КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы дипломного исследования
Подготовку и защиту дипломной работы обеспечивают те шаги научного познания, которые способствуют формированию у студентов всех компонентов готовности к профессиональному творчеству и постоянному поиску новых знаний для решения актуальных проблем социально-педагогической практики. Анализ содержания и процесса исследовательской деятельности студентов позволяет выделить несколько ключевых шагов – этапов, которые определяют рациональную организацию исследовательского труда, а следование им дает возможность достичь результатов при оптимальном режиме затрат человечеких и временных ресурсов.
ШАГ ПЕРВЫЙ – информационный поиск Функциональная или практическая готовность к профессиональной исследовательской деятельности будущего социального педагога определяется в теории и практике высшей школы двумя группами требований. Первая группа требований связана с возможно более глубокими знаниями по предметам социально-педагогического цикла, которые, в свою очередь, формируются при серьезной теоретической подготовке и предполагает погружение студента в исследовательскую деятельность в той или иной области социальной педагогики. Вторая группа требований предполагает владение методами и формами научного познания, общенаучными методами исследований. В связи с этими требованиями первым шагом познания в исследовательской работе студентов является информационный поиск, предполагающий работу с научной монографической литературой, периодическими изданиями и другими информационными источниками. Правильный выбор источников информации и целенаправленное ее изучение – важная часть учебно-исследовательской работы. Она важна на всех этапах НИРС, поскольку является основой для анализа состояния исследуемого вопроса (Бабанский Ю.К., ЖуравлевВ.И., Розов В.К., 1988). Исследование в области социальной педагогики, как правило, носит междисциплинарный характер и предполагает изучение статей из научных журналов, сборников научных работ, докладов, отчетов, документов, монографий, диссертаций. Для студентов изучение литературных или иных информационных источников дает возможность ознакомиться с обширной информацией как в научной и профессиональной области, в целом, так и по исследуемой проблеме, в частности. Изучение литературы на первом этапе позволяет четче сформулировать проблему исследования и обосновать ее актуальность, определить основные категории методологического аппарата исследования. В дальнейшем цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления об объекте и предмете исследования. Теоретический анализ литературы позволяет сформировать концепцию исследования, выявить основные понятия и категории исследования, провести системный анализ объекта и предмета исследования, разработать методику исследования. На этапе интерпретации результатов информационный поиск направлен на выявление теорий и концепций, с помощью которых можно объяснить полученные данные и сформулировать выводы и рекомендации. При изучении литературных и иных источников критерием оценки информации является возможность ее использования в своей исследовательской работе. Качество теоретического исследования на основе изучения литературы, которое должно быть представлено и в научном реферате, и в курсовой, и дипломной работе в значительной степени определяется тем, насколько хорошо студент владеет методикой работы с книгой и другими информационными источниками. Работа с литературными источниками начинается с их поиска и библиографического описания. Наиболее важными источниками при работе над дипломной работой являются научные монографии, в которых в систематическом виде изложены основные данные науки, результаты научных исследований. Монографии снабжаются обширными списками литературы по излагаемой в монографии проблеме. Они дают возможность продолжить научный поиск в обозначенном автором монографии направлении. Для исследований в области социальной педагогики актуальным является анализ таких информационных источников как статьи в научных и профессиональных журналах – специальные публикации небольшого объема, в которых целенаправленно излагаются взгляды авторов по определенным вопросам или результаты исследований. В исследовательской работе считается, что статьи – это наиболее оперативная информация о достижениях науки и практики в решении актуальных проблем, поэтому регулярное их изучение дает возможность студенту всегда быть в курсе развития научного знания в интересующем проблемном поле. Еще одним важным источником научной информации для студентов-исследователей могут служить материалы, публикуемые в различных научных сборниках. Изучать литературу следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале - самые свежие публикации, затем – прошлогодние, двугодичной давности и т.д. Обработка отобранной информации состоит из нескольких последовательных блоков действий: - ознакомительное чтение источников; - исследование информации путем осуществление записей различного вида для фиксации существенного - сопоставленнее и анализ информационного материала, полученного из разных источников, его критическая оценка; - оформление результатов информационного поиска в форме рефератов, обзоров, разделов в научных работах, предполагающих теоретическое обоснование проблемы, описание объекта исследования, анализ предмета исследования. В последние годы наблюдается активное использование студентами существующих технических возможностей в плане копирования и сканирования литературных источников, «скачивания» ресурсов из INTERNET. Бесспорно, что существующие технологии облегчают информационный поиск, позволяют быстро накопить нужные материалы, знакомят с разнообразными точками зрения на проблему. Однако в научной работе главное – это анализ существующих материалов, понятий, теорий для создания авторской концепции исследования, а этого невозможно достичь путем компеляции, «склеивания» кусочков из произведений других авторов. Студент должен их изучить и создать свое реферативное аналитическое произведение со ссылками на авторитеты.
ШАГ ВТОРОЙ: планирование исследования
Научное исследование в социально-гуманитарных науках предполагает этап планирования. Азбука научной организации исследовательского труда нацеливает исследователя на целенаправленность и планомерность деятельности. В связи с этим, целесообразным представляется разработка, прежде всего календарного плана исследования. Календарный план устанавливает логическую последовательность, сроки и очередность выполнения отдельных этапов работы (Приложение 7). Обобщение опыта руководства курсовыми и дипломными работами подтверждает необходимость составления такого плана. Он дисциплинирует студента-исследователя; лимитирует время, отводимое на теоретический анализ литературы, ознакомление с проблемой исследования на практике, разработку методики и проведение пилотажного исследования, анализ и обработку полученных результатов, литературное оформление работы; облегчает контроль и самоконтроль за процессом и результатом работы. Как правило, при выполнении дипломного исследования студенту бывает трудно рационально распределить время на выполнение отдельных этапов поэтому в календарный план, составленный на начальном этапе, могут вноситься необходимые изменения. Выполнение исследовательской работы на уровне дипломной работы предполагает, что студенты достаточно хорошо владеют умениями планирования исследовательских процедур и операций, поскольку обладают опытом учебно-научной исследовательской работы, полученным при выполнении учебно-исследовательских заданий и курсовых работ и исследовательских проектов различного характера.
ШАГ ТРЕТИЙ: исследовательский проект или методологическое обоснование исследования
Как показал анализ опыта научного руководства в контексте социальных исследований на этапе планирования целесообразным представляется также разработка исследовательского проекта (В.И. Загвязинский, 1995) или программы исследования (В.А. Ядов, 2001), которые в значительной степени созвучные друг другу. Исследовательский проект является программой исследовательской деятельности, документом научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования. Как определенная методологическая модель, программа фиксируюет методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Программа исследования состоит из двух основных разделов – методологического и методического. Методологический раздел программы исследования в социальной педагогике содержит такие компоненты как формулировка проблемной социально-педагогической или социальной ситуации; определение объекта и предмета исследования; выявление цели и задач поисковой деятельности; формулировка и обоснование гипотезы исследования; определение основных - ключевых понятий и категорий, которые описывают основные свойства и характеристики исследуемого объекта. Исходным моментом социально-педагогического исследования является анализ проблемной ситуации, складывающейся в реальной жизни и социально-педагогической практике. На основе анализа проблемной ситуации формулируется проблема исследования как противоречие, содержащее в социальной реальности в целом, или же в конкретной социальной системе, в частности. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, поскольку содержит в себе «знание о незнании». Формулировка проблемы обеспечивает практический результат всему исследованию, а также определяет «поле» апробации и внедрения результатов в социально-педагогическую практику. Формулировка проблемы влечет за собой определение, во-первых, цели исследования и, во-вторых, объекта и предмета исследования и таких категорий методологического аппарата как гипотеза и задачи исследования. В процессе работы над дипломным исследованием, как правило, студенты осознают взаимосвязь категорий методологического аппарата, разработка которых позволяет, во-первых, избежать эмпиризма – упрощенного подхода к описанию результатов поиска на основе фиксации только фактов, доступных внешнему выявлению без теоретического анализа и раскрытия их сущности. Во-вторых, формулирование методологических категорий необходимо для того, чтобы определить последовательность, достичь необходимой полноты и глубины исследования, обеспечить его целостность. В-третьих, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, разработка гипотезы позволяют не переоценивать значение личного опыта исследователя и преодолеть одностороннее, неполное, субъективное отражение сущности социальных процессов и явлений. Методологическое обоснование исследования является чрезвычайно важным шагом, поскольку представляет собой определение существа, логики и области исследовательской деятельности.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: разработка методики исследования и получение фактического материала
Необходимым и чрезвычайно ценным в исследовательской работе является получение фактического материала, ведь именно факты – воздух ученого (И.П. Павлов). Для получения первичных данных студенту-исследователю необходимо изучить существующую социально-педагогическую действильность, в которой есть реальные испытуемые – носители той или иной социально-педагогической проблемы. Для того, чтобы собрать факты, необходимо разработать пути и способы исследования, которым посвящается методический раздел программы или исследовательского проекта. Он включает: - выбор методов и разработку методики исследования; - обоснование и описание выборки испытуемых; - определение методов и стратегии анализа и обработки данных, а также направлений практического использования результатов. В дипломных работах по социальной педагогике, как правило, используется весь спектр методов исследования - наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности испытуемых, тестовые методики, экспертные методы, социометрия и референтометрия и др. Широко применяются комплексные методики - изучение, анализ и обощение опыта деятельности специалистов социальной сферы, изучение случая, мониторинг, дельфи-метод и др. В дипломном исследовании предполагается также социально-педагогический эксперимент – констатирующий и преобразующий в форме опытно-экспериментальной работы. Выбор методов исследования обусловлен рядом факторов: - проблема и цель исследования; - форма организации исследования; - особенности испытуемых; - возможности и умения исследователя и др. Задача студента-дипломника заключается в том, чтобы, во-первых, научиться применять методы исследования и разработать методику, с помощью которой возможно получение новых фактов и которая является комплиментарной и для исследования данной конкретной проблемы, и для реальных испытуемых – детей, подростков, учителей, родителей, включенных в процесс исследования. Кроме того, дипломное исследование предполагает применение выборочного метода, который позволяет делать заключения о характере изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения лишь некоторой ее части – выборки, объем которой должен быть не менее 10% от генеральной совокупности. Обработка полученных данных проектируется, а затем осуществляется путем качественного и количественного анализа результатов. Результаты представляются в виде качественного описания, процентных показателей, графически – в форме таблиц, диаграмм, схем, а также в форме выводов и обобщений, в которых отражены установленные закономерности. Важным аспектом дипломного исследования в области социально-гуманитарного знания и социально-педагогической практики является разработка моделей, проектов, методик и технологий совершенствования социально-педагогической деятельности, решения социально-педагогических проблем на разных уровнях. В связи с этим, в дипломной работе предполагается на только констатация проблемы и выявление закономерностей, но и разработка, а затем опытно-экспериментальное внедрение конструктивных подходов к регулированию изучаемых социально-педагогических процессов.
ШАГ ПЯТЫЙ: оформление результатов исследования Структурные элементы рукописи учебно-научно-исследовательской работы студента (курсовой, дипломной работы) по сути одинаковы. Дипломная работапредставляет собой развернутое изложение результатов исследовательской деятельности, которое будет представлено для ее экспертной оценки и последующей защиты. Анализ подходов к оценке дипломных исследований позволяет выделить основные элементы, определяющие уровень научной квалификации студента-дипломника, на которые в первую очередь обращают внимание рецензенты, оппоненты, члены Государственной экзаменационной комиссии. К таким элементам можно отнести: - умение корректно сформулировать тему и проблему исследования; - овладение научной информацией по исследуемой проблеме; - уровень анализа проблемы; - обоснованное использование необходимых для изучения проблемы методов исследования; - логически грамотное построение всей работы; - умение сформулировать научные результаты, показать степень их новизны; - умение сформулировать теоретическую и практическую значимость исследования; - научный язык дипломной работы, четкость формулировок, концептуальное единство. Достоинства и недостатки дипломной работы как учебно-научной квалификационной работы выявляются, прежде всего в ее тексте. Важнейшая особенность диссертационного текста – в том, что он предназначается для оценивания со стороны рецензентов и членов ГЭК, которые решают вопрос об уровне профессиональной квалификации будущего социального педагога. В процессе работы над текстом студенту-дипломнику следует иметь в виду, что он адресован определенному кругу специалистов высокой квалификации, с которыми автор ведет мысленный диалог и поэтому текст диссертации должен быть, с одной стороны, высоко научным и, с другой, доступны, поскольку социально- педагогическое исследование является прикладным, практико-ориентированным.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |