КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. по изучению раздела дисциплины
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В Москва - 2011 ФИЛОСОФИЯ О.Д. ГАРАНИНА, Н.М. МАМЕДОВА
ПОСОБИЕ по изучению раздела дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ» для студентов второго курса всех специальностей всех форм обучения
Рецензент:
Гаранина О.Д., Мамедова Н.М. Философия: пособие по изучению раздела дисциплины «История русской философии». – М.: МГТУГА, 2011. Данное пособие издается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ГСЭ.Ф. 10 «Философия» для студентов всех специальностей всех форм обучения. Рекомендовано к печати на заседании кафедры гуманитарных и социально-политических наук __ июня 2011 года.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с. 4
1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………с. 5
2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХI - ХVII в.в……………………с. 9 2.1. Древнерусская философия Киевской Руси……………………………..с. 9 2.2. Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)………………..с.10
3. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В XVIII- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.в.………………………………………………с.14 3.1. Русское Просвещение…………………………………………………….с. 14 3.2. Славянофильство и западничество………………………………………с.16 3.3. Русские революционные демократы ……………………………………с.22 3.4. Народничество и русский анархизм……………………………………..с.24 КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ ……………………………………….с.26 4.1. Русская религиозная философия…………………………………………с.26 4.2. Развитие русской религиозной философии в начале ХХ века……………………………………………………………….с.28 4.3. Русский космизм………………………………………………………..…с. 31 4.4. Русский экзистенциализм. Философское творчество Н.А. Бердяева… с.34
Вопросы для проверки знаний…………………………………………………с.37 Литература………………………………………………………………………с. 39
Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. В русской философии всегда обсуждались те же проблемы, что и в западноевропейской философии, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философского объяснения мира. Подобно другим европейским достижениям, развитая философия пришла в Россию благодаря реформаторской деятельности Петра Великого. В XVIII в. философская терминология в российской философской мысли только начала формироваться, однако сказать, что философии до Петра I у нас вообще не было, конечно же, нельзя. Элементы философского мировоззрения всегда были присущи духовной жизни наших соотечественников, а появление государственности у восточных славян неизбежно стимулировало развитие общественно-политической мысли. Но это была именно общественно-политическая мысль, примерами которой являются «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о князьях Владимирских». Общепризнано, что начальный этап развития философии на Руси связан с христианской религией. Как и в западноевропейском средневековье, философия здесь выступает в роли «служанки богословия». Но расцвет «русского средневековья» приходится на XV-XVI вв., когда строятся крупные монастырские комплексы, в которых важную роль играют иконописные и книгописные мастерские, религиозные учебные заведения. В это же время активизируется деятельность по переводу на церковно-славянский язык многих философских книг. В XVII веке стала меняться система образования, в которое стали включать преподавание философии. Открылись училища, в том числе при Андреевском монастыре, где преподавали приглашенные киевские монахи. В Киеве и в Москве появились духовные академии, в которых были кафедры философии. Примерно в это же время в Москве было открыто первое российское высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Она была создана по образцу Киево-Могилянской академии, основанной в начале XVII века украинским деятелем Петром Могилой. Основой преподавания учебных дисциплин в Славяно-греко-латинской академии стали греческий и латинский языки. Благодаря изданию латинско-славянского словаря оказалось возможным знакомство с европейской философией и европейской культурой. Но светской европейской философии, которая уже существовала в Европе, на Руси в это время еще не было. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у русских мыслителей становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов. В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции: - не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России; - русская философия отличается от остальных типов философии своим проблемным полем, методами и целями. Она не «вписывается» в исторический ряд западноевропейской философии. Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в основной тематике русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство русских философов в центр своих философских концепций ставили «русскую идею», под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории. Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности российского общества, его связи с универсальным, мировым духом.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |