№ п/п
| Новые понятия
| Содержание
|
|
|
|
1.
| Педагогическая психология
| отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания
|
2.
| Наблюдение
| целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания
|
3.
| Психолого-педагогический эксперимент
| исследовательская деятельность, которая предполагает искусственное введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных изменить его психологические качества и осуществить последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов
|
4.
| Формирующий эксперимент
| метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого с заранее заданной системой итоговых показателей
|
5,
| Педология
| особое психолого-педагогическое учение, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития
|
6.
| Экспериментальная
педагогика
| направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем
|
7.
| Предмет психологии обучения
| развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения
|
8.
| Мотивация
| побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность
|
9.
| Учебный интерес
| эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности
|
10.
| Смысл учения
| сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя
|
11.
| Усвоение
| механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности
|
12.
| Восприятие
| процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, целостных ситуаций педагогического воздействия при их непосредственном воздействии на органы чувств
|
13.
| Осмысление
| процесс, направленный на выявление существенных связей и отношений между предметами окружающего мира на основе представленного учебного материала
|
14.
| Закрепление
| процесс организации и сохранения прошлого опыта учебной деятельности, делающий возможным его повторное использование в учебном процессе или на практике
|
15.
| Применение на практике полученных знаний
| изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контролируемости сознанием
|
16.
| Саморегуляция учебной деятельности
| сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания
|
17.
| Обучаемость
| совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности
|
18.
| Предмет психологии воспитания
| развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива
|
19.
| Ценностные ориентации
| важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного
|
20.
| «Практические правила»
| способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры
|
21.
| «Осознание правил»
| знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры
|
22.
| Эгоцентрическая перспектива
| отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира
|
23.
| Релятивистская перспектива
| отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место
|
24.
| Атрибуция
| приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия
|
25.
| Духовный слой сознания
| единство человеческой субъективности и объективной образующей, представленной в отношениях «Я» - «Ты»
|
26.
| Конформность
| податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства
|
27.
| Групповая сплоченность
| один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов
|
28.
| Педагогическое требование
| предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения
|
29.
| Субьектность школьника
| личностное качество, которое характеризует способность соотносить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведение, предвосхищая его последствия в контексте социальных отношений
|
30.
| Коллективизм
| чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
|
31.
| Предмет психологии учителя
| психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешной деятельности
|
32.
| Педагогическая деятельность
| форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения, для выполнения которой человек должен обладать педагогическим образованием и соответствующими педагогическими качествами
|
33.
| Педагогическое общение
| профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений
|
34.
| Профессиональная направленность педагога
| интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность к занятиям ею, осознание своих способностей
|
35.
| Профессионально-ценностные ориентации
| избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее
|
36.
| Стиль деятельности
| индивидуализированная система способов и приемов, устойчиво проявляющаяся в разных условиях существования
|
37.
| Я-концепция
| относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе
|
38.
| Самооценка
| оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
|
39.
| Педагогическая задача
| отражение в сознании педагога затруднений (неопределенности) в достижении целевых ориентиров образования
|
40.
| Диагноз (в практической педагогике)
| оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе подробного, целостного обследования
|
41.
| Педагогическое прогнозирование
| процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы
|
42.
| Педагогическое проектирование
| содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально -психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи
|
43.
| Перевод социальной ситуации в педагогическую
| процесс обретения учеником в ходе урока личностного смысла как индивидуализированного отражения социально-ценностного отношения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре
|
44.
| Интонирование значимых факторов
| способ инициирования учителем духовного усилия каждого ученика средствами диалогического общения
|
45.
| Мобилизация активности учеников
| способ совместной деятельности, в ходе которого создаются условия для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка
|
46.
| Позиция педагога
| система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности
|
47.
| Центрация
| в гуманистической психологии особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения
|
48.
| Развитие психики
| закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
|
49.
| Зона ближайшего развития
| дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстниками
|
50.
| Обучение
| внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека
|