Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Cоциальное действие




Основные виды социальных институтов

Понятие и функции социальных институтов

Основные виды социальных институтов

Понятие и функции социальных институтов

В социологии различают первичную и вторичную девиации. Первичная девиация — отклонение в поведении, нарушающее социальные нормы, но, как правило, проходящее незамеченным агентами социального контроля. Вторичная девиация — отклонение в поведении, вырабатывающееся у индивида в ответ на реакции других индивидов на его поступки.

Существует два типа девиантов:

Ингрупповой девиант — человек, проявляющий девиантность по отношению к конкретной группе, а не просто к социальным нормам. На таком человеке часто фокусируется внимание, он объединяет людей вокруг себя (например, деревенский дурачок, взводный клоун, толстяк в дружеской компании).

Социальные девианты (проститутки, наркоманы, правонарушители, представители богемы, аферисты, карточные шулеры, сутенеры) представляет собой коллективное отрицание социального порядка.

Различают следующие основные типы отрицательного отклоняющегося поведения: деструктивное, асоциальное и делинквентное поведение.

Деструктивное поведение причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам (мазохизм).

Асоциальное поведение причиняет вред личности и социальным общностям и проявляется в алкоголизме, наркомании, бродяжничестве.

Крайней формой отрицательных отклонений является преступное поведение (делинквентное). Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм, выражается в нарушении трудовой и воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Девиация выполняет противоречивые функции по отношению к культуре и обществу потому что, с одной стороны, представляет угрозу порядку, стабильности и устойчивости общества, с другой - поддерживают эту стабильность через адаптацию к социальным изменениям. Успешная деятельность социальных структур эффективна тогда, когда порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения окружающие ожидают от него самого, на основе его социального статуса. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Порядок, культура и общество в целом разрушаются, когда люди утрачивают чувство ожидаемого поведения и отклонения становятся многочисленными, групповыми. Это происходит в период отвержения людьми важнейших ценностей и когда нравственные нормы перестают контролировать поведение. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Однако с другой стороны, отклоняющееся поведение (особенно культурно одобряемое) является одним из способов адаптации культуры к социальным переменам. Поскольку нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы неизменным. Демографические всплески, технологические новшества и техногенные катастрофы, экологические проблемы, изменения физического окружения, информационные потоки и многое другое - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

 

3. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно подразделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции.

Биологические концепции (теории физических типов) девиации (Ч. Ломброзо, Э.Кретшмер, У.Шелдон) пытаются установить связь между физическими факторами и склонностью к преступлению. Основная предпосылка всех теорий типов состоит в том, что определенные физические черты предопределяют совершаемые личностью различные отклонения от норм. Авторы концепции считают, что некоторые люди плохи от рождения, имеют специфическое строение тела, врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. Итальянский врач Ломброзо считал, что «криминальный тип» есть резуль­тат деградации к более ранним стадиям человеческой эво­люции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бо­родка, длинные руки и пониженная чувствительность к боли. Но ошибка Ч.Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками. У.Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди с сильным и стройным телом, склонные к беспокойству, активные и не очень чувствительные к боли.

Психологические объяснения девиации связаны с анализом характера человека, проявляющего девиантное поведение. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З.Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее содержание. В этом случае может произойти отклонение от социальных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Социологический подход к описанию причин девиаций учитывает социальные и структурные факторы отклоняющегося поведения. Впервые социологическое объяснение девиации нашло отражение в теории аномии, предложенной Э.Дюркгеймом. Аномия («номос» — норма, «а» — отрицание) патология общественной жизни, рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов, в результате чего происходит дезорганизация людей, — все это способствует девиантному поведению. По мнению Дюркгейма, у человека отсутствуют какие-либо «естественные» ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

Американский социолог Р.Мертон считал, что причиной девиантного поведения является аномия — несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на основе одобряемых средств, они могут прибегнуть ко многим незаконным способам достижения этой цели.

Одним из важнейших подходов к объяснению причин преступности является теория стигматизации. Сторонники данной теории интерпретируют отклонения как процесс взаимодействия между девиантами и людьми без отклонений. Стигматизация — это процесс выделения и «клеймения» человека на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения к нему общественных санкций, стереотипного набора социальных реакций. Термин «стигма» (клеймо, ярлык) указывает на постыдный статус индивида. В социальной основе стигматизации лежат сложившиеся в конкретном обществе исторические, религиозные и социальные предрассудки, которые сводятся, чаще всего, к представлениям об опасности и ущербности человека. Люди, имеющие более высокий социальный статус, представляющие силы закона и порядка, способные навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником «наклеивания» ярлыков. Нередко, если внешний вид или поступки индивидов воспринимаются как девиантные, то окружающие люди стремятся как-то обозначить девиантность «нарушителей»: «наклеивают ярлык» (стигму), применяют разнообразные формы наказания. Человек, однажды заклейменный, вероятнее всего, в дальнейшем будет рассматриваться как не внушающий доверия. Попытки социального контроля над «нарушителями» могут привести к усилению проявлений девиантности.

В последние годы большинство социологов и психологов считает, что отклоняющиеся формы поведения возникают в основном в результате совместного действия и психологических, и социальных факторов.

Тема 10. Социальные институты

Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальные институты (от лат. institutum — устройство, установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Базовыми социальными институтами принято считать государство, бизнес, семья, религия и образование.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного инсти­тута, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавле­ние отклоняющегося поведения.

Российский социолог С.С. Фролов считает необходимым выделить признаки, общие для социальных институтов. К ним он относит следующие:

1) установки и образцы поведения (почитание родителей);

2) символические культурные признаки (обручальное кольцо);

3) утилитарные культурные черты (дом для семьи);

4) устный и письменный кодексы (законы, правила);

5) идеология.

Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института называется институционализацией. Институционализация — это превращение спонтанного поведения людей в организованное («борьбы без правил» в «игру по правилам»).

Процесс институционализации включает в себя следующие этапы:

1.Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных социальных потребностей.

2.Другой предпосылкой процесса становления социального института является возникновение общих целей и мотивов, которые формируются в ответ на возникающие потребности, определяют условия совместной деятельности.

3.В процессе институционализации возникают и закрепляются социальные нормы и правила, обязательные для всех индивидов, включенных в состав социального института (например, устав вооруженных сил, устав партии). Общество также вырабатывает социальные санкции, направленные на поддержание норм и правил.

4.Формирование социального института сопровождается созданием системы социальных статусов и ролей.

5.Окончательное оформление социального института связано с усвоением индивидами новых стандартов поведения, определенных социальных ролей, символизацией институционализированных форм деятельности.

Институты выполняют множество функций в социальной системе:

1)удовлетворение социальных потребностей;

2)закрепление социального опыта, его трансляция от поколения к поколению, и тем самым, поддержание общественного равновесия;

3)регулирование деятельности людей согласно общим правилам;

4)интеграция и сплочение людей;

5)распространение информации внутри института и между институтами.

Однако в деятельности социальных институтов могут наблюдаться и дисфункции — нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета. Так бывает, когда социальные институты не справляются со своими обязанностями. Например, школы и вузы выдают дипломы иногда невеждам и дилетантам. Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Они указывают на возможность получения от института гораздо большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Латентные функции — это те последствия существования социального института, которые не входили в намерение человека или социальной группы. Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

 

Все социальные институты можно подразделить на формальные и неформальные. Функции, средства и методы действия неформальных институтов не находят выражения в формальных правилах, (например, религия, дружба). Функционирование формальных институтов детально регулируется предписаниями законов (например, президентство).

В социологии принято выделять следующие типы социальных институтов.

Экономические институты представляют собой всю систему производства, распределения, торговли и финансов: собственность, деньги, банки, рынок, конкуренция. Политические институты связаны с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций. Социально-культурные институты заняты созданием и распространением культуры. Институт образования направлен на воспитание молодых людей, овладение знаниями, навыками, умениями. Институт религии помогает человеку обрести смысл жизни. Институты брака и семьи регулируют самосохранение общества через воспроизводство. Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение) способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации. Американский социолог У.Самнер выделяет институты самоутверждения (мода, этикет).

Выделяют главные и неглавные институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практики. Например, государство как политический институт включает в себя институт президентства, институт права, институт выборной кампании, суд, армию, милицию, парламент и др. Разумеется, эти институты прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный облик и содержание. Изменение структуры потребностей в обществе приводит к изменению социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные. Так, институт дуэлей потерял свою значимость в современном мире и остался только в коллективной памяти.

Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. В своем историческом развитии данный институт прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Семья — социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Главными фазами этого цикла являются:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Типы семейных структур многообразны, различаются в зависимости от характера супружества и особенности родства. По числу родителей семьи бывают: полные (наличие обоих родителей) и неполные (отсутствие одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (родители и зависимые от них дети) и расширенную (нуклеарная и родственники). В зависимости от размера брачной группы различаются: полигамия (коллективный брак) и моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины). Полигамия имеет две разновидности: полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Семья как социальный институт выполняет следующие функции: репродуктивную (биологическое воспроизводство населения), воспитательно-регулятивную (социализация молодого поколения, моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), экономическую (получение материальных средств одних членов семьи для других), эмоционально-коммуникативную (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки), досуговую (организация рационального досуга, взаимообогащение интересов).

 

Вопросы к зачету:

1. Специфика социологического знания

2. Социологическое исследование

3. Методы сбора социологической информации

4. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.

5. Социализация личности

7. Теории социального взаимодействия

8. Функционирование и отличительные признаки общества

9. Типология общества

10. Социальные группы и их разновидности

11. Социальные организации и управление

12. Социальная стратификация

13. Теории социальной стратификации

14. Социальная мобильность

15. Понятие и функции социального контроля

16. Девиантное (отклоняющееся) поведение и его виды

17. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

18. Понятие и функции социальных институтов

19. Основные виды социальных институтов

20. Культура и ее функции. Многообразие культур

Основная литература:

 

1. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 640 с.

2. Бабосов, Е.М. Социология. В 2 ч. Ч. 1. Общая социологическая теория / Е.М. Бабосов. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 384 с.

3. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

4. Горелов, А.А. Социология / А.А. Горелов. – М.: Московский лицей, 2002. – 400 с.

5. Добреньков, В.И. Социология: учеб. для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 624 с.

6. Злотников, А.Г. Социология и экономическая мысль / А.Г. Злотников. – Мн.: Современное слово, 2002. – 260 с.

7. Кравченко, А.И. Социология. Общий курс: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Персэ; Логос, 2002. – 640 с.

8. Социология: учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков [и др.]; под ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 544 с.

9. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс: учеб пособие для вузов / Ж.Т. Тощенко. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 527 с.

10. Фролов, С.С. Социология: учеб. для вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004. – 344 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.