КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская психофизиологическая школа
Тема 10. Отечественная психология в средине XIX - начале XX в. Глоссарий Другие психологические концепции Гештальт-психология поставила перед собой задачу исследовать законы восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления. Школа генетической эпистемологии (Ж. Пиаже, 1896-1980). Предмет изучения - происхождение и развитие интеллекта а, главная задача - исследование механизмов детского мышления (отличающегося от мышления взрослого человека), скрытых за внешней картиной его поведения. Интеллект исследуется как результат индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность. Согласно гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего «феноменального мира». Бихевиоризм, оперантное научение, бессознательное, либидо, психологическая защита, комплекс неполноценности, коллективное бессознательное, архетип, соционика, гештальт-психология. Вопросы для самоконтроля 1. Чем характеризовался период "открытого кризиса" в психологии? 2. Назовите основных представителей бихевиоризма 3. Какие реакции в поведении человека выделяет Уотсон? 4. Какие этапы выделяются в развитии психоанализа и чем они характеризуются? Задание для самостоятельной работы Подготовить эссе на одну из след. (на выбор) тем: 1. Дайте характеристику ключевых идей французской социологической школы 2. Каковы ключевые идеи описательной (понимающей) психологии? В России XIX в., как и во всем научном мире, обострились разногласия между материалистами и идеалистами по проблемам психики. Материалистический взгляд на психику нашел отражение в идеях русской психофизиологической школы, в экспериментальных исследованиях психики, предпринятых преимущественно медиками-психиатрами. Идеалистическое понимание психического развивалось в рамках философско-религиозных идей русских философов-экзистенциалистов Л. Шестова, Н. Лосского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева. Кроме того, в России на рубеже веков существовали сторонники английского эмпиризма, ассоциативной психологии и психоанализа, а также активные участники процесса преобразования психологии в прикладную науку - педологию и психотехнику. Основателем этой школы был И.М. Сеченов И.П. Павлов (1849-1936) - его последователь. Основные понятия Павлова, оказавшие влияние на психологию, - безусловный и условный рефлексы. Условные и безусловные раздражители вызывают не только физиологические реакции, но и психические образы. Т.о., условные реакции обладают сигнальной функцией, т. е. позволяют дифференцировать разные формы поведения (избегания, приближения). Впоследствии он перешел к опытам на людях и сформулировал концепцию первой и второй сигнальных систем и соответствующую типологию людей (художественный и мыслительный типы). В.М. Бехтерев (1857-1927). Организовал первую в России Лабораторию экспериментальной психологии, в Петербурге создал Психоневрологический институт (1907), Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918). Свою научную концепцию он сначала назвал объективной психологией (основана на отказе изучать психическое с помощью интроспекции), а затем рефлексологией. Под объективным подходом к изучению психики он понимал анализ ее внешних проявлений в связи с обусловливающими ее раздражителями и деятельностью мозга. Предметом психологии считал изучение поведения человека как совокупности врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов» (условных рефлексов). В «Коллективной рефлексологии» (1921) сделана попытка исследовать социальное поведение с точки зрения рефлекторной теории.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |