Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения по орфографии и пунктуации




 

(В)течени... всего июля бе...пр...рывно дул (юго)восточный ветер и стояла н...ст...рпимая изнуряющая жара. Вода у берега была (гр...зн...вато) мутная и резко пахла рыбой и м...рскими вод...р...елями г...рячие к...чающи...ся волны (н...)осв...жали тела а (на)оборот еще больше ист...мляли и раздр...жали его.

От купальни нужно было подн...мат...ся (в)верх на гору по у...кой к...м...нистой тр...пинке которая была проложена на склоне п...росш...м (низк...)рослыми дубами и (вечно)з... левыми к...люч...ми кустарниками. Сту­дент взб...рался легко но пр...ст...релый доктор покрывший голову вместо шляпы мокрым м...хровым п.,.л...тенцем изн...м...гал от зноя. На минуту они ост...н...вились что(бы) перед...хнуть и (н...)вольно залюб...вались (н...)о жидан...о открывшимся морем. Взбуд...ражен...ое ветром м...стами осв...щен...ое (осл...пительно)ярким со...нцем м...стами зат...мнен…е обл...ками оно все п...стрело разн…ветными пятнами. У берега море было белое от пены которая та...ла на п...ске к...сейным круж...вом а дальше шла лента (ис...ер...)г...лубого цвета потом з...леная полоса а (в)след (за)тем м...гучая сп…ойная с...н...ва бе...дон...ого моря с (не)правд...подобными пятнами то (густо)ф...олетовыми то (нежно)м...л....хитовыми. И к...залось что вся эта живая м...за...ка была оп...ясан...а у г...ризонта черной неп...движной лентой ух...дящ...й (в)даль.

Пост...яв (не)много они (н...)спеша пошли дальше подн...маясь все выше и выше. (С)прав... от них круто обрывалась (в)низ гора и бесконечно д...леко

ух...дило безбрежное море а слева л...пились по скату густые кусты ш..лтовника усып...н...ого (ярко)м...линовыми благ...ухающ...ми цветами. (Н… з...метно тр...пинка выв...ла их на асф...льтирован...ое ш...с...е. Над белой камен…ой огра­дой возвышалась дача пр...чудл...во выстр...ен...ая в (псевд...)рус...ком стиле (в)виде тер...ма с к...ньками и др...конами на крыше с пр...открытыми ставнями разр...сован...ыми д...ков...н...ми цв...тами и травами с резными крашен...ыми н...яичниками с в...тыми к...лон...ами на тер...ас...е. Стран...ое вп…ч...тление произв...дила эта прян...чная п...стройка на фоне, (серо)голубых гор среди задумч...вых изящных к...п...рисов п...р...м...дальных т...п...лей и ст...летних пл...танов обвитых (с)верху (до)низу бл…стящим точно лак...рован...ым ж…стким плющ…м.

Р...душный хозяин пр...гласил гостей на заст..,клен...ую в...ранду где их уже ож...дал (по)южному щедрый кр...сиво с...рв...рован...ый стол с изысканными я...ствами. После обеда все люб...вались чудесной п...н...рамой открывающейся (с)верху в...лич...ствен...ым бе...крайним и т...инств...н...ым морем. Д...леко впереди выдавался в море узкий длин...ый мыс и (не)ожидан….о (из)за него в..рча и фыркая как запыхавшаяся с…бака выплыл маленький пар...вой катер. (Не)смотря на ра...ст...яние под п...л...тнян...ым т...нтом можно было разглядеть M…н...атюрные ф...гуры пас...ажиров. А еще дальше (в)далн моря как(будто) (по)сер...дине между берегом и г...р...зонтом плавно без м...лейшего звука и сотр...сения двиг...лась м...гучая гр...мад...на большого (двух)палубного пар...хода. И глядя на него студент скво…ь легкое обл...чко наб...жавш...й грусти (тот)час(же) почувствовал сладкое зам...рание сердца которое он всегда испытывал при мысли о дальних п...ез...ках и новых вп...ч...тлениях.

***

 

В в...ст...бюле к...нсерв…тории ярко г...рели люстры бл...стели п...л...рован,..ые двери и п...рил...а п...радной лес...ницы. Юн...ые нарядные девушки в дек...льт...рован...ых платья бл...стая пр...чудл...выми брил...иантовыми украшениями пр...хораш...вались. Ощущение праз...ника возникшее (по)началу (н...)пок...дало Дмитрия (в)течени... всего вечера. Галя была здесь как дома. Ее (н...)смущало что Дмитрий чу...ствуя себя (н…про­шен...м гостем вместо того что(бы) свободно (н...)пр…нужден...о прохаж...ват...ся по ф...йе (бе...)конца в...ртел головой разгляд...вая изыскан...о одетую публику. Галя пот...шила Дмитрия (на)верх к п...ртрету (вс...мирно)извес...ного композитора. С п...ртрета см...трел человек с орлин...ым профилем готовый одним движением руки (н...)то посе…ть бурю звуков (н...)то укр...тить ее. (В)след (за)тем пошли в буфет. Дмитрий знал пристрастие Гали к сладкому и ш...к...ладные б...тончики были куплен...ы (н...)медлен…о. Потом (н...)спеша пох...дили по хол...у и когда прозв...нел зв...нок отправ...лись в зал. Оркестр заиграл и пол...лись зав...раж...вающие (ч...рующе)пр...красные звуки.

Музыка как нав...ждение и каждый воспр...н...мает ее (по)своему. Дмитрий (в)первые пр...шедший на к...нцерт распол...жился (по)удобнее в кресле ипопытался вслушат...ся. Он слушал добр...совес...но стираясь ул...вить каждый звук и чем больше он напр.-.гался тем (не)понятнее была музыка ха...тично и бе...п...рядочно ц...плялись друг за друга и все(таки) ра...сыпались каждый (по)одному бе...числен...ые звуки. Как (н...)страя...о больше всего м...шал свет. Если бы выключили люстры и стало бы совсем т...мно то наверное было бы легче в...спр...н...мать классическую музыку. Галя г...ворила что музыка подобно ветру может подхв.,.тить и ун.„сти человека однако к сож...лению (н...)что (н...)м...гло пок...лебать Дмитрия. Он вновь попытался сл...дить за ме­лодией. Казалось что это (н…)что иное как бур...лом звуков и тогда Дмитрий решил см...треть только на д…р...жера. Это было инт…реснее и если забыть что перед д...р...жером с...дят орк...странты то даже можно принять его за искус...ного в...лшебника. М...хнет палочкой появляются звуки м...хнет еще раз звуки пряч...тся исчезают а на их месте (тот)час возникают другие. Вот дер...ким движением руки он поднимает звуки вырывает их из бе...молвия и они взв...ваются (в)верх как ф...нтан кр...стал...ьной воды и там ра...сьгаают...ся на мелкие звонкие брызги.

Музыка пост...пен...о нар...стала все больше звуков выпускал из (не)бытия человек в длин...ом фраке. Он ж...нглир...вал ими заставляя то зам...рать и ластит...ся подобно ручной п...нтере то вкрадч...во ползти как тигр г…товящ…йся к прыжку. В действие включались все новые и новые силы. Они были (н...)понятны Дмитрию и он б...ялся что они разн...сут все вокруг орк...странтов и ряды з...л...чен...ьгх кресел и (бел...)мрам...рные к...лон...ы, (На)миг Дмитрию показалось что д...р...ж...р (н...)слравит...ся с этой бурей звуков однако изящная палочка делала свое дело и буря пp…вр...щаясь в г...рм..личное сочетание звуков усм...рялась.

 

***

Калмыцкая степь кажется абсолютно (н...)пр...вл...кательной и какой(то) тоскливой когда вид...ш... ее (в)первые. Ед...ш... в машине и глаза ра...се...н...о сл...дят за нар...станием и та...нием отню...ь (н...)высоких х...лмов медлен...о выплывающих (из)за г...р...зонта. Кажет…ся что все один и тот(же) обв...ва...мый ветрами холм плывет да плывет перед тобой и всадники в ст...пи кажут...ся одинаковыми одними и теми(же) хотя бывают они то безб...роды и юя...ы то в серой с...дине то на булан...х то на гн...дых быстр...ногих ск...кунах.

Хорошо утр...мбован...ая дорога прол…гала через (редко)разбросан...ые п...селки и д,..ревни мимо пр...зем...стых дом...ков с крошеч...ыми крашен...ыми белой краской окош.-.чками на которых разр...сталась точно в аквар...умах г...рань мимо круглых обмазан...ых глиной юрт шла да шла среди к...лючей в...рбдюжьей тр...вы среди пятен с...л...нчаков мимо к...лебл...мых в...тром бе...дымных к...стров.

Для взгляда пут...шествен...ика изнеж...н...ого изб...ловзн...ого дост...жениями совр...мен...ой н...вилизац... и пр...выкшего к городскому к...мфорту все на этой бескрайней р...внине сл...валось в м...н...тон...ое серое одно...бразие и (по)всюду было одно и то(же) к...выль и п...лынь и пр...зрачные бе...пр...стан...о передвигающиеся шары (перекати) поля. (На)редкисть удивительным свойством обл...дает эта калмы...кая (юго)восточная степь пер...х...дящ...я пост...пен...о в пес...ан...ую пустыню р...скинувшуюся до самого Каспийского моря. Здесь земля и небо так долго гл...делись друг в друга что стали п...хожи как п...хожи муж и жена пр...жившие вместе (в)течени... всей жизни.

Ни...чего (н...)м...няет...ся в ст...пи и в бес…нежные ноябр...ские дни та(же) сухая (и...сер...)з...леная растительность та(же) пыль в...ется над дорогой (н...)поймеш...и...сушен...а степь со...нцем или м...розом. Здесь стерта грань между воздухом и з...млей и может быть (по)этому (за)ч...стую возникают здесь пр...чудл...вые м...ражи жаркий воздух становится г...лубоватым камнем и нищая земля плещ...тся водой и тянутся до г...р...зон- та сады и лучи беспо...адно п...лящего со...нца (в)миг пр...вр...щают...ся в з...л...чен...ые купола храмов и дв...рцов. И весь этот ил...юзорный мир создает в своем в...ображени... обессил...вший человек сам (в)миг усталости и изн...м...жения.

Однако как (н...)уд...вительно этот(же) мир может открываться человеку совсем (по)другому. Вдруг пон...маеш... что это древнее бл...городное с..здание пр...роды где нет (н...)одной кр...чащ...й краски где скупая п...чаль от...енков (серо)голубого может поспорить с т...танической л...виной осен...его рус…кого леса где мягкие чуть в...лнистые линии х...лмов оч...ровывают душу глубже чем (не)пр...ступные в...ршины Кавказа. Все проходит а вот это огромное б...гровое со...нце в в...черней дымке этот горьк...ватый ветер насто...н...ый на ар...мате ст...иных трав (н...)забудутся (н...)когда. Есть у степи одно замечательное свойство и на ра...свете и в темные ненас.ные ночи и зимой и летом степь прежде всего напоминает человеку о св...боде.

 

***

В заг...р...дном доме была б...лышая б...бл...отека где даже стены внутренней г...л...ерей (по)среди которой поднималась лес…ница с б...л...юстрадой были уставлен…ы полками с книгами. Мне было лет восемь когда среди книг в кож...н...ых переплетах среди г...рбар...ев с плоскими шелковистыми ф...алками я обнаружил ст...рин...ые книги пр...обр...тен...ые (по)вид…мому еще пр...бабушкой. На их ж...лтоватых ш...ршавых страницах выгр...вирован...ы были ящ...рицы раков...ны и д...ков...н...ые птицы. В об...ятиях я нес к себе (в)низ в угловой к...бинет…к бе...цен...ые тома с чудес...ными изображениями бабоч...к и (не)ср...внен...ыми иллюстрациями извес.ных художников. С этого дня р...дилась моя страсть к кол...екц...онированию бабоч...к. Я рано понял что отпр...влят...ся на поиски редкой бабочки лучше всего (в)одиночку. (В)течени... всего моего детства я м...н...акально боялся спутников и конечно (н...)что в мире кроме д...ждя (н...)могло пом...шать моей утрен...ей (пят...)часовой прогулке. Мать предупреждала гув...рнанток что утро пр...надл...жит мне (все)цело и они бл...гор...зумно д...ржались в ст...роне. Я вст...вал (с)п...з...ранку (н…)спеша соб...рал на в...ранде свои охотн...ч...и принадлежности с...ч...к ж...ст...н...ую банку на ремне к...робочки для бабоч...к и отправлялся в (бли...)лежащий парк. Парк отделявший усадьбу от п...лей и л...сов был дик и др...муч особен...о (в)близи реки. Туда (за)ч...стую захаж...вали лоси что вообще говоря менее с.рдило нашего стор...жа Ивана ст...пенного ш...рок...плечего ст...р...ка чем бе...церемон...ое вт...ржение назойл...вых дачн...ков. Были и пр...мые тр...пинки и извил...стые и все переплеталось как в л...б...ринте. В (н...)кошен...ых п...лях за парком воз дух передавался бабочками среди бе...крайнего обилия р...машек вас.льков и к...л...кольч...ков.

Когда я св...рач...вал с (н...)м...щен...ой дороги в парк оживление и блеск м...л...дого леса были как треп...т сочувствия ко мне со ст...роны ед...нодушной пр...роды. Помню как однажды я заметил на веточке у к...литки парка (темно)к...ричн...вую украшен...ую тонким перламутровым зи...загом (с)изнанки бабочку. Такая др...годен...ейшая бабочка была у меня только в единствен...ом (с)трудом куплен...ом экземпляре. Ее наблюдали в этих м...стах лиш... раз до меня и это была прелес…ная редкость. (На)миг я зам...р. Ударить по ней мне было (не)(с)руки она с..дела у моего правого пл...ча и я с бе... конечными пред...ст...рожностями стал перев...дить сач...к за спиной из одной руки в другую. Бабочка между тем ждала с хитр...ньким выражением крыльев. Наконец (с)размаху я свис..пул по нейс.чком.

Мы все (н...)раз вид...ли (н..)задачл...вого тен...исиста когда на краю победы промазав ле...кий мяч он в ужасной муке вытяг..,вает...ся (на)ц...почках откинув голову и пр...л...жив л...донь ко лбу но (н...)кто (н...)пр...сутствовал (при)том как я вытрях... вал веточки из сетки и об...скуражен...о гл...дел на дырку вкис…е.

 

***

В Старый (К)(к)рым в...ла заросшая п...чтовая д...рога. Она шла в ущельях покрытых (низк...)рослым кустарником и буковым лесом. Лес уже оп...дал к...леи были засыпан...ы (желто)б...грян...ыми листьями. (Густо)синие тени деревьев пр...д...вали игре красок ра...сыпан...ьгх по земле (не)обыкн...вен.„ое разнообразие. (Кое)где еще цв...ли мал...нькие ж...лтые одуванч...ки но вся тр...ва уже выс…хла. Ч...рные ств...лы буков обв...вал свежий плющ.... Его (изумрудно)з...леные листья пер...меш…вались с б...гровой осен...ей л...ствой и к...залось буд(то) (по)всюду с…дят красные бабочки.

Мы с пр...ятелем шли в Старый (К)(к)рым за одиннадцать кил...метров от г…р...дка где мы остановились что(бы) п...см...треть р...звал...ны первой столицы (К)(к)рьша. Мал...нький ж...в...писный гор...д л...пился на склонах отню...ь (н...)высоких гор. Холмы вокруг были п...крыты бе...числен...ыми засохш...ми цв...тами еще (н...)утрат...вш...ми ар...мата. Ст...летние ореховые д...ревья пр...тяг...вали (темно)к...ричн...вые ветви над чер...пи...ч...тыми крышами. Под раскидистыми деревьями с...дели сон...ые старики т...рг...вали б...кл...жанами к...б...чками и д...ш...выми мес.ными п...пиросами.

Узорч...тые листья ореха ус..лали землю (разн...)цветным к...вром. Ре...кие пр...хожие д...вили их к...блуками и тогда ре…ий прян...ый запах в...зн...кал в т...ни деревьев и долго (н,..)и...чезал. Вокруг было пустын...о и г...родок напом..,нал рус.кую д...ревню (в)пору п...коса когда в избах ост...ют...ся одни младенц... и ст...рики. Мы бр...дили по бе...людным улицам где кроме с…бак и дозр...вающ...го ш...повника за реш...тчатыми оградами (н...)кого и (н...)чего (н...)было. Мы искали р...звал...ны ст...рин...ого города и наконец(то) нашли.

На р...звал...нах м...чети мы встретили стран...ого ч...ловека который разгр...бал л…патой щ...бень в (н...)большой яме что(бы) д...стать (от)туда ст...рин...ую к...р...мическую трубу. Сорок...летний мужчина ок...зался на ре...кость слов...охотл...вым. Он вовсе (не)был археологом произв...дивш...м р...скопки как пр...дпол...жил мой пр...ятель а назвал себя мел...оратором зан...мающ...мся проблемами ор...тения (К)(к)рыма. Он сразу(же) заг...ворил с нами очень пр...ветл...во как со старыми зн...комыми и остался д...волен тем что мы пришли сюда только для того что(бы) побр...дить по этим древним ове...н...ым л...гендой местам. Ув...жаю любопытных людей сказал он и тут(же) вызв...лся пок...зать нам город. Мой пр...ятель нач...л раздр...жат...ся он (н...)вын..хил (н...)прошен...ых п...путч...ков и б...ялся их н...зойл...вых разг...воров. Однако делать было (не)чего и мы с...гл...сились.

Из разг...вора с новым зн...комым вы...снилось что это был ч...ловек умевший вокруг своей проф...ес...ии об...ед...нить много разных в...щей как(будто) и (н...)связан...ых (не)посредствен...о с его осн…вньш делом. Почти все нас..ление Старого (К)(к)рыма занималось поисками кладов. Звон л...паты о пыльный метал... или мрам...рную колон...у гулкий стук гов...ривш...й о наличи... пустот все это в...лновало нашего зн...комого (н...)меньше чем опытных археологов и (ст...риков)клад...искателей. Разница была лиш... в том что все они искали с...ребр...н...ые монеты а этот ч...ловек (н...)кому (н.,.)нужные трубы что(бы) д...к...зать существование древнего вод...пр...вода.

 

***

Из к...нюшни выв...ли л...гладей ос.длали и поехали к...тат...ся. Восем...надцат...летняя Мария страс.ная л...шадшща как и ее отец была самой мла...шей в семье и (по)тому все звали ее (по)домашн...му Маш...нькой. Когда с…дились на л...шадей Никитин внимательно гл...дел на Маш...ньку на ее тонкий проф...ль на ц...линдр который делал ее старше и д...вал себе чес...ное слово сегодня(же) (н...)отклад...вая об...яснит...ся ей в любви.

Был тот предз...катный час когда акад...я и с…рень в п...л...садниках пахнут (на)столько сильно что кажет...ся будто воздух и сами д...ревья зам...рают от своего ар...мата. На до...атой эстраде г...р...дского сада уже играл оркестр. Лош...ди звонко ц...кали к...пытами (ото)всюду слыш...лся смех хлоп...нье к...литок и вид...мо всем было пр...ятно см...треть на эту к...в...лькаду. А как тепло вокруг как оч...р...вательны обл...ка ра...бросан...ые в беспорядке по небу! Выехали за город и п...ск...кали по (н...)м...щен...ой дороге. Куда н... взглян...шь (по)всюду зелено только (н...)(в)д...леке ч...рнеют вспахан...ые п...ля да слев... б...леют о...цв...тающие яблони. Проехали мимо пив...варен...ого завода и пор...внялись с к...лон...ой (солдат)музыкантов сп...шивших (по)вид...мому в заг...родный сад. Маш...нька ехала рядом с Никитиным и ему х...телось пр...знат...ся в своей любви но он б...ялся что кто(нибудь) услыш...т, Маш…нька то(же) м...лчала и он чу…ств...вал (от)чего она м...лчит и (по)чему едет рядом с ним и был так счастлив что все вокруг з...мля небо уд...ляющ...йся силу...т завода сл...валось у него в глазах и ему казалось что его конь (вот)вот поднимет…ся в воздух и вск...ра...кает...ся на б...гровое небо. Никитина с тех пор как он влюбился в Маш...ньку все восх…щало сад и дом в...черний чай и даже пл...тен...ые стулья (н...)нрав...лось ему только из...билие с…бак да голуби уныло стонущие в м...тал...ической клетке на тер...асе. С...бак было так много что как он (н...)ст...рался смог з...помнить только двух. Одна с...бач...нка была мал...нькая злая и изб...лован...ая. Никитина она н...навид...ла всякий раз увид…в его она скл...няла голову (на)бок и нач...нала св...репо рычать. Другой(же) пес по кличке Пират был огромный (дымч...то)серый и (н...)смотря на свое грозное прозв...ще абсолютно бе...злобный.

После пр...гулки свеж…з...варен...ый чай и крыж...вен...ое в...ренье пок...зались очень вкусными. Первый ст...кан все выпили с большим ап...етитом и молча (в)след (за)тем разгорелся спор нач...тый как всегда (н...)кем иным как Варей. Она считалась самой образован...ой в доме д...ржала себя с…лидно чин...о как и под...бает старшей дочери. Любой разг...вор даже о п...годе она н...пр...мен...о св...дила на спор (по)тому что ул...чать всех в противоречии и пр...д...рат...ся к словам было ее страстью. Если вы с...стрили или ск...зали к...л...мбур (тот)час же услыш...те что это плоско и отню...ь (н...)смешно.

***

 

Поезд пр...ш...л точно по р...списанию но Вари (н...)ок...залось на пер...оне. (Кое)как перебравшись с б...гажом в ст...ронку Катя долго искала гл...зами в т....лпе подругу. Конечно ее зад...ржала какая(нибудь) (н...)пр...двиден...ая случайность а может быть (в)т...ропях забыла зав...сти с вечера будильник и сейчас р...сталк...вая гф...бывших пас.ажиров мчит...ся по во...залу что(бы) (с)разбегу обнять свою подружку. Однако уже схлынула пр...вычная после прибытия поезда сум...тоха а Вари все (не)было и Катя р...шила доб...рат...ся с...мост...ятельно по записан...ому адресу. Тут(же) вы...снилось что (н...)хв...тает рук на узелки и свертки что к сожалению (за)ч...стую бывает когда провожают (в)четвером а (н...)встречает (н...)кто. Она раст...ряла(бы) половину вещей если(бы) (от)куда (н...)воз...мись (н...)по...вился п...ренек в перепачк...н...ой спец...вке явно (н...)н...сильщик. Перекинув через плеч... (ж...лто)к...ричн...вый с…кв...яж и меш...к (крест)(на)крест перехвачен...ый б,..ч...вкой в другую руку подхв...тив ч...модан он уверен...о двинулся по опустевш...му пер...ону. Пр…выкнув к маленьким удачам сопровождавшим ее (в)продолжени... всей дороги Катя молча покорилась чудесному вм...шательству.

Бл...г...детель попался (на)редкость (н...)разг...ворч...вый и с одной ст...роны это было (н...)плохо так как чудеса всегда тускнеют от объяснения а с другой все(же) полагалось ему хотя(бы) из учтивости справит...ся если (н… об имени ее то по крайней мере о пели пр...езда в ст...лицу. Когда они добр...лись до остановки чудеса пошли друг за другом (тот)час подош...л нов...нький сверкающий троллейбус и (н...)успела Катя войти в с.лон как ее б...гаж сам собой разместился (в)нутри и (н...)смотря на переполнен...ость даже нашлось м...стечко у пр...открыто го окна. Огл…евшись Катя с удивлением пр...ме­тила что все ее новые попу...чики чему(то) улыбают...ся с такими проев...тлен…ыми лицами словно слушают перекличку ран...их птиц в л...су. Едва Катя спр...сила (в)(пол)голоса где находит…ся нужная ей улица все (на)перебой и даже (не)много с…орясь пр...н...лись объяснять дорогу (при)чем так совпало что (две) ее соседки ехали туда(же) куда и Катя. (В)троем они вышли на остановке и двинулись по (ярко) осв...щен...ой улице (по)р...вну под...лив (К)(к)атины вещи. Пр...см...ревшая подавлен...ая (М)(м)осковским в...л...к...легшем Катя шла (с)начал... (н...)спеша глядя по сторонам ст...раясь запомнить мельчайш...е подробности. Дев...шки св...рнули (на)прав... в прохладную т...нистую ул...чку с пр...зем...стыми давно (н...)крашен...ыми дом...ками под старыми (темн...)ствольными деревьями какие р...стут только на окра...нах. Здесь весело кружился т...полиный пух тр...дицион...ая летняя в...юга и дети самоз...бвен...о л...вили этот в...лшебный почти (н...)в...сомый снег а в...терок сдувал его с доверч...вых детских л...дошек и пожалуй весь смысл жизн... заключался в том что(бы) снова и снова гонят...ся за уск...льзающ...ми хлопьями. (Долг...)ждан...ый (восьм...)этажный дом в котором жила подруга возвышался имен...о здесь в этой мирной ж...тейской зав...ди.

 

***

Утром следующего дня в Москве стояла (мало)обл...чная погода со слабым (юго)западным вет...рком и Настю зн...било от в...лнения (н...)смотря на шерст...н...ой свит...рок связан…ый матерью перед самым от...ездом. М...чтавшая как и ее отец посв...тить себя изучению и защите леса на первую (долг...)ждан...ую лекцию Настя пр...шла (за)ранее и (в)течени... часа гуляла по аллейкам институтского парка пока ее (н...) вт...нуло в общий поток м... лодежи такой(же) (н…)т...рп...ливой и взволнован...ой как и она сама. (Н...)кто почему(то) (н...)спр..сил у нее (н...)пропуска (н...)студен...ческого уд ост... в...рения и по ш...рокой мрам...рной лес.нице Настя поднялась на третий этаж и через длин...ый кор...идор с раскле...н...ыми (по)всюду об...явлениями (в)месте со всеми вошла в ауд...торию.

Это было (полу)темное (н...)(с)лишком уютное помещение с давно (н...)крашен...ыми ск...мьями распол...жен...ыми амф...театром однако в...селая просвечен...ая ярким со...нцем зелень парка за окнами несколько ра...се…вала первое вп…ч...тление академического холода и к...зен...ости. (Н...)смотря на воен...ый год ауд...тория была забита слушателями (до)отказа (по)тому (что) на лекцию (всемирно)извес…ного проф...ес...ора в этот день как прав…ло пр...х...дили (н...)только (перв...)курсники но и студенты старших курсов и пр...под...ватели.

Насте досталось м...стечко (на)верху под п...толком исп...щрен...ым к...р...ндашными записями и (с)разу ее заг...релая соседка только (что) в...рнувшаяся с летней практики под...лилась с ней в...сторжен...ыми восп...минаниями о такой(же) лекции прошлого года когда по ее словам др...мучий лес (настолько живо представился слуш...телям что к...залось (вот)вот запоют птицы. Слегка усп...коившись Настя с (н...)скрыва...мым интересом стала ра...сматр...вать ауд...торию. (В)переди д...леко (в)низу ст...ял ст...рин...ый д...вольно(таки) мас.ивный стол с гр...фином (на)половину наполнен...ым (прозрачно)чистой водой и гранен...ым ст...каном на стене т...снились портреты б...р...датых п...триархов отечествен…ой лесной науки. (С)боку (в)ряд выстр...ились заст...клен...ые в...трины в которых было выст...вле...о (н...)что иное как кол...екции редких р...стений собран...ых

(студентами)старшекурсниками во время практики. В ауд...торию стремительно вошел отню...ь (н...)м...лодой но энергичный человек с прос...дью на в...сках в (темно)к...ричн...вом п...джаке (осл...пительно)белой рубашке и кож...н...ым п...ртфелем (под)мышкой. Начал он (н...)т...р...пясь (н...)сколько ст...ромодно с (н...)пр...вычной для лекции обр...зностью но и без ф...лышивого вдохновения (по)началу изб...гая цифр способных затруднить еще (н...)подг...товлен...ое вн...мание нов...чков. Воен...ое время (по)вид...мому застав...ло проф...ес...ора воздержат...ся в этот раз от бе...числен...ых п...йзажных отступлений обычно ему свойствен...ых. Изредк... он делал паузу ол...раясь руками в стол и внимательно глядя в зал как(будто) ож...дал р…акции (н...)пр...м...римых оп...онентов. Однако (по)мере углубления в тему напряжение ц...рившее (с)начал... в аудитории и...ч...зало и (н..)кто (н...)заметил когда и как лекция пр...вр...тилась в обыкновенную б...седу старого лесника с буду...щими кол...егами по рем...слу.

 

***

Еще по д...роге в Москву Аня составила ч...ткий план действий куда вх...дило (н...)пр...мен...ое пос...щение т...атров осмотр (всемирно)извес...ных художествен...ых г...л...ерей и конечно(же) (К)(к)ремля. Однако пр...грам...а была рас..читана на д...вольно(таки) длит...льный п...риод и перед тем как преступить к осмотру (М)(м)...сковских дост...пр...м...чательностей ей х...телось в первую оч...редь осуществить свои давние м...чты свои ребяч...и пр...чуды.

Нет (н...)чего пр...вл...кательней на свете чем прогулки по (н...)знакомому городу в восем...наддать лет без пр...смотра надоедл...вых старших без боязни оп...здать к уроку и (при)том с такими дополнительными радостями как пятьдесят рублей выдан...ых мамой на утоление самых (н...)ожидан...ых ж...ланий. Избран...ая Аней улица (как) раз из...бил...вала всякими с...блазнами в одной из в...трин расположились пр...вл...кательные книжные новинки при(чем) от одного созерцания заг...ловков уже как(бы) повышался культурный ур...вень прохожих а в другой была выст...вле... а такая чудесная ал...юмин...вая посуда что н...вольно возникала мысль как обх...дился род человеческий до открытия этого великого м...т...риального бл...г....деяния. Цв...тов на улице почему(то) уже (н...)было (по)вид...мому ра...продали за(то) на всех углах крас...вались теперь ж...лтые эмал...вые т...лежки со ст...клян...ыми емк...стями наполнен...ыми (до)верху г...зирован...ой водой. Н...пр...од...лимая сила повл...кла к ним Аню но в этот миг (от)куда (н...)воз...мись по...вилась пол...вальная м...шина и ни...ким дожд...чком омыла тр...туар осв...жив все вокруг Аня тот(час)(же) ра...х…тела пить и таким образом уд...лось сб...реч... деньги для более существен...ых ра...ходов. Девушка муж...ствен...о пыталась м...новать искушения но они все(таки) настигли ее (в)виде ш...колядного м...роженого на палочке ран...ей ч...решни засахарен…ого м...ндаля и многого другого.

Ей (н...)как (н...)уд...валось справит...ся с мног... числен...ыми расп...дающ...мися свертками и м...л...нхоличный аптекарь наверное какой(нибудь) (н...)состоявш...йся алхимик сам предложил ей уп...ковать все в один пакет. (И)так девушка шла по городу и жизнь лредст...влялась ей (н...)чем иным как чудес…ным эск...латором стоит лиш... встать на начальную ступеньку что(бы) через положен…ое количество лет (н...)успе...шь и дух перев...сти оказат...ся (на)верху. Она шла и люди (навстречу ей поп...дались только в...селые и (нарядно)одетые но вдруг (на)миг ей показалось что она расш...лилась (н...)(к)добру. Однако по...считав что три часа (н...)пр...рывного бл...женства обошлись ей (н...) так уж дорого Аня тут(же) усп...коилась.

Очень (к)стати станция метро ок...залась (н...)под...леку и переб...гая с одной пл...тформы на другую она пр...н…лась к...тат...ся по всем доступным маршрутам потому(что) и метро вх...дило в список объектов подл...жащих осмотру и уд...влению. Сверкающие п...езда мчали ее во мрак тон...елей и по пути как во сне то и дело вспых...вали то (нежно)розовые то (бело)мрам...рные залы. Аня и сама (н...)заметила как доехала до конечной станции и (н...)сконча...мый п...ток пас.ажиров вынес ее (на)ружу.

 

 

Тест

 

Выберите правильный ответ:

 

1. Омонимы - это а) слова, имеющие одинаковое значение, но различающиеся смысловыми оттенками. б) слова, разные по значению, но совпадающие по форме в) однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению
2. Неологизмы - это а) слова иностранного происхождения б) недавно появившиеся слова в) слова, передающие национальную специфику страны и народа
3. Как правильно сказать? а) договОр б) дОговор   а) квартАл б) квАртал   а) блокИровать б) блокировАть   а) каталОг б) катАлог   а) ходАтайствовать б) ходатАйствовать   а) досУг б) дОсуг   а) бюрократИя б) бюрокрАтия   а) диспАнсер б) диспансЕр   а) украИнский б) укрАинский   а) дефИс б) дЕфис   а) щавЕль б) щАвель    
4. Определите значение следующих слов: абонент     вражеский   адресант   дипломант   здравица     а) тот, кто пользуется услугами коммунальных служб; б) документ, предоставляющий право на пользование чем-либо;   а) неприятельский; б) полный вражды, недружелюбный;   а) тот, кому предназначена информация; б) отправитель корреспонденции;   а) должностное лицо, работающее в среде внешних связей; б) лицо, удостоенное диплома;   а) дом отдыха или санаторий; б) тост за здоровье;
5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы 1) Мне … квартиру.     2) … вам самим решать такие вопросы.   3) Все меня … чудаком.     4) Отчет обычно … директору.   а) представили б) предоставили   а) представляю б) предоставляю   а) представляют б) предоставляют   а) представляют б) предоставляют
6. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются фразеологически связанными     а) белый танец б) белая бумага в) белые руки г) белые стены   а) золотой мешок б) золотые серьги в) золотой фонд г) золотой перстень   принимать за а) чистую прибыль б) чистую монету в) чистую дорогу г) чистое словечко    
7. К какому роду относятся следующие слова: хаки   салями   такси   тюль   аэрозоль   сиртаки   кенгуру     а) мужской б) средний в) женский   а) мужской б) средний в) женский   а) мужской б) средний в) женский   а) мужской б) средний в) женский   а) мужской б) средний в) женский   а) мужской б) средний в) женский   а) мужской б) средний в) женский
8. Укажите число следующих слов жалюзи     печенье     человечность     чернила     сутки     мех   а) мн. ч. б) ед. ч.   а) мн.ч. б) ед. ч.   а) мн.ч. б) ед. ч.   а) мн. ч. б) ед.ч.   а) мн.ч. б) ед. ч.   а) мн. ч. б) ед. ч.
9. Укажите правильный вариант лексической сочетаемости: а) автор учебника б) автор концерта в) автор скандала   а) снизить себестоимость б) снизить учебу в) снизить количество изделий
10. Укажите правильный вариант: а) полторастами яблоками б) полуторастами яблоками в) полуторасот яблок г) полутораста яблоками
11. Укажите правильный вариант: а) пятиста рублей б) пятистами рублями в) пятьюстами рублями г) пятьюстах рублях
12. Укажите правильный вариант а) троим друзьям б) троим подругам в) троих журналов
13. Укажите правильную литературную форму повелительного наклонения: а) езжай! б) поезжай! в) ехай! г) едь!
14. Укажите правильный вариант: а) По этой рекламе были получены отклики. б) На эту рекламу были получены отклики.   а) Добились успехов по снижению себестоимости. б) Добились успехов в снижении себестоимости.
15. Укажите правильные формы именительного падежа множественного числа следующих существительных: а) профессоры б) профессора   а) торты б) торта   а) инженеры б) инженера   а) катеры б) катера  
16. Укажите правильный вариант: а) беспощадный поступок б) бесчеловечный поступок  
17. Укажите правильный вариант: гарантированный     погодок   рекламация     элитарный     а) относящийся к гарантии, служащий гарантией б) обусловленный, поддержанный законом   а) человек, родившийся годом раньше или позже б) ровесник, однолеток   а) претензия б) объявление   а) отборный б) предназначенный для элиты  
18. Выберите правильный литературный вариант: 1) Я бы хотела быть …     2) …закончила работу.     а) модельером б) модельершей   а) главный бухгалтер б) главная бухгалтер
19. Выберите правильный вариант: 1) Этот малыш - … забияка.     2) Сережа - … умница.     3) Ваш сын - … капризуля.   а) ужасный б) ужасная   а) большой б) большая   а) страшный б) страшная
20. Выберите нужный вариант: ботинки     бюллетени     платье     помидоры     колени     селенье     святыня     нет: а) ботинок б) ботинков   а) бюллетеней б) бюллетенев   а) платий б) платьев   а) помидоров б) помидор   а) колен б) коленей   а) селений б) селеньев   а) святыней б) святынь    
21. Выберите правильный вариант: Литературный язык -   а) исторически сложившаяся образцовая форма национального языка б) разные формы проявления национального языка
22. Архаизмы - это а) слова. вышедшие из употреблении и замененные новыми б) слова, ушедшие из активного словаря, поскольку вышли из обихода явления или предметы, которые они обозначали
23. Укажите правильный вариант: диалектизмы     канцеляризмы     варваризмы   а) слова, свойственные определенной территории б) слова, вышедшие из употребления   а) слова, употребляемые в деловых документах б) слова, широко употребляемые в устной речи   а) заимствованные слова б) слова, не до конца освоенные заимствующим языком
24. Что такое форс-мажор? а) музыкальный термин б) обстоятельства, которые невозможно предотвратить или устранить
25. Выберите правильный ответ: аннотация     тезисы   а) краткое описание какого-либо события б) краткая характеристика чего-либо   а) кратко сформулированные основные положения доклада б) основные положения исходного текста, аналитически переработанные
26. Укажите правильный вариант: стагнация     локаут     привилегированная акция   демпинг     а) застой в экономике, производстве; б) стабильность, устойчивость в экономике, производстве;   а) закрытие предприятий; б) реорганизация предприятий;   а) ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда; б) вид акции, дающей право получения дохода в виде твердого заранее определенного процента;   а) официальное снижение курса национальной валюты б) продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня цен этих стран
27. Ударение в русском языке а) подвижно б) устойчиво
28. К какой языковой семье принадлежит русский язык а) уральской семье б) индоевропейской в) алтайской
29. Этикет - а) это совокупность правил поведения человека в общественных местах б) это система норм нравственного поведения человека
30. Штампы - а) это слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем б) это избитые выражения с потускневшим лексическим значением в) это речевые стереотипы, готовые обороты
31. К какой группе славянских языков относятся русский, украинский и белорусский языки? а) южной б) западной в) восточной
32. В чем заключалась реформа алфавита при Петре I? а) исключили латинские буквы б) исключили греческие буквы в) исключили Ъ и Ь
33. Автобиография пишется в а) свободной форме б) строго определенной в) свободной форме с соблюдением последовательности изложения
34. Укажите языковые формулы, выражающие уведомление а) убедительно прошу решить вопрос … б) ставим Вас в известность о том, что … в) просим изыскать для нужд организации …
35. Реклама должна быть а) запоминающейся б) привилегированной в) развлекательной
36. Правила делового этикета предполагают, что а) мужчины во всем уступают женщинам б) действуют одинаково для мужчин и женщин в) женщины во всем уступают мужчинам
37. Кто первым при знакомстве протягивает руку для рукопожатия при встрече двух партнеров? а) женщина мужчине б) мужчина женщине в) не имеет значения
38. Самое важное условие ораторской речи а) умение красиво говорить б) умение убеждать в) умение держаться перед аудиторией
39. Главные тезисы выступления лучше располагать в а) начале выступления б) конце выступления в) заключении выступления
40. Основной целью СМИ является а) передача информации б) агитация в) культурно-просветительная функция

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.