии. В деятельности субъект не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Таким образом, психология изучает психику через деятельность. В зависимости от характера мотивации различаются деятельность и поведение. Преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает ее в поведение, единицей которого является поступок. В качестве основных выделяются три вида деятельности: труд, игра, учение. Рубинштейн описал мотивацию, раскрыл природу и связь с развитием личности каждого из видов деятельности.

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Зависимость сознания от этих предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии.

Развитие деятельностного подхода в психологии представлено в работах А.Н. Леонтьева (1903–1979гг.). Он сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. При этом подчеркивал, что деятельность – это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия, образующие единую систему.

Леонтьев сформулировал понятие «ведущая деятельность» – деятельность, в которой возникают и развиваются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Каждый этап развития личности характеризуется определенным типом ведущей деятельности, так, для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, для школьного – учебная, для юношеского – профессионально-учебная и т.д. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретных исторических условий, в которых протекает развитие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.