Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. № п/п Новые понятия Содержание 1. Педагогическая психология отрасль




 

№ п/п Новые понятия   Содержание  
     
1.   Педагогическая психология   отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания
2.   Наблюдение   целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал или данные, характери­зующие особенности его протекания
3.   Психолого-педагогический эксперимент   исследовательская деятельность, которая предполагает искусствен­ное введение в реальный педагогический процесс некоторых фак­торов, способных изменить его психологические качества и осуще­ствить последующую проверку и сравнительную оценку получен­ных результатов
4.   Формирующий эксперимент   метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе ак­тивного воздействия исследователя на испытуемого с заранее за­данной системой итоговых показателей
5,   Педология   особое психолого-педагогическое учение, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, пси­хологических и социологических измерений определялись особен­ности поведения ребенка в целях диагностики его развития
6.   Экспериментальная педагогика   направление в психологии и педагогике, ставившее целью всесто­роннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем
7.   Предмет психологии обучения развитие познавательной деятельности в условиях систематическо­го обучения
8.   Мотивация   побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность
9.   Учебный интерес   эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспе­чивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности
10.   Смысл учения   сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъектив­ной значимости учения для себя
11.   Усвоение   механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности
12.   Восприятие   процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, цело­стных ситуаций педагогического воздействия при их непосредст­венном воздействии на органы чувств
13.   Осмысление   процесс, направленный на выявление существенных связей и отно­шений между предметами окружающего мира на основе представ­ленного учебного материала
14.   Закрепление   процесс организации и сохранения прошлого опыта учебной дея­тельности, делающий возможным его повторное использование в учебном процессе или на практике
15.   Применение на практике полученных знаний   изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контроли­руемости сознанием
16.   Саморегуляция учебной деятельности   сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания
17.   Обучаемость   совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности
18.   Предмет психологии воспитания   развитие личности в условиях целенаправленной организации дея­тельности ребенка, детского коллектива
19.   Ценностные ориентации   важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплен­ные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его пере­живаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного
20.   «Практические правила» способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры
21.   «Осознание правил»   знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры
22.   Эгоцентрическая перспектива отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира
23.   Релятивистская перспектива отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место
24.   Атрибуция   приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия
25.   Духовный слой сознания   единство человеческой субъективности и объективной образующей, представленной в отношениях «Я» - «Ты»
26.   Конформность   податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства
27.   Групповая сплоченность   один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов
28.   Педагогическое требова­ние предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отноше­ния и поведения
29.   Субьектность школьника   личностное качество, которое характеризует способность соотно­сить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведе­ние, предвосхищая его последствия в контексте социальных отно­шений
30.   Коллективизм   чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готов­ность к действиям в пользу группы и общества
31.   Предмет психологии учителя   психологические аспекты формирования профессиональной педа­гогической деятельности, а также те особенности личности, кото­рые способствуют или препятствуют успешной деятельности
32.   Педагогическая деятельность форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрас­тающим поколениям образцов (эталонов) производственных уме­ний и норм социального поведения, для выполнения которой чело­век должен обладать педагогическим образованием и соответст­вующими педагогическими качествами
33.   Педагогическое общение   профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и на­правленный на создание благоприятного психологического клима­та, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений
34.   Профессиональная на­правленность педагога интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профес­сии, склонность к занятиям ею, осознание своих способностей
35.   Профессионально-ценностные ориентации   избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее
36.   Стиль деятельности   индивидуализированная система способов и приемов, устойчиво проявляющаяся в разных условиях существования
37.   Я-концепция   относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осоз­нанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимо­действие с другими людьми и относится к себе
38.   Самооценка   оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
39.   Педагогическая задача   отражение в сознании педагога затруднений (неопределенности) в достижении целевых ориентиров образования
40.   Диагноз (в практической педагогике)   оценка общего состояния педагогического процесса или его от­дельных компонентов в тот или иной момент его функционирова­ния на основе подробного, целостного обследования
41.   Педагогическое прогнози­рование   процесс получения опережающей информации об объекте, опи­рающийся на научно обоснованные положения и методы
42.   Педагогическое проекти­рование   содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально -психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи
43.   Перевод социальной си­туации в педагогическую   процесс обретения учеником в ходе урока личностного смысла как индивидуализированного отражения социально-ценностного отно­шения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре
44.   Интонирование значимых факторов   способ инициирования учителем духовного усилия каждого учени­ка средствами диалогического общения
45.   Мобилизация активности учеников   способ совместной деятельности, в ходе которого создаются усло­вия для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка
46.   Позиция педагога   система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности
47.   Центрация   в гуманистической психологии особым образом построенное про­стое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности пере­живаний и поведения
48.   Развитие психики   закономерное изменение психических процессов во времени, вы­раженное в их количественных, качественных и структурных пре­образованиях
49.   Зона ближайшего развития   дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстни­ками
50.   Обучение   внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.