Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные организации и управление




Организация — один из важнейших элементов структуры современного общества. Социальнаяорганизация — это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения) организации отличает именно формальный характер отношений.

Признаки социальной организации: 1) ярко выраженная цель деятельности, не сводимая к индивидуальным целям участников; 2) набор статусно-ролевых признаков; 3) наличие иерархической системы, элементами которой являются управляющая и управляемая подсистемы; 4) доминирующее положение управляющей подсистемы, которая создает свои специфические средства регулирования и контроля над деятельностью организации; 5) набор ресурсов и определенный способ их защиты; 6) система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением; 7) специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное); 8) наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.

А. Этциони, выделяет три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля: принудительные; утилитаристские; символические. Принудительные -опираются на прямое (физическое, военное) насилие над человеком или угрозу применения насилия. Утилитаристские - объединяют своих членов на базе материального интереса. Символические организации – на основе моральной, идеологической, религиозной и др. солидарности.

Можно дать другую классификацию основных организационных форм: 1) деловые организации — фирмы и учреждения, кото­рые возникают для коммерческих целей; 2) общественные союзы, массовые организации, цели ко­торых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, любительских и др. потребностей.

Важнейшим качеством социальной организации является синергия организационный эффект. Суть этого эффекта — прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источником синергии является одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления.

У правление —набор действий, включающих целеполагание, координацию совместных действий, контроль над соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений. Управление всегда основывается на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних в сторону других. Важную роль в управлении играет руководитель и его привычный способ решать организационные и общаться с подчиненными, так называемый стиль управления.

В упрощенном виде можно выделить три основных стиля управления: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) либеральный.

Для авторитарного стиля характерны следующие основные черты: деловые, краткие распоряжения; дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); запреты без снисхождения, с угрозой; определяются лишь
непосредственные цели, дальние — неизвестны; язык руководителя четкий сухой и неэмоциональный, неприветливый тон; мнение руководителя решающее; похвалы и порицания субъективны; позиция руководителя — вне группы. Для демократического: инструкции в форме предложений; мероприятия планируются не заранее, а в группе; не сухая речь, а товарищеский тон; за реализацию предложений отвечают все; похвала и порицание — с советами; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются; распоряжения и запреты — с дискуссиями; позиция руководителя — внутри группы. Для либерального (попустительского): дела в группе идут сами собой; отсутствие похвалы, порицаний; руководитель не дает указаний; никакого сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от неформального лидера; позиция руководителя— незаметно в стороне от группы.

Чем выше уровень образования членов организации, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль управления.

Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом, а могут и не представлять одно и тоже лицо. Руководитель, в отличие от лидера, назначается официально, имеет право применять официально установленные санкции, несет ответственность перед законом за состояние дел в организации.

Важной проблемой деятельности организации является легитимность. Легитимность это – положительная оценка, принятие власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие ей подчиняться.

М.Вебер в своей концепции легитимного господства затрагивает проблему харизмы. Харизматическим лидером является человек, способный воздействовать на массу с большой эмоциональной силой, независимо от того, какие религиозные или политические идеи он олицетворяет. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Источником личной преданности харизматическому вождю является эмоционально окрашенная вера в его особый дар.

Все современные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. В обыденном сознании понятие бюрократия выражает отношение к деятельности специализированной группы (государственных) служащих, а именно упрек этой группе со стороны общества в волоките, неэффективности, расточительности, в злоупотреблении той властью над другими группами в обществе, которой она располагает. В концепции М.Вебера бюрократия понимается как образец рациональной организации, необходимого исполнителя функции управления. Бюрократия — это слой высококвалифицированных специалистов умственного труда, крупномасштабная организация, состоящая из чиновников различных рангов. М.Вебер считал, что бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей. Когда инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью, тогда речь идет о негативной бюрократии. Отклонения могут принимать самые разные формы — от взяток до мафиозных систем.

 

Тема 8. Социальное неравенство

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.