Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свидетели Иеговы




Общество Свидетелей Иеговы (изначально они именовались «исследователями Библии») основал американец Чарлз Тейз Рассел (1852-1916), которому принадлежала сеть магазинов готовой одежды в штате Пенсильвания. В 17 лет Чарльз примкнул к организации адвентистов. Именно от них он воспринял такие вероучительные постулаты, как отрицание рая и ада, бессмертия человеческой души, а также склонность к вычислению точных дат второго пришествия Христа. В 1870 г. Рассел создал свой кружок по изучению Библии, в состав которого вошли пятеро его близких друзей, называвших его в шутку “пастором”. Уже во второй половине 1870-х годов Рассел начинает учить, что годом второго пришествия Христа на землю станет 1914-й.

С 1879 года Рассел начинает издавать журнал «Сионская Сторожевая Башня и Вестник Присутствия Христа». Этот журнал является официальным органом общества до сих пор. В 1884 г. организация Рассела «Общество сторожевой башни, библий и трактатов» получило официальную регистрацию в статусе корпорации в городе Питтсбурге. К концу жизни Рассел окончил семитомную работу «Исследования Писаний», которая легла в основу иеговистской доктрины.

Важным для характеристики движения представляется то обстоятельство, что Рассел и возглавляемая им организация оказались замешаны в серии громких скандалов: они продемонстрировали моральную нечистоплотность основателя организации и несостоятельность его утверждений.

Серьезный удар по репутации Рассела был нанесен его супругой Мэри. Верная последовательница идей мужа, она в 1897 г. порвала с ним отношения, поскольку он начал изменять ей с другими «исследовательницами Библии». Супруги разъехались, но Рассел принял на себя обязательство содержать Мэри, перечисляя ей денежные средства. Когда он через несколько лет перестал это делать, она представила суду документальные материалы, подтверждающие неверность мужа и получила на этом основании развод.

Скандальная известность Рассела усугубилась после дела о «чудо-пшенице», имевшем место в 1913 г.. Со страниц своего журнала Рассел стал рекламировать пшеницу, урожайность которой, благодаря особому благословению Бога, якобы в пять раз выше, чем у обычной. Естественно, что и цена семян этой пшеницы тоже была значительно выше. Доверчивые фермеры раскупили все семена, но урожай собрали самый обыкновенный. Рассел был вынужден уплатить крупный штраф за мошенничество и вернуть пострадавшим обманом полученные деньги.

В июне 1912 года пастор баптистской общины из Канады Д. Росс опубликовал брошюру с критикой деятельности Рассела. Особо в этой брошюре рассматривался вопрос о компетентности Рассела как переводчика и комментатора Священного Писания. Дело в том, что главный «исследователь Библии» утверждал, что прекрасно знаком с греческим и древнееврейским языком, благодаря чему может глубже и яснее понимать смысл библейских книг. Чтобы не уронить своего достоинства в глазах последователей Рассел подал в суд. Дело рассматривалось в Верховном суде канадского штата Онтарио в марте 1913 года. Защищавший Росса адвокат Стаутон спросил Рассела, знает ли он греческий язык (а надо отметить, что показания давались после принесения присяги на Библии). Рассел ответил утвердительно. Адвокат достал Новый Завет на греческом языке и предложил Расселу вслух прочитать оттуда какой-либо текст. Рассел смутился; в итоге оказалось, что он не знал даже греческого алфавита.

Все эти скандальные эпизоды не помешали Расселу руководить организацией, члены которой назвали его «верным и благоразумным рабом». Этим евангельским именованием обозначали и последующих президентов общества, однако в последние годы этот термин прилагается не к конкретному человеку, а к «Руководящему совету Свидетелей Иеговы – небольшой группе помазанных духом христиан, которые служат в главном управлении Свидетелей Иеговы в Бруклине, Нью-Йорк»[12].

Учение Свидетелей Иеговы вкратце таково. Все рассуждения христианских богословов о Троице являются отголосками политеизма. Бог нераздельно един, и Он имеет личное имя – Иегова. На самом деле, как указывают учёные, слово «Иегова» переводится с древнееврейского языка как «сущий», то есть вечно существующий, и является таким же эпитетом, характеризующим божественные качества, как «творец», «вседержитель» и прочие. Вера в то, что Бог, подобно людям, имеет личное имя, представлялась «исследователям Библии» настолько важной, что в 1931 г. они изменили название своей организации и стали называть себя «свидетелями Иеговы». Термин позаимствован из 43 главы библейской книги пророка Исаии. Любопытный факт: до 1953 года в изданиях секты утверждалось, что Иегова проживает на звезде Альцион в созвездии Плеяд.

Христос был не воплощением Бога в человеческом обличии, а высшим творением Божиим наподобие архангела Михаила. Он, как стали утверждать Свидетели Иеговы с 1936 года, принял смерть за грехи людей не на кресте, а на столбе. Второе пришествие Христа очень близко, предсказания об его сроках делались несколько раз. Первоначально утверждалось, что второе пришествие Христа состоится в 1914 г. Когда этого не произошло, иеговистам пришлось искать объяснение. И в 1920 г. второй президент общества Джозеф Рутерфорд выпустил книгу «Миллионы ныне живущих людей никогда не умрут». В ней он объяснял, что в 1914 г. Христос всё-таки пришёл на землю, но не телесно, а духовно, и начал «предварительный суд». Армагеддон, предсказывал Рутерфорд, произойдёт в 1925 г., и в этом же году будут воскрешены ветхозаветные праведники. После того, как в 1925 г. не произошло ожидаемых событий, «исследователи Библии» стали считать, что Армагеддон произойдёт при жизни поколения людей, помнящих события 1914 г. Однако впоследствии, уже при Натане Кнорре, была ещё одна попытка указать конкретную дату конца света, – на этот раз 1975-й г.

По мнению иеговистов, душа каждого человека умирает вместе с его телом. После второго пришествия Христа умершие будут воскрешены. Те, кто окажется достоин, станут жить в комфортных условиях на преображенной земле, а недостойные буду отправлены обратно в небытие. Существование ада и рая Свидетели Иеговы отрицают.

Вернувшись на землю, Христос, учат Свидетели, возглавит воинство Иеговы, которое физически истребит всех «неверных» (то есть неиеговистов) в грандиозной битве, называемой Армагеддоном. «Вся земля,– утверждают Свидетели Иеговы,– превратится в поле сражения. …Тем, кто любит Бога Иегову и его Сына, Иисуса Христа, не нужно бояться Армагеддона. Божья война направлена только против тех, кого Бог считает неисправимыми. Уничтожая злых, он будет действовать избирательно»[13]. Одним из элементов существующей дурной «системы вещей», который тоже будет уничтожен в Армагеддоне, станут «все царства, или правительства, этого мира – с их войнами, тиранией и коррупцией»[14]. После этого Христос, правивший с 1914 года на небесах, распространит власть своего божественного Царства и на землю. Управлять ему будут помогать избранные 144 тыс. человек (так называемое «малое стадо»).

Почему же исследователи относят «Свидетелей Иеговы» к числу религиозных организаций деструктивного характера?

Данная организация отрицает любое земное правительство и всё, что с ним связано: службу в армии, присягу, голосование и избрание на выборные должности. Это отрицание распространяется даже на государственную символику, которой приписывается религиозный характер: «Преклонение перед флагом или отдание ему чести представляет собой религиозную церемонию, цель которой воздать почести государству. Участвовать в такой церемонии – значит утверждать, что спасение исходит от государства, а это противоречит сказанному в Библии об идолопоклонстве»[15]. Все иеговисты считают себя гражданами единого теократического государства – «Общества сторожевой башни, библий и трактатов» – со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка). Официальное издание подробно инструктирует, как члену организации следует вести себя при исполнении государственного гимна, чтобы продемонстрировать независимость: «Когда звучит государственный гимн, от человека, разделяющего чувства, выраженные в этой песне, обычно требуется лишь встать. В этих случаях христиане остаются сидеть. Однако, если все уже стояли, когда заиграл гимн, не нужно специально пытаться сесть. Иное дело, если бы человек намеренно встал для участия в церемонии. С другой стороны, если от группы людей ожидается, что они будут не только стоять, но и петь, то те, кто не разделяют чувства этой песни, возможно, встанут из уважения, но петь не будут»[16]. Противопоставляя себя обществу и государству, организация запрещает также отмечать любые праздники, в том числе день рождения, кроме 14 нисана (еврейской пасхи), когда проводится так называемая вечеря воспоминания о смерти Христа.

Что касается методов проведения миссионерской работы, то иеговистское издание для внутреннего пользования «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему»[17] рекомендует иеговистам в некоторых случаях скрывать свою конфессиональную принадлежность. «В разговоре с буддистом подчеркни, что ты не имеешь ничего общего с христианским миром»,– советует брошюра. Кроме того, там рекомендуется лгать, что деньги организации не нужны. Издания организации её члены обязаны распространять, покупая их на свои деньги. Каждый иеговист обязан уделять проповеди (в том числе и с обходом домов) минимум 10 часов в неделю. Стремясь максимально охватить население своей проповедью, отделения секты ведут тотальный учёт всех жителей района, где действуют, собирая банки персональных данных. Существует негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает отдаче члена секты служению Иегове.

Методы обращения с библейским текстом, принятые у иеговистов, также вполне типичны для религиозных организаций деструктивного характера. Помимо совершенно произвольного толкования текста, иеговисты совершили подлог, создав свою версию «перевода» Библии, а фактически отредактировав её. В этом переводе, называемом «перевод Нового Мира Священного Писания», оригинальный библейский текст во многих местах грубо искажён с целью подкрепить принятые в движении доктрины: «В этом издании подтасована большая часть мест, где говорится о Божественности Спасителя, а также греческие слова “Теос” и “Кириос” (“Бог” и “Господь”) почти всюду заменены на слово “Иегова”»[18].

Осуществляя информационный контроль, организация рекомендует читать только то, что издаётся ею (книги, брошюры, журналы «Сторожевая башня» и «Пробудись»). Однако со старыми публикациями «Свидетелей Иеговы», где могут содержаться утверждения, от которых организация впоследствии отказалась, знакомиться запрещено. Верующих обязывают демонстрировать свою лояльность организации и путём полного отказа от общения с людьми, исключенными из секты.

Ещё одним методом информационного контроля можно считать то, что англоязычные руководители свидетелей Иеговы обозначили как disfеllowship.Данный термин употребляется для обозначения самой высшей формы наказания; под ним понимается запрет на общение бывшего члена от всякого общения с членами местного собрания и вообще со свидетелями Иеговы, где бы они ни были. Это значит, что если у каких-то родителей-иеговистов, случится такое несчастье, что «судебный комитет» лишит общения их сына или дочь, то они должны полностью отказаться от всяких контактов с ними. В таких случаях нельзя друг с другом встречаться, разговаривать, звонить по телефону, переписываться и т.д. Положение лишённого общения человека часто бывает ужасным. Он лишается всех самых близких связей. Родные для него по крови братья и сестры, а также все друзья-иеговисты будут избегать его. Его собственные дети будут бояться иметь какую-либо связь с ним. Можно себе представить, что если у сына или дочери родится ребёнок, лишенный общения не может приходить к ним в дом, чтобы видеть своего внука или внучку. Они даже не будут разговаривать с ним по телефону. «Лишение общения» может совершаться по причинам как нравственным (например, прелюбодеяние, воровство, пьянство и т.п.), так и дисциплинарным. Например, если кто-то из иеговистов пообедает с каким-то бывшим свидетелем Иеговы, то в наказание его могут лишить общения. Так случилось, например, с Рэймондом Францем, племянником четвёртого президента Фредерика Франца.

По сути, руководство Общества Сторожевой Башни установило такой жестокий вид наказания, потому что оно боится, чтобы отлученные, которыми как правило бывают люди, понявшие несостоятельность учения Сторожевой Башни, не повлияли на своих родственников и друзей, остающихся в организации. Кроме того, лишение общения помогает лидерам Сторожевой Башни полностью контролировать как своих служителей, так и рядовых членов организации. Все они знают, какие душевные страдания переносят лишённые общения и поэтому, естественно, не хотят, чтобы им пришлось переживать то же самое.

Но, пожалуй, самым чудовищным запретом, действующим в организации, можно считать запрет переливание крови. Эта медицинская процедура часто необходима для спасения человеческой жизни. Её запрещение основывается на произвольном толковании ветхозаветного запрета употреблять в пищу кровь животных (Левит, XVII, 14). Отказ от этой медицинской процедуры уже много раз приводил к трагедиям, в том числе и в нашей стране: «В 1996 году в отделении реанимации 1-й детской городской больницы Санкт-Петербурга скончался трехлетний Ваня Семенов. Его жизнь могло спасти переливание крови, но мать-иеговистка письменно отказалась от этой процедуры. В той же больнице в 1998 году умер девятимесячный Даня Кривцов. И в этом случае родители — “свидетели Иеговы” не дали врачам спасти ребенку жизнь. В 1997 году недоношенной грудной девочке в Институте педиатрии РАМН должны были сделать срочное переливание крови, но из-за категорического отказа от этого ее матери, убежденной иеговистки, ребенок погиб»[19].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.