Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории социального взаимодействия




На макроуровне общества мы обнаруживаем крупные социальные структуры. На микроуровне — изучаем взаимодействие людей друг с другом, иногда в группах, иногда в парах. В любом дан­ном социальном контексте сочетаются элементы обоих уров­ней. Повседневное общение между членами семьи осуществ­ляется на микроуровне. В то же время семья является соци­альным институтом, изучаемым на макроуровне; где он свя­зан с рынком рабочей силы, законодательной системой и сис­темой общественных классов. Поэтому принципиально важно сосредоточить внимание на микроуровне.

Каждодневные занятия и взаимодействия с другими людьми определяют структуру и форму того, что мы делаем. Изучая их, мы можем узнать многое и о жизни человека как социального существа, и о самой социальной жизни. Анализ социального взаимодействия в повседневной жизни проливает свет на деятельность более крупных социальных систем и институтов. Фактически все крупномасштабные социальные системы рассчитаны на те модели социального взаимодействия, которые воспроизводятся индивидами в ходе повседневной жизни.

К основным теориям социального взаимодействия можно отнести следующие: теория обмена, символический интеракционизм, теорию управления впечатлениями, этнометодологию.

Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. И это образует суть теории обмена. Согласно теории обмена, поведение чело­века в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом.

По мнению Питера Блау, существуют четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. Наиболее ценное средство вознаграждения – это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги.

По мнению Джорджа Хоманса можно выде­лить четыре основных принципа поведения людей при взаимодействии: 1) принцип успеха, 2) принцип стимула, 3) принцип ценности и 4) принцип пресыщения.

1)чем чаще вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; 2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия; 3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Сформулированный Хомансом закон дистрибутивной справедливости, высказывает предположение о причинах возникновения отрицательных и положительных эмоций. Когда действие не вызывает ожидае­мого вознаграждения или, наоборот, вызывает неожиданное наказа­ние, то действующий субъект с большей вероятностью испытает чувство гнева. Если действие человека получает ожидаемое одобрение, или еще лучше — большее одобрение, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он, скорее всего, испытывает чувст­во удовольствия.

Один из основателей символического интеракционизмаДжордж Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы разга­дываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Мид выделил два типа действий. Незначимый символ пред­ставляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. С точки зрения Мида более важ­ную роль играет значимый символ. В этом случае люди не реа­гируют автоматически на внешнее воздействие. Действие (жест) - значимо, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо поставить себя на место другого человека, или, по мнению Мида, «принять роль другого». Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех на­ших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства нас учат придавать значение пред­метам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Представители символического интеракционизма исходят из того, что социальные роли мужчин (юношей, мальчиков) и женщин (девушек, девочек) являются продуктами значимых символов.

Герберт Блумер считал, что символический интеракционизм базируется на следующих идеях: 1) люди действуют скорее на основе значений (смыслов), которые они придают предметам и событиям (символам), чем просто реагируют на внешние события или потребности организма; 2) значения (смыслы) не является жестко зафиксированными, а создаются, развиваются и изменяются во взаимодействии; 3) значения (смыслы) – результат интерпретаций, полученных при «принятии роли другого».

Эрвин Гоффман отводил важную роль в социальном взаимодействии так называемому « управлению впечатлениями ». Он считал, что очень часто люди сами создают ситуации или используют уже сложившиеся ситуации, для того чтобы выра­зить символические значения, с помощью которых они про­изводят впечатление на других людей. Эта концепция на­звана управлением впечатлениями или драматургическим подходом. Люди чрез­вычайно восприимчивы к тому, как их видят другие, многочисленными способами стараются управлять впечатлением, которое хотят произвести на других, и добиться желаемых реакций. Хотя иногда это делается сознательно, но обычно мы управляем впечатлением, которое стараемся произвести на других, неосознанно.

Этнометодология, по мнению Гарольда Гарфинкеля —изучение «этнометодов» (народных или обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия с другими, причем применяет их неосознанно. Мы можем понять смысл разговора правильно в том случае, если известен контекст ситуации, который не проявляется в самих словах. Слова, которые мы используем в обычном разговоре не всегда имею точное значение, наши ответы на вопросы зависят от того, кто нас спрашивает, какого рода деятельностью мы занимаемся вместе и т.д. То есть в процессе беседы и разговора всегда есть так называемые «фоновые ожидания». Социальная структура воздействует на сознание индивида через «фоновые ожидания», под которыми имеются в виду социально одобряемые установки на те или иные действия, которые могут не осознаваться и не подвергаться рефлексии самими деятелями. Эти установки определяют, когда уместно что-то сказать ли промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Мы считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми которых очень хорошо знаем. Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются. Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения и взаимодействия образуют более сложную, чем кажется на первый взгляд, струк­туру.

 

Тема 6. Общество как основная категория социологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.