Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радастея 1 страница




Основала религиозную организацию «Радастея» жительница города Миасса Евдокия Дмитриевна Марченко (р. 1952). Родители её были пропагандистами марксизма-ленинизма. Окончив факультет астрофизики и геодезии Уральского государственного университета, Евдокия Дмитриевна 15 лет работала в ракетных войсках гражданским специалистом. Марченко – фамилия первого мужа Евдокии Дмитриевны, в девичестве она носила фамилию Орлова.

В начале перестройки Марченко прошла ряд курсов по экстрасенсорике, нетрадиционной медицине и паранормальным явлениям, а затем возглавила Ассоциацию экстрасенсов на Урале. Это движение получило название «Исцеление через духовность», однако вскоре Марченко увлеклась идеями Рерихов и Блаватской. После этого движение стало называться «Знание Майтрейи». В 1991 г. движение получает свое нынешнее название «Радастея». Интерес к экстрасенсорике, паранормальным явлениям, творчеству Рерихов и т.п. задолго до перестройки появились в среде интеллигенции. И именно в расчете на эту публику Марченко создает свои работы в наукообразном стиле. Долгое время Евдокия Дмитриевна жила в Миассе, хотя и постоянно ездила с лекциями. Однако несколько лет назад она перебралась на постоянное место жительства в Санкт-Петербург.

Последователи Марченко утверждают, что она обладает ученой степенью доктора психологических наук[25]. Однако 18 июня 2008 г. в телепередаче «Человек и закон» начальник Управления организации и государственного контроля аттестации научных работников Высшей аттестационной комиссии Николай Аристер сообщил, что никакие соответствующие материалы «в ВАК не поступали. Документы на присвоение ей государственных научных званий и учёных степеней… Высшей аттестационной комиссией Министерства образования не рассматривались»[26]. Однако, хотя Евдокия Дмитриевна и не имеет диплома ВАК, несомненно, что эта женщина – очень сильная натура, которая умеет произвести впечатление на людей и обладает мощным личным обаянием.

Основной доктриной секты является так называемая ритмология. Сторонники Марченко считают её наукой, способной разрешить любые мировые проблемы.

Мироздание состоит из двух планов: Непроявленного (высший план), и Проявленного – видимого, осязаемого и понимаемого. Жизнь на Земле произошла от 200 духов, которые, расщепившись, стали миллиардами людей. Для описания истории человечества характерно деление ее на шесть рас: 1) раса Сынов Солнца; 2) раса Потомрожденных; 3) Лемурийская; 4) Атлантическая и 5) Арийско-Вавилонская раса. Членами 6 расы можем стать мы, если пойдем Лучом света.

Жизнь на Земле рассматривается в двух планах – пространстве (предметы, еда, одежда), окруженного деньгами как символами перемещения, и времени, из которого, собственно, состоит человечество (слово, мысль, движение), окруженного стыдом. Человек на Земле – луч, имеющий строго нормированное время на изучение планеты. Его назначение здесь - накапливать информацию и пользоваться энергией так, чтобы стать «человеком лучистым», обладающим особым знанием и сверхъестественными возможностями. Если человек не выполнит свое высшее назначение, он попадает под влияние закона кармы и вновь возвращается на эту Землю. Если план выполнен, человек приобретает божественный статус и переходит в Непроявленное, где действует как «свободный и независимый луч».

Как же этого добиться? В первую очередь, следует правильно, то есть на основе ритмологии, построить жизнь.

Ритмология предполагает, что программирование ситуации, устранение препятствий на пути, осуществляется с помощью чтения ритмов. Ритмы приходят из Непроявленного, через Учителя (попросту говоря, это стихотворные строфы, сочиняемые Е.Д. Марченко). Каждое слово является носителем либо информации, либо энергии. С помощью определенных ритмов можно этой информацией или энергией пользоваться. Это называется «переизлучать». По словам Евдокии Марченко, ритмология позволяет «управлять проблемами и регулировать события человеческой жизни», а также «изменять параметры различных систем организма вплоть до группы крови».

Вхождение в «Радастею» обычно начинается с «переизлучения» собственного имени. Каждая буква имени вписывается в слово «Радастея» между ее буквами. Полученная запись (например, «рнаидкаослтаейя») «переизлучается по хладастеям или радастеям» (типы ритмов). Переизлучение происходит по Алфавиту, Омегавиту и Радавиту. Каждая буква и цифра – это определенный ритм. Например, «радастея-2» – это ритм со следующим содержанием:

Сто распределяется

Милостью падших

Силы нашедших

Для возврата в пенаты

Ангелы свободны

Состоялось!

На каждую букву нужно прочесть, а лучше заучить наизусть, подобный стишок (они не всегда маленькие, иногда достигают нескольких страниц). Ритмы есть на все случаи жизни. Есть ритмы, посвященные социальной жизни человека, ритмы «на здоровье» с указанием конкретных болезней, «на окружающую природу», «на космос», «на карму». Есть ритмы на устранение препятствий. Поскольку каждый предмет соответствует нескольким ритмам, члены «Радастеи» вынуждены по любому поводу читать несколько десятков страниц бессмысленных стихов.

У любого ритмолога должны быть в наборе базовые книги, без которых «Радастее» обойтись невозможно: «Сокровенное» и «Пульт пульс пуск». Как ими пользоваться описано в книге «В русле времени в режиме пространства», однако это только базовые книги, а для полноты жизни, для всех ее сторон нужно приобретать еще и еще, так как нужные ритмы на ситуацию находятся именно там.

Но и это еще не все: книгами нельзя пользоваться, если у вас нет личного «Штурвала времени». Так называют индивидуальный набор ритмов, включающий в себя и ритм, дать который может только сама Марченко. Купить «Штурвал времени» можно только у неё. Таким образом, приобретение «Штурвала времени», является посвящением в «Радастею» и концентрирует власть в движении в руках Дуси Марченко.

Встречи с Марченко называются радастами. «Радасты» проходят один или два раза в год. «Радаст» идет от двух до четырех дней. Он делится на две части: коллективное чтение ритмов и лекция Марченко на какую-либо тему. В 1990-е гг. о предстоящих «Радастах» давали объявления в прессу. Впоследствии, когда встречи подверглись пикетированию, «Радасты» стали закрытыми мероприятиями. Приглашают только по знакомству.

В чём же проявляется деструктивный характер рассматриваемой религиозной организации?

В каждом городе, где есть кружок последователей Марченко, проводятся еженедельные занятия, где новичку расскажут только самую простую вещь: читай ритмы и будешь здоров. Вопросы не поощряются, потому что на вопросы может ответить только Марченко на очередной встрече.

«Радасты», речь о которых уже шла, проводятся по ночам (например, с 8 вечера до 6 утра), и это неслучайно. Новые лекции Марченко звучат на фоне монотонного скандирования ритмов и тяжёлого недосыпания. Специалисты пишут, что такая обстановка способна подавить любые остатки критического мышления.

Вообще, чтение ритмов (даже не в условиях радаста) является весьма опасной практикой. Эти стихи чаще всего не имеют смысла. Своей парадоксальностью они вводят человека в когнитивный шок, и он становится восприимчив к любым внушениям. Частое чтение ритмов ведёт к разрушению логических связей в мышлении человека.

В организации царит культ личности Марченко: каждый номер газеты «Ритмовремя» украшается её новой фотографией.

Книгопродажа, дорогие «Радасты», торговля «штурвалами времени», производство аудио- и видеозаписей, а также добровольные пожертвования чрезвычайно прибыльны. Поэтому сама Марченко весьма богата.

Довольно часто, в лекциях Марченко прорываются негативные нотки, по отношению к материнству и рождению детей: «Чем меньше у человека тех, кого он обязан кормить, тем быстрее человек развивается». Кстати, нравственные категории и оценки в системе Марченко имеют относительный характер. Нравственно то, что полезно для получения энергии и информации.

Несколько лет назад в Нижнем Тагиле, на одной из выездных «школ» погиб десятилетний мальчик. После одного трагического случая в Екатеринбурге, когда женщина на «школьном занятии», читая ритмы, стала расхаживать по углям и сожгла себе ноги, «школы» прекратились.

В «Радастее» принята диета относительно ряда продуктов, разрушающих, по их мнению, мозг: мясо, алкоголь, табак, чай, кофе. Питаться радастейцы могут вообще без пищи, нужно только читать ритмы на тему «еда» и ваше Существо уже будет потреблять необходимое.

В 1999 г. в областном городе Заречном одна из последовательниц секты сожгла себя, облив бензином. В августе 2000 г. в Екатеринбурге другая последовательница секты, шагнула навстречу смерти с 8-го этажа. Комиссия по внутреннему расследованию ГУИН Свердловской области, чьей сотрудницей была самоубийца, пришла к выводу, что причиной поступка было участие в секте. В 1999 г. в Металлургическом районе Челябинска два подростка совершили суицидальную попытку, оставив на столе открытую книгу Марченко. В ней были такие строки:

Ты посмотри на искусство закланья,

Как тишина погибает во имя звучанья,

Ты слышишь, как сгорает свет,

Идя на жертвенник для цвета?

В конце октября 2007 г. в Новосибирске покончила с собой 45-летняя владелица сети цветочных салонов «Сибирская орхидея» Ирина Шипулина, которая также практиковала ритмологию.

Одной из самых законспирированных тем в организации является ожидание Майтрейи. Возможно, Марченко планирует в своей среде вырастить Майтрейю, воспитать его, подготовив мир к переходу на новую ступень. По некоторым данным, для этого необходим мальчик, воспитание которого будет осуществляться в самой «Радастее». А.Л. Дворкин полагает, что это является ключом к таинственной гибели, а возможно исчезновению, двух мальчиков в летнем лагере «Радастеи» в 2000 г.[27]. Это предположение выглядит тем более вероятным, что, по сообщениям СМИ, в начале 2002 г. экспертиза установила, что под видом тела одного из объявленных погибшими мальчиков было кремировано тело другого человека[28].

 

Бажовцы.

Религиозное учение бажовцев разработано жителем Челябинска Владимиром Соболевым. Оно представляет собой компиляцию представлений, заимствованных из учения Рерихов, зороастризма, русского язычества, а также произведений уральского писателя П.П. Бажова.

Высший разум Вселенной бажовцы называют Логосом. Логос назначил руководителем Земли Люцифера. Однако когда тот 8 млн. лет назад вошёл в противоречие с его волей (воспротивился плану Логоса по усовершенствованию землян с помощью учёных с Венеры), Логос дал Земле новых воспитателей – Великого руководителя и Матерь Мира.

Согласно их представлениям Урал находится на стыке Европы и Азии и потому является «энергетическим сердцем России». Недалеко от Магнитогорска находится местечко Аркаим, где археологами обнаружены руины языческого храма, разрекламированного астрологами Павлом и Тамарой Глоба. Бажовцы считают, что здесь некогда проживал таинственный темнокожий народ чудь, обладавший немалыми знаниями и силой. Однако народ этот, как повествует бажовская легенда, «скрылся в горах, засыпавшись каменьями. Придет время, и оно снова выйдет к людям, и тогда на земле воцарится рай». Они верят, что Аркаим – это своего рода «пуп Земли», который после ряда мировых катастроф станет центром России и всей планеты.

Сказы Павла Петровича Бажова в организации называют Евангелием от Урала. Бажовцы верят, что в них содержится сокровенное (тайное) знание. Персонаж Хозяйки Медной горы (Хозяйки Урала) приобретает значение божества. Согласно доктрине бажовцев, как Алтаем и Гималаями «управляет» Зороастр, так покровительницей-демиургом Урала является Хозяйка Медной горы – «куратор всей духовной жизни людей Урала». Ее помощниками являются Великий Полоз, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и прочие бажовские персонажи.

Мистическому осмыслению Соболев подвергает многие события отечественной истории. Покоритель Сибири Ермак почитается как «великое воплощение». Утверждается, что он соединил Европу и Азию, разыскивая путь в таинственную страну Беловодье, способную открыть людям Бога и смысл жизни.

Кроме того, Соболев учит, что в 1882 г. на Земле воплотился Антихрист. Его задачей, по замыслу Люцифера, была подготовка революции 1917 г. Однако Высшие Светлые Демиурги со всех концов Вселенной собрались в 1898 г. к Земле и спасли ее, придумав и запустив в действие разного рода контрмеры. Одной из таких мер, по мнению бажовцев, стала деятельность В.И. Ленина: Светлые Демиурги поручили ему миссию смягчить разрушительную силу революционеров.

Говорится, что в 1928 г. Христос пришёл на землю второй раз (правда, не в теле, а только в духе, что явно заимствовано у «Свидетелей Иеговы») с целью создать новый усовершенствованный тип людей. Согласно бажовской теории, в России соединились и главенствуют три основных народа: русские, татары и евреи. Русские владеют сердцем (доброта, любовь), татары - волей, а евреи - интеллектом. На этом замесе Христос к 1940 г. сформировал новый народ, из которого в дальнейшем возникнет человечество эпохи Водолея.

Великой отечественной войне придается особый мистический смысл. Противостояние русских и немцев – это отражение «в физическом плане» противоборства Логоса и Люцифера. После войны, по учению бажовцев, наступил 50-летний период Царства Христа на Земле, более конкретно - в России. Этот период Соболев трактует как «тысячелетнее царство Христово», ссылаясь на то, что «у Бога Свои сроки».

Движение бажовцев является сравнительно спокойным, громких преступлений, связанных с его деятельностью, неизвестно. Однако есть черты, которые сближают его с религиозными организациями деструктивного характера.

Во-первых, это напряжённые эсхатологические ожидания. В 1995 г. Соболев предсказал, что в 1999 г. наступит конец света, который будут сопровождать многочисленные катастрофы, а затем человечество перейдёт в эру Водолея. Третья мировая война должна была продлиться с ноября 1995 по май 1996 г. Новое правительство России должен был возглавить Михаил Горбачев, который является воплощением великого князя Михаила Романова, последнего царя России (метина на лбу – следы от пуль, полученные в предыдущем воплощении). Война должна была сопровождаться землетрясениями и потопами. В самый критический момент, когда Люцифер вознамерится взорвать весь атомный арсенал планеты, Светлые Демиурги, как ожидалось, должны были предпринять невероятный ход – повернуть ось планеты на 15-16 градусов. В результате гигантские волны Атлантического океана должны были уничтожить Западную Европу и Америку. Одновременно с этим поворотом оси в Сибирь пришло бы тепло, чтобы в ней могла расселиться шестая раса эпохи Водолея. Центром процветающей России должен был стать Аркаим. В 1999 г. намечался приход Христа в физическом теле и Страшный суд. Одновременно должен был воскреснуть таинственный народ «уральская чудь», что явится началом общего воскресения мертвых.

Во-вторых, серьёзно настораживает наличие эзотерического разрыва: в глазах широкой общественности бажовцы стремятся позиционировать себя как сообщество любителей старины и фольклора, собственно же религиозную доктрину, изложенную выше, стараются не афишировать. Так обстояло дело и с Бажовскими фестивалями, проводящимися в Чебаркульском районе Челябинской области с 1993 г. Внешне они выглядели как выставки работ народных умельцев, фольклорные выступления мастеров искусств и самодеятельных коллективов. Сами же «бажовцы» рассматривали фестивали как прообраз «тысячелетнего царства». Неслучайно проводились они в дни летнего солнцестояния, которые празднуют и сатанисты. За фольклорными действиями фестиваля явно проступали языческие ритуалы: перепрыгивания через костер, купание в ночь Ивана Купалы, сжигание чучела, установка деревянных идолов – персонажей бажовских сказов. В 1997-98 гг. бажовцы были отстранены от организации фестивалей, и эти мероприятия утратили свою мистическую составляющую.


Глава 3. Численность и территориальное размещение религиозных организаций деструктивного характера на территории Челябинской области

 

Как заявил на встрече с журналистами в декабре 2006 г. Владимир Сыров из челябинской общественной организации «Гражданская позиция», в Челябинской области проживает около 30 тысяч последователей религиозных организаций деструктивного характера[29]. Что же о них известно?

Американские проповедники- мормоны вели в Челябинской области миссионерскую и религиозную деятельность с середины 1990-х гг. С этого же времени постепенно формировались религиозные общины.

Известно, что в 1990-х гг. мормоны собирались в помещениях школы № 112 Тракторозаводского района Челябинска. Интересное описание проводившегося там в марте 1999 г. воскресного молитвенного собрания оставила посетившая его Е. Горина, председатель комиссии по правам человека при губернаторе Челябинской области: «Школа была полностью в распоряжении людей, приходящих послушать проповеди молодых американских “старейшин”, не успевших получить необходимого образования и избавиться от юношеских угрей. <…> Школа мало чем напоминала школу, скорее сектантский приход. По ней ходили люди различного возраста, некоторые с грудными детьми, одетые более чем скромно. Лица этих людей озарялись только при виде проповедников. Появление посторонних соотечественников вызывало у них только раздражение. Миссионеры-американцы выглядели точно в соответствии с описанием пособия по сектоведению: белые рубашки, сдержанные галстуки, темные костюмы, короткие стрижки, белозубые улыбки, спортивно-военная выправка. На груди табличка, на которой написано “старейшина Лоу”... Джек, Сэм, Билл и пр. Проповеди читались в актовом зале и сопровождались музыкой, коллективным пением и чтением молитв. Здесь же проходил так называемый обряд причастия. <…> Не менее любопытным было локальное мероприятие, проходившее в одном из кабинетов школы. Это был не классный час на тему осуждения массового нарушения прав человека в связи с американской агрессией в Югославии, не дополнительные занятия по отечественной истории, не занятия по воспитанию гражданственности и любви к Родине и семье (ст. 2 закона РФ “Об образовании”). Заместитель директора школы № 106 учитель русского языка и литературы… обучала детей 12-18-летнего возраста чужеродной неорелигии»[30].

Описанное собрание было пресечено милицией: ст. 1 федерального закона «Об образовании» запрещает деятельность религиозных движений и организаций в государственных, муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, американские граждане, как выяснилось, хотя и оформили въездную визу в Екатеринбурге, но по прибытии в Челябинск не встали на учет территориального органа внутренних дел.

На территории Челябинской области по состоянию на 1 января 2008 г. зарегистрирована 1 религиозная организация мормонов. Община составляет 100-150 человек, молитвенные собрания проходят в арендуемых помещениях.

Свидетели Иеговы впервые появились в Челябинске в конце 40-х гг. XX века. Одним из них был И. А. Фатула, уроженец Польши, попавший в Челябинск как осуждённый по приговору суда. В конце 50-х гг. в городе уже существовала община верующих, в которую входили не более 10 чел. Община оставалась малочисленной до конца 80-х – начала 90-х гг. Руководителем общины в эти годы являлся И. Ф. Берча. С начала 90-х гг. наблюдался динамичный количественный рост.

Деструктивный характер деятельности организации «Свидетелей Иеговы» проявился, например, в ставшей широко известной истории челябинской семьи Шевцовых: членство супруги в организации явилось причиной распада семьи и конфликтной ситуации вокруг воспитания ребёнка. Три года жена Дмирия Шевцова посещала организацию, ходила на все встречи, пачками приносила домой религиозную литературу. Уговоры Дмитрия бросить занятия не действовали, отбирать литературу тоже было бесполезно: не находя своих книг, жена просто билась в истерике. Последней каплей стало то, что супруга начала водить на лекции 10-летнего сына. Дмитрий считает, что не обратись он тогда в суд, ребенка вернуть к нормальной жизни было бы уже невозможно. На суде сын Володя признался, что «хотел бы, чтобы мама и папа были вместе. Хотел бы жить с мамой». Затем поведал, что «когда отмечали его день рождения, мамы не было, так как им запрещено справлять праздники», а в итоге согласился видеться с Еленой и в будние дни, и в каникулы. Суд установил, что истица является членом организации «Свидетели Иеговы», трижды в неделю ходит на собрания. В итоге было принято компромиссное решение: вместо 39 часов суд отвел Елене Шевцовой возможность общаться с сыном 30 часов в неделю, право вести телефонные разговоры, переписку, навещать Володю в доме мужа в любое время, а в летние каникулы забирать его к себе на месяц с правом выезда за город.

Сегодня последователей учения «Свидетелей Иеговы» в Челябинской области более тысячи. Дважды в год проводятся районные конгрессы (библейские семинары на областном уровне). На территории Челябинской области зарегистрировано 3 религиозных организации Свидетелей Иеговы (по состоянию на 1 января 2008 г.).

Сайентологи, хотя и работают в нашем регионе достаточно активно, свою религиозную деятельность осуществляют без регистрации в управлении Федеральной регистрационной службе по Челябинской области. Как писал в 2000 г. челябинский религиовед М.И. Сляднев, «эту назойливую рекламу можно слышать постоянно возле книжной ярмарки около Дворца спорта». Посетив собрание, Михаил Иванович поделился впечатлениями в заметке «Дианетики – для вас? Вы – для дианетиков!»: «К часу Х небольшая комната в одной из городских библиотек была заполнена, что создавало иллюзию многочисленности, хотя пришло всего 20-25 страждущих. Дальше встреча развивалась по отработанному сценарию: приветливая “хозяйка” очень кратко изложила суть учения Хаббарда – как избавляться от неудач в общении с окружающими, чтобы психологических травм было как можно меньше». Автор ощутил на себе и описал психологические механизмы, используемые для привлечения последователей в организацию: «Внутренний голос критического, рационального отношения уже убаюкан умелой дозой лести, и некому спросить: а зачем отдавать эти деньги “добрым” тётям и дядям… Моя скромная попытка предупредить соседей по ряду о том, что подобные семинары – начало большого пути по чёсу денежек скромных граждан и созданию психологической зависимости, успеха не имела: они решили, что сумма небольшая и стоит попробовать»[31].

Сайентологи ориентированы в своей деятельности на проникновение в государственные структуры, а также на обеспеченных людей, занимающихся бизнесом. Таких заманивают под видом курсов эффективного управления. Стоимость одного семинара в 2006 г. составляла от 10 до 35 тыс. рублей. Сейчас в Челябинске этим занимаются 2 фирмы. Это «Консультант бизнеса» и «Офис-трейдинг»[32]. По некоторым данным, дианетики работали на челябинском заводе «Уралавтоприцеп» в 1990-х гг. А в октябре 2006 г. сайентологам удалось даже выступить на утреннем рапорте в городском УВД Челябинска перед аудиторией, где находилось более 300 сотрудников милиции. Постеры с рекламой книги Л. Р. Хаббарда «Проблемы работы», появившиеся на остановках общественного транспорта Челябинска, недавно вызвали нарекания со стороны миссионерского отдела Челябинской епархии РПЦ[33]. Несмотря на это, объявления о сайентологических курсах продолжают появляться на остановках общественного транспорта. Так, 2 февраля 2009 г. размещённое на рекламном стенде объявление о сайентологической программе «Нарконон», якобы способной помочь в преодолении наркотической зависимости, было зафиксировано автором пособия на трамвайной остановке «Областной суд».

В Челябинске отделение мунитской «Межуниверситетской ассоциации по изучения Принципа» фактически стало действовать в 1996 г., а с 1997 имело официальную регистрацию. Уже в конце 1990-х гг. прокуратуре пришлось проводить проверку по факту проведения практического занятия в школе деревни Берёзовка представителями «Уральской межрегиональной федерации семей за единство и мир во всем мире» (дочерней структуры мунитов). Как констатировали СМИ, дети- участники семинара пошли жёсткую психологическую обработку в духе религиозной доктрины «Церкви объединения»[34].

Деятельность мунитов стала особенно активной в 2000 г. Тогда же в печати появились сведения о нескольких молодых людях, которых участие в «КАРПе» привело к тяжёлому психическому расстройству[35].

Первые вайшнавы (кришнаиты) появились в Челябинске на рубеже 80-х и 90-х годов XX в. 19 мая 1991 г. силами челябинского общества была проведена первая официальная программа в ДК ЧТЗ. «Преданные» начинают распространение книг Шрилы Прабхупады на улицах города. В том же году проводятся и первые уличные харинамы – шествия с пением святых имен и раздачей освященной пищи. В 1993 г. кришнаиты осуществляют бесплатную раздачу вегетарианской пищи без упоминания о том, что она является прасадом (идоложертвенной); так раздали 150 кг. торта в Тракторозаводском районе Челябинска. Летом 1996 г. в северо-западном районе Челябинска началось строительства Центра ведической культуры, действующего в настоящее время.

По состоянию на 1 января 2008 г. в Челябинской области зарегистрировано 4 религиозных организации общества сознания Кришны.

С 2001 г. прослеживается деятельность в Челябинской области так называемой «Церкви Христа» (другое наименование – «бостонское движение»); по состоянию на 1 января 2008 г. в органах юстиции было зарегистрировано уж 2 религиозные организации данного направления. Челябинское отделение «Церкви Христа» возглавляет Вячеслав Сорока, бывший военный. Как писал М.И. Сляднев, посетивший религиозное собрание, «заметна ориентация миссионеров только на молодежь, прежде всего студенческую. Объясняется это просто. Сами миссионеры в основном недавние студенты, но уже имеют приличный стаж пребывания в общине, к тому же претендуют на роль пастырей-наставников. Перед ними и должны исповедоваться в своих поступках юные неофиты. Таким, неискушенным в сложных жизненных перипетиях, легче что-либо внушить, переориентировать, по-иному объяснить смысл жизни, например: главное - не семья, не учеба, не здоровье, а следование за “учениками” Христа, подражание им во всём.

Отрадно, что из полусотни приглашенных лишь двенадцать согласились принять крещение от ”наставника”, кстати, не прошедшего таинство рукоположения, что является обязательным условием для совершающего крещение в православии, католицизме, основных направлениях протестантизма.

Есть еще одна примечательная особенность у “Церкви Христа”: тщательно культивируемый в обращении друг с другом молодежный жаргон в подчеркнуто демократичном стиле. Постоянный рефрен таких собраний - возгласы типа “давай, Слава!”, “классно!” и тому подобные»[36].

В настоящее время собрания «Церкви Христа» в Челябинске проходят каждое воскресенье по адресу: улица Свободы, д. 155.

«Радастея» возникла на Урале, поэтому её присутствие здесь в сравнении с другими регионами достаточно высоко. В Челябинске неоднократно проводились «радасты» – встречи последователей с лидером организации Е.Д. Марченко Челябинский религиовед М.И. Сляднев так описывает свои впечатления от посещения «радаста», состоявшегося в начале марта 2001 г. в челябинском Центре делового сотрудничества: «В зале на 500 мест яблоку было негде упасть. Некоторые последователи Е.Д. Марченко – “луча” космического света в тёмном царстве житейского бытия – сидели даже на ступеньках. Было не протолкнуться и в рекреации. …Со стороны всё это смотрелось необычно, а некоторые странности в поведении казались забавными. Для чего, например, всеми совершаются синхронные движения рук (очень похоже на обрядовое действие), для чего два человека на сцене одновременно читают в микрофоны разные ритмы, а на слух это воспринимается как тарабарщина? Одна часть присутствующих повторяет вслух за одним чтецом, а другая – за другим, что субъективно воспринимается как звуковой хаос. Смог выдержать не более двадцати минут и удалился восвояси, а “чтение ритмов” продолжилось далее и казалось, что не будет конца этой процедуре внушения, а, возможно, мощного нейролингвистического программирования»[37].

Любопытные заметки о деятельности организации в Челябинске оставил и другой очевидец: «Помимо чтения магических последовательностей звуков, в обязанности сектанта входит и соблюдение других, настолько же бессмысленных, обрядов. Например, 29 февраля все адепты должны были молчать. До 10 часов вечера они не должны были проронить ни звука. Я сам видел, как учителя в школах, не говоря ни слова, писали на доске условия контрольной работы – единственный выход не сорвать урок; моя знакомая не подходила к телефону»[38]. Впрочем, в последние годы «Радастея», по некоторым данным, ослабила миссионерскую активность и старается не проводить столь массовых мероприятий.

У радастейцев есть несколько летних лагерей, в том числе и в Челябинской области на озере Тургояк. Там же находится авторский центр «Радаст», исследовательская лаборатория и лицензированный учебный центр «Радавит». Вместе с тем, официальной регистрации в качестве религиозного объединения «Радастея» в Челябинской области не имеет. Влияние радастейцев достаточно серьезно: по сообщению Л.А. Лончаковой, активистки «Радастеи» из Красноярска, последователи секты помогали на выборах мэров 30 российских городов, в том числе и Челябинска. Радастейцы верят: достаточно собрать 10 000 человек и прочитать определенные ритмы, чтобы оказывать влияние не только на экономику и политику, но даже и на природу. В Екатеринбурге есть ЗАО «Радовит», которое работает по договорам со многими фирмами, а также магазин «Живая книга», где продаются только аудио-, видеозаписи и книги самой Марченко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.