Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радастея 2 страница




Бажовцы. Ежегодно в дни летнего солнцестояния Бажовский фестиваль собирает несколько тысяч участников. Фестивали организуются с размахом при помощи Бажовской академии сокровенных знаний, Российского фонда культуры, администрации Челябинской области, министерств культуры Казахстана, Узбекистана, Башкортостана. В бытность губернатором В.П. Соловьёва движение пользовалось поддержкой государственных органов власти, фонда культуры, государственных и коммерческих предприятий. Бажовцы содержат свое учебное заведение – Бажовскую академию сокровенных знаний, издают газету "Атлантида", активно занимаются книготорговлей.

Бажовская академия сокровенных знаний имеет две идеологии. Одна – публичная: организация фестивалей, конференций и симпозиумов, посвященных культурным и общественным проблемам. Поскольку членами Бажовской академии являются руководители Челябинского фонда культуры, эта публичная деятельность осуществляется с размахом. Академия имеет свой гимн «Не в сказке – наяву придёт горы Хозяйка». Движение основало Уральский евразийский клуб, в котором вырабатываются «концептуальные идеи развития региона». В работе этого клуба наряду с астрологами, уфологами и экстрасенсами ранее принимали участие крупные чиновники Челябинской администрации.

 

Разумеется, указанными религиозными организациями деструктивного характера их спектр не исчерпан. В разные годы в Челябинской области была зафиксирована активность таких организаций, как «Белое братство», общество Шри Чинмоя[39], «Новый акрополь», «Сахаджа-йога», «Анастасия», последователи Ошо, родноверы и другие.

 


Глава 4. Работа правоохранительных органов по борьбе с незаконными сторонами деятельности религиозных организаций деструктивного характера [40]

 

Очевидно, что современное российское законодательство не может пойти на ограничение самих идей и личной веры, то есть ограничить свободу мысли и свободу личности. Однако в мировом опыте имеется практика запрещения организованной пропаганды социально опасных идей и преследования насильственных методов воздействия на личность. Важную роль играют органы внутренних дел в регулировании межрелигиозных и государственно-конфессиональных отношений в России.

Преступления на религиозной почве отмечались издавна. И сейчас правоохранительные органы сталкиваются с правонарушениями со стороны религиозных организаций деструктивного характера. Проблема актуальна и для Челябинской области. Достаточно вспомнить самоубийство в Чебаркуле 11-летнего мальчика в январе 1998 г. По сообщениям СМИ, накануне в школе, где он учился, был проведён некий обряд представителями «Белого братства»[41].

Вместе с тем сотрудники зачастую не обладают достаточными знаниями об особенностях сект и их тоталитарных форм. Более того, они мало и зачастую неверно знают о традиционных культурообразующих религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и конструктивные правовые отношения с государством. Это затрудняет своевременное распознавание организаций деструктивного характера. Сотрудники органов внутренних дел редко консультируются с представителями Православной Церкви по вопросам специфики сект. Весьма опасно и проникновение сектантов или их сторонников в органы внутренних дел.

Опасность тоталитарных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, психологической обработки своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Криминальные наклонности сект следуют из их фанатичности, вседозволенности выбора средств достижения цели, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству. Следует отметить, что бороться с криминальной религиозной организацией после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. Она, в случае преследований со стороны правоохранительных органов, уходит в подполье, обнаруживая себя в разных социальных слоях. Ее проявления напоминают метастазы раковой опухоли. Радикальное лечение возможно лишь созданием условий, стимулирующих и развивающих традиционные религиозные направления.

Контактируя с представителями религиозных организаций деструктивного характера, необходимо четко понимать: должно быть ясное понимание того, что любая вера затрагивает и изменяет фундаментальные и наиболее глубинные слои психики и бытия людей. Попавшие в такие организации люди постепенно отгораживаются от мира, деградируют и переходят на особый язык общения. Во имя интересов секты их членам обычно разрешаются любые поступки, обман, предательство и т.п. вплоть до уголовно наказуемых деянии. Руководители многих сект активно взаимодействуют между собой по вопросам отношений с государством и традиционными религиозными конфессиями, особенно в конфликтных ситуациях. Несмотря на внешнюю пестроту и даже разнополярность, они стремятся помогать друг другу, причем, как показывает практика, делают это быстро и, чаще всего, скрытно.

Новички воспринимают религиозную группу как дружелюбную организацию, активно желающую помочь им в развитии, преодолении жизненных трудностей. Организация стремится войти в сферу интересов новичка и завлечь его. Такой человек зачастую не знает, что уже начал взаимодействовать с религиозной организацией.

В духовном плане главный приоритет их деятельности – дискредитация традиционных вероисповеданий, в первую очередь православия, что разрушает единую духовную структуру страны. Здесь они спекулируют на неосведомленности большинства граждан России в религиозных вопросах. Что же до политических интересов, то большинство нетрадиционных религий обманом и подкупом стремятся проникнуть в государственные структуры, особенно в управленческие, правоохранительные и образовательные. Попав в эти структуры, они в идеологическом плане делают упор на свободу вероисповедания, пользуясь недостаточно четким пониманием некоторыми государственными служащими различия между свободой личной совести (и воли) и правовым равенством граждан в стране. Следует сказать, что религиозные организации деструктивного характера научились использовать демократические порядки в собственных целях и преуспевают в сутяжничестве. Поэтому сотрудникам правоохранительных органов следует проявлять сугубую предусмотрительность и осторожность во взаимоотношениях с ними. Например, в апреле 2000 г. по инициативе председателя Комиссии по правам человека при губернаторе Челябинской области милиция прекратила молитвенное собрание общины глухонемых «Свидетелей Иеговы». Собрание происходило в здании ПТУ № 85 Челябинска, и представители власти указали на его незаконность. В результате завязались многолетние судебные тяжбы, и 11 апреля 2007 г. по делу «Кузнецов и другие против России» Европейский Суд по правам человека защитил постановил, что российская милиция, которая закрыла молитвенное собрание Свидетелей Иеговы в Челябинске, нарушила закон, присудив выплатить заявителям 90,5 тыс. евро компенсации[42].

Специфическая особенность преступлений и правонарушений, совершаемых религиозными организациями деструктивного характера подмечена известным юристом В.А. Бурковской: «Как правило, сами члены таких объединений не считают себя потерпевшими, отказываются давать показания и воспринимают происходящее как испытание, посланное им свыше. Они настаивают на добровольности своего вступления, говорят об осознанности сделанного ими выбора… Однако, несмотря на отсутствие у членов подобных религиозных и общественных объединений осознания того обстоятельства, что они подвергаются общественно опасным посягательствам, их необходимо признавать потерпевшими (ст. 42 УПК РФ)»[43].

Какие же возможности предоставляет закон для противодействия религиозным организация деструктивного характера?

Что касается уголовной ответственности, то действующий Уголовный кодекс делает возможным привлечь (и такие случаи имеются в практике) организаторов и членов религиозных организаций деструктивного характера за следующие характерные преступления:

1) применение психического и физического насилия к членам религиозного объединения (ст. 116, 117, 119 УК РФ), причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112 УК РФ);

2) убийство (ст. 105 УК РФ);

3) незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ);

4) неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ);

5) вовлечение несовершеннолетних в осуществление антиобщественных действий или преступлений (ст. 150, 151 УК РФ);

6) нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайны переписки и телефонных переговоров (ст. 138 УК РФ);

7) мошенничество (ст. 159 УК РФ), причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ);

8) склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ).

9) жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ), например, в ритуалах сатанистов практикуется убийство собак и кошек, известны случаи отравления кровью животных;

10) унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти либо вражды на религиозной почве (ст. 282 УК РФ), организация экстремистского сообщества либо деятельности экстремистской организации (ст. 2821, 2822 УК РФ).

Охарактеризуем с криминологической стороны наиболее крупные религиозные организации деструктивного характера.

Свидетели Иеговы при необходимости переливания крови или её компонентов отказываются от этой процедуры и запрещают ее проводить детям. Известны случаи психологического воздействия на больных с целью уговорить их отказаться от такой процедуры; это может быть истолковано как применение психического и физического насилия, а также причинение вреда здоровью.

Весьма характерной для Свидетелей Иеговы представляется нетерпимость к другим вероисповеданиям, которая, будучи артикулированной публично, может быть расценена как нарушение 282 ст. УК РФ. Так, в 2003 г. прокуратура Ростовской области вынесла предупреждение руководителю местной организации Свидетелей Иеговы, выявив в публикациях журнала «Пробудись!» разжигание межрелигиозной розни. В номере от 22 апреля 2003 г. были размещены статьи «Как религии уцелеть» и «Что ожидает религию в будущем», которые и содержали признаки разжигания религиозной нетерпимости и розни, подпадающие под действие ст. 282 УК РФ[44]. Другой случай: эксперты, анализировавшие материалы «Свидетелей Иеговы», изъятые в офисах организации в Екатеринбурге и Асбесте, в феврале 2009 года дали заключение, согласно которому указанная литература была квалифицирована как экстремистская[45].

Кроме того, деятельность иеговистов может быть сопряжена с преступлениями против военной службы (доктрина организации запрещает службу в армии и защиту Родины с оружием в руках), а также с преступлениями, связанными с неисполнением гражданских обязанностей (членам организации запрещено чествовать официальные символы своих стран и участвовать в патриотических церемониях). В 2005 г. на Камчатке был задержан член организации «Свидетели Иеговы», в квартире которого журналы «Сторожевая башня» хранились вместе с пакетами со следами гашиша[46].

Мунитские руководители порой препятствуют своим последователям вернуться домой, запрещают им общаться с родителями, отбирают средства, не возвращают документы и т.п., что является незаконным лишением свободы (ст. 127 УК РФ). Весьма часто совершеннолетние члены организации перестают содержать престарелых родителей и заботиться о них, что связано с доктриной секты, объявляющей «истинными родителями» каждого мунита преподобного Муна и его супругу. Встречались также факты возбуждения последователями Муна национальной, религиозной вражды.

Деятельность сайентологического движения зачастую сопряжена с вероятностью совершения таких преступлений, как нарушение неприкосновенности частной жизни (в ходе некоторых сайентологических процедур от человека требуют рассказа о самых интимных сторонах его жизни), преступления против здоровья населения (незаконные занятия частной медицинской практикой по реабилитации наркоманов), унижение чести и достоинства личности (учение Хаббарда предписывает клеветать и оскорблять противников сайентологического движения).

Помимо возможностей, предоставляемых уголовным законодательством, есть ещё ряд положений закона, перспективных в плане пресечения незаконной деятельности религиозных организаций.

Религиозную организацию можно снять с регистрации (разумеется, если она была зарегистрирована в органах юстиции), использовав для этого одно из оснований, указанных в ст. 14 действующего федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», например, нарушение общественной безопасности и общественного порядка; принуждение к разрушению семьи; осуществление экстремистской деятельности; нанесение ущерба здоровью граждан (например, использованием наркотических и психотропных средств или гипноза), склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования и так далее.

Как прецедент можно рассматривать ликвидацию московской общины «Свидетелей Иеговы» в 2004 г. Данное решение было вынесено Головинским судом Москвы после почти шестилетнего рассмотрения. Вынесенное судом решение – блестящий юридический документ, обобщивший многочисленные свидетельские показания и экспертные выводы. Оно, в частности, гласит, что организация Свидетелей Иеговы в городе Москве «допускает нарушения прав и свобод граждан, ее деятельность приводит к разрушению семей, связана с посягательством на основные права и свободы граждан, сопряжена с призывами к отказу от исполнения обязанностей перед обществом. Поэтому обсуждаемое вмешательство, как направленное на защиту прав и интересов граждан, общества в целом, следует оценивать как необходимое в демократическом обществе. Учитывая, что общиной нарушались конституционные права и свободы граждан, предлагаемое ограничение ее права, прекращение деятельности религиозной общины является оправданным и соразмерным конституционно значимым целям»[47]. Решение было принято в рамках гражданского дела без привлечения норм уголовного законодательства: в тексте сказано, что община ликвидируется и запрещается в силу ст. 14 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, если посторонние лица вовлекли в подобную организацию несовершеннолетнего ребенка, речь идёт о прямом нарушении п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Часто можно столкнуться с ситуацией, когда один из супругов, попав в деструктивную религиозную организацию, отдает туда вещи из квартиры, зарплату (стипендию, пенсию). Здесь следует учитывать, что, согласно ст. 34 Семейного Кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является общим. К нему относятся доходы каждого из супругов от трудовой и предпринимательской деятельности, пенсии, пособия и иные денежные выплаты, движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады и доли в капиталах коммерческих организаций, а также «любое другое имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства». В соответствии со ст. 35 Семейного Кодекса, владение, пользование и распоряжение подобным имуществом должно осуществляться только по обоюдному желанию мужа и жены. Поэтому сделки с общим имуществом, совершенные только одним из супругов без уведомления или согласия со стороны другого супруга, считаются незаконными и могут быть отменены через суд.

Конфликтные ситуации, в которых может потребоваться и вмешательство сотрудников милиции, могут возникнуть в связи с различными взглядами супругов на религиозное воспитание детей. Например, если жена ходит на молитвенные собрания и, несмотря на негативное отношение мужа, водит туда несовершеннолетнего ребенка, следует иметь в виду, что ст. 38 Конституции РФ возлагает равные права по содержанию и воспитанию ребенка на обоих родителей. В соответствии с п. 2 ст. 65 Семейного Кодекса, такие вопросы должны решаться отцом и матерью только по взаимному согласию. При этом в той же статье особо отмечено, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей». Следовательно, посещать религиозную организацию ребенок может лишь в том случае, если хочет этого сам и если решение об этом солидарно принято его родителями. В случае, когда мнения на этот счет расходятся, Семейный Кодекс рекомендует обращаться за разрешением спора в орган опеки и попечительства или в суд.

Распространена ситуация, когда члены религиозных организаций деструктивного характера торгуют своей литературой на улице. Уличные места для торговли - в том числе, различной литературой, - обычно организуются по согласованию с органом местного самоуправления в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Как правило, сектанты такого согласования не производят. Поэтому для того, чтобы распространение подобной литературы прекратилось, иногда достаточно обратиться с жалобой в местную администрацию.

Многие граждане возмущаются навязчивостью миссионеров при распространении своих взглядов. Напрямую сделать в этом случае ничего нельзя. Однако возможно, что на самих распространяемых вербовщиками приглашениях не указано точное название их организации. П. 8 ст. 8 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы религиозная организация указывала при осуществлении деятельности свое полное наименование, то есть запрещает так называемую конфессиональную анонимность. Если подобное имеет место, это является уже основанием для подачи заявления в прокуратуру о нарушении требований закона со стороны конкретной организации.

Хорошо известно стремление многих религиозных организаций деструктивного характера проникнуть в учебные заведения. Иногда прямо в здании раздаются религиозные материалы. Вопрос об отделении Церкви от школы четко прописан в п. 5 ст. 1 закона РФ «Об образовании», где сказано, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях деятельность религиозных организаций не допускается. В п. 2 ст. 2 того же закона еще раз приведено требование сохранять светский характер образования. Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Оно подлежит одинаковому исполнению во всей государственной и муниципальной образовательной системе: дошкольных воспитательных учреждениях (детсадах), средних школах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях профессионального и профессионально-технического образования, высших учебных заведениях. Поэтому пропагандистская деятельность в учебных заведениях самих сектантов, симпатизирующих им педагогов, а также распространение там религиозных материалов является незаконным. Для пресечения такой деятельности необходимо подать жалобу в местные органы управления образованием и направить заявление в прокуратуру по месту нахождения учебного заведения.

Нередки случаи, когда руководитель предприятия (фирмы) входит в религиозную организацию деструктивного характера и заставляет всех сотрудников посещать ее собрания и читать религиозную литературу. Такое часто случается с внедрением на предприятии сайентологической модели управления. В соответствии с п. 2 ст. 30 Конституции РФ, «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Таким образом, несмотря на несовершенство действующего законодательства, оно всё же даёт определенные возможности для противодействия преступным сторонам деятельности религиозных организаций деструктивного характера.


Заключение

 

Отечественные органы внутренних дел имеют ещё очень небольшой опыт противодействия преступным сторонам деятельности нетрадиционных религиозных объединений. Развитию этого опыта препятствует среди прочего и несовершенство действующего законодательства. Почти полностью игнорируя мировой (в частности, западноевропейский и ближневосточный) опыт, оно фактически воспроизводит американскую модель государственно-конфессиональных отношений, предполагающую юридическое равенство религиозных конфессий. На наш взгляд, правильнее всего строить вероисповедную политику, опираясь на исторический религиозный опыт, существующий в нашей стране, определяя положение тех или иных религиозных объединений в зависимости от их вклада в духовную и культурную жизнь государства.

Указанное положение тем более верно, что часть религиозных организаций, осваивающих духовное пространство нашей страны, способна разрушительным образом воздействовать на личность и общество. В силу этого их можно назвать религиозными организациями деструктивного характера. Многие организации подобного рода действуют на территории нашей Челябинской области.

Специфическая черта подобных объединений – использование различных методов контроля сознания и воли человека, разработанные зачастую с учётом наработок современной психологии. Данные методы весьма сложно обнаружить, не обладая специальными знаниями, и это обусловливает их высокую эффективность и большую опасность.

Всё это демонстрирует необходимость повышения уровня осведомлённости сотрудников о характерных чертах и специфике функционирования религиозных организаций, в особенности организаций нетрадиционных. Надеемся, что настоящее пособие хотя бы в небольшой мере приблизит достижение этой цели.


Библиографический список:

 

1. Бойл, Дж. Секты-убийцы / Дж. Бойл // Иностранная литература.– 1996.– № 7. – С. 208-261.

2. Буайе, Ж.Ф. Империя Муна / Ж.Ф. Буайе. – М.: Политиздат, 1990. – 351 с.

3. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России / В.А. Бурковская. – М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005. – 216 с.

4. Бутина, С.Л. В поисках душевого равновесия / С.Л. Бутина // Урал. –1999. – №1. – С. 156-170.

5. В Челябинске около 30 тысяч сектантов // http://www.sektoved.ru/news.php?art_id=147

6. Вахитов Р. Секты атакуют университеты России // http://www.antisekt.mv74.ru/page.php?57

7. Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие / отв. ред. М.О. Шахов. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 207 с.

8. Волков Е.Н. Преступная эксплуатация когнитивной, поведенческой и эмоциональной незащищенности — базовые механизмы, основные признаки и проблемы экспертного выявления // Электронный ресурс http://missioner.kuraev.ru

9. Галицкая, И. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения. / И. Галицкая // Директор школы. – 2000. – №4. – С. 97-127.

10. Где произойдёт битва Армагеддон? // Сторожевая башня. – 2008. – 1 апреля.

11. Гизатуллин Э. Урал – край свободы религий // АиФ–Челябинск. – 2000. – №42 (335).

12. Горина Е. «Старейшины» из Америки «бомбардируют» школу // Вечерний Челябинск. – 1999. – 5 апреля.

13. Гуревич, П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. / П.С. Гуревич. – М.: Знание, 1985. – 64 с.

14. Дворкин, А. Что делать, если ваш близкий попал в секту // http://iriney.vinchi.ru

15. Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. / А.Л. Дворкин. – Нижний Новгород: Изд-во «Христианская библиотека», 2008. – 816 с. (См.: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/contents.html)

16. Евдокия Дмитриевна Марченко // Ритмовремя. – 2004. – № 1 (декабрь). – С. 1.

17. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лёгкое путешествие на другие планеты. Б.м.: Бхактиведанта бук траст, 1991.

18. Еленский В.Е. О новых религиях и старых инструкциях // http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=12452

19. Журавлёва С. В сетях «КАРПа» // Челябинский рабочий. – 2000. – 15 августа. – С. 3.

20. Как завести и продолжить разговор на библейскую тему // http://www.situation.ru/app/j_art_687.htm

21. Кондратьев В.Ф. Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектантства. / В.Ф. Кондратьев. // Тоталитарные секты – угроза XXI века: материалы международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Изд-во братства св. Александра Невского, 2001. – С. 47-57.

22. Коник, В.В. Иллюзии свидетелей Иеговы. / В.В. Коник. – М.: Советская Россия, 1981. – 176 с.

23. Кривельская, Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. / Н.В. Кривельская. – М.: Фонд «Благовест», 1999. – 272 с.

24. Мейлах Э. Хочешь управлять временем? // Молодой учитель. – Челябинск, 2000. – 25 апреля. – С. 3.

25. Мухтаров Е. Юридические советы / Е. Мухтаров. // Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект: сборник. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2006. – С. 101-111.

26. На Камчатке задержан иеговист за хранение наркотиков // http://www.nr2.ru/23581.html/print/

27. Нетрадиционные религиозные организации, религиозные группы, религиозные течения, движения и общественные организации религиозной направленности / сост. А.М. Хамзина, И.И. Аносов. – Челябинск: Комитет по делам национальностей, религиозных и общественных организаций администрации Челябинской области, 2000. – 9 с.

28. Новгородов, О. Диагноз: тоталитарная секта. / О. Новгородов // Предпринимательство. – 2001. № 1. – С. 140-146.

29. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. – Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. – 495 с.

30. Олейник, И. В. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. / И.В. Олейник, В.А. Соснин. — М.: Генезис, 2005. — 79 с.

31. Осипов, А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. / А.И. Осипов. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. – 224 с.

32. «От Господа спасение» // Сторожевая башня. – 2002. – 15 сентября.

33. Помните о том добром, что исходит от организации Иеговы // Сторожевая башня. – 2006. – 15 июля.

34. Привалов, К.Б. Секты: досье страха / К.Б. Привалов. – М.: Политиздат, 1987. – 189 с.

35. Прокуратура Ростовской области вынесла предупреждение руководителю местной организации Свидетелей Иеговы за «разжигание межрелигиозной розни» // http://www.atheism.ru/archive/text/1349.phtml

36. Птицына Т. Ребенок и секта: по ком звонит колокол? // http://sueverie.net/index.php?option=com_content&task=view&id=225

37. «Радастея» Дуси Марченко // http://pokrova.kanevskaya.ru/pages/secty/sect_0721.html

38. Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26 марта 2004 г. // http://istina-nvar.narod.ru/some/punkt/pismo-administrazii.htm

39. С весной активизировались сектанты // http://www.rambler.ru/news/russia/0/12465049.html

40. Сабитов Р.А. Правовые меры противодействия экстремистской преступности. / Р.А. Сабитов, Я.Л. Ванюшин, К.В. Михайлов, Т.Р. Сабитов; под ред. Р.А. Сабитова. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2009.– 268 с.

41. Свердловская область: эксперты признали литературу «Свидетелей Иеговы» экстремистской // http://www.pravo.ru/news/view/8277

42. Сляднев М. Церковь Христа, да не та // Уральский курьер. – 2001. – 30 августа.

43. Сляднев М. «Радастея» – обыкновенное чудо? // Уральский курьер. – 2001. – 13 апреля.

44. Сляднев М. Дианетики – для вас? Вы – для дианетиков! // Уральский курьер. – 2000. – 13 сентября.

45. Таевский, Д. Секты мира / Д. Таевский. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: ООО Изд-во «Северо-Запад», 2007. – 571 с.

46. Текстовый вариант передачи «Человек и закон» от 18 июня 2008 года // http://www.anticekta.ru/News/2008/08-07/13.07.08.html

47. Ткачева, А.А. Новые религии Востока / А.А. Ткачёва. – М.: Наука, 1991. – 214 с.

48. Трофимчук, Н.А. Экспансия. / Н.А. Трофимчук, М.П. Свищев. – Челябинск, 2006. – 217 с.

49. Филатов, С. Новые религиозные движения – угроза или норма жизни? / С. Филатов // Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России. – М.; СПб., 2002. – С. 401-449.

50. Хартвиг, Р. В клещах сайентологии / Р. Хартвиг // Народное образование. – 2003.– № 4. – С. 237-244.

51. Хвыля-Олинтер А. Криминальная направленность и опасность некоторых деструктивных религиозных организаций / А. Хвыля-Олинтер. // Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. – Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. – С. 429-444.

52. Хвыля-Олинтер, А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. / А.И. Хвыля-Олинтер. – М.: Даръ, 2008. – 640 с.

53. Чистосердова Н. Цинковый гроб для «звездного мальчика» // Челябинский рабочий. – 2000. – 26 октября. – С. 3.

54. Что такое Царство Бога? // Сторожевая башня. – 2008. – 1 января.

55. Южноуральских предпринимателей затягивают в бизнес-секты // http://www.echochel.ru/index/?node_id=1897

56. Яковлева, Ю.А. Специфика социально-психологического воздействия в конфронтационных религиозных группах / Ю.А. Яковлева // Уральские Бирюковские чтения: сб. научных и научно-популярных статей / науч. редактор профессор С.С. Загребин. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2008. – С. 181-186.

57. Яроцкий, П.Л. Эволюция современного иеговизма / П.Л. Яроцкий. – Киев: Политиздат Украины, 1981. – 143 с.

 


[1] Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. / А.Л. Дворкин. – Нижний Новгород: Изд-во «Христианская библиотека», 2008. – С. 44.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.