Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Склад и фактура




ГАРМОНИЯ

Широкий смысл этого слова означает глубочайшую внутреннюю согласованность и соразмерность, простирающуюся от космического движения планет, до слаженного сосуществования, соразмерности сочетания, в том числе и музыкальных звуков в созвучии.

В музыке ГАРМОНИЕЙ считают и более конкретное явление – науку о созвучиях (аккордах) и соотношениях их друг с другом. Формирование гармонии было не менее длительным историческим процессом, чем формирование мелодических ладов, из недр мелодического многоголосия рождается и гармония, в соотношении созвучий опирающаяся на ладовые тяготения.

В гармонии две стороны: ФОНИЧЕСКАЯ (СТРУКТУРА СОЗВУЧИЯ И ЕГО КОНТЕКСТНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ) и ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (соотношения созвучий друг с другом, развернутые во времени).

ФОНИЧЕСКАЯ сторона зависит не только от СТРУКТУРЫ созвучия, но от его регистрового, тембрового, динамического воплощения, расположения, мелодического положения, удвоений, вследствие чего выразительная роль даже одного и того же созвучия бесконечно разнообразна. Чем сложнее созвучие по количеству звуков, по структуре созвучия, тем БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНА РОЛЬ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ ФАКТОРОВ. Известно, что острая диссонантность СМЯГЧАЕТСЯ при регистровом отдалении диссонирующих звуков. Двенадцатизвучный КЛАСТЕР в пределах одной октавы производит впечатление слитного звукового «ПЯТНА», а разнесенные в разные регистры три септаккорда, или четыре трезвучия – ощущение ПОЛИГАРМОНИИ.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ сторона имеет важное ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ значение, создавая благодаря тяготению созвучий ощущение реальной непрерывности времени, а гармонические КАДЕНЦИИ создают наиболее глубокие ЦЕЗУРЫ, отмечающие его расчлененность. Формообразующая роль функциональной стороны гармонии не исчерпывается гармоническими оборотами, (протяженность их может быть разной), а продолжается в тональном плане произведения, где соотношения тональностей образуют ФУНКЦИИ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА.

Фоническая и функциональная стороны имеют обратную связь: усложнение фонической стороны ослабляет ЯСНОСТЬ стороны функциональной, что в известной мере может компенсироваться за счет других средств выразительности (ритмических, тембровых, динамических. артикуляционных) поддерживающих ПОДОБИЕ функциональных связей или подчиняющих созвучия мелодическому направлению движения..

 

Фактура – иначе, музыкальная ткань, может иметь как обобщенное, так и КОНТЕКСТНОЕ значение. Фактура тесно связана с музыкальным складом, принципиальной координацией музыкальных средств.

Самый ранний из основных музыкальных складов – МОНОДИЯ, (одноголосие), в котором интонационные, ритмические, тембровые и динамические характеристики существуют как неразъединимое целое.

Многоголосие формируется из монодии исторически длительно и в нем создаются предпосылки для возникновения разных музыкальных складов – и полифонического и гомофонно-гармонического. ГЕТЕРОФОНИЯ (подголосочный склад) предваряет ПОЛИФОНИЮ, а БУРДОННОЕ ДВУХ- И ТРЕХГОЛОСИЕ –ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД.

В ГЕТЕРОФОНИИ неодноголосие возникает ЭПИЗОДИЧЕСКИ, ИЗ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ ОДНОГО мелодического голоса, что совершенно естественно для музыки устной традиции. Бурдонное многоголосие предполагает резкие различия разных пластов: длительно выдерживаемого звука или созвучия (инструментального, волыночного происхождения), на фоне которого развертывается более подвижный МЕЛОДИЧЕСКИЙ ГОЛОС.

Сам принцип РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ – безусловно, предтеча гомофонного склада. Ленточное двухголосие тоже предвещает полифонию, хотя оба голоса имеют одинаковое мелодическое значение (ленточное двухголосие – это УДВОЕНИЕ мелодического голоса первоначально в один и тот же интервал, первоначально в совершенный консонанс, позднее категорически изгнанный нормами более поздней полифонии) Позднее встречаются удвоения более свободные и разнообразные (дублировка в переменные интервалы), что придает голосам несколько большую самостоятельность, хотя и сохраняет их общую МЕЛОДИЧЕСКУЮ природу. В народной музыке значительно раньше чем в профессиональной возникает КАНОН двухголосное или трехголосное исполнение одной и той же мелодии, начинаемой РАЗНОВРЕМЕННО. Позднее канон (основа ИМИТАЦИОННОЙ ПОЛИФОНИИ) становится одним из важных факторов развития в профессиональной музыке.

ПОЛИФОНИЯ – многоголосие мелодически равноправных голосов. В полифонии (иное название – КОНТРАПУНКТ в широком смысле слова) функции голосов в одновременности НЕОДИНАКОВЫ. Здесь есть функция ГЛАВНОГО голоса и КОНТРАПУНКТА, или КОНТРАПУНКТОВ (в зависимости от количества голосов). Равноправие же и самостоятельность голосов обеспечиваются переходом этих функций из голоса в голос (циркуляция), а также ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩЕЙ РИТМИКОЙ, ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩЕЙ ДВИЖЕНИЕ (ритмическое торможение в одном из голосов компенсируется ритмической активностью других, что с одной стороны усиливает самостоятельность каждой линии, а с другой – усиливает времяизмерительную регулярность метроритма). Полифоническая фактура отличается интонационным единством и особой «демократичностью» соотношения голосов (благодаря незакрепленности функций, их постоянному перемещению из голоса в голос), вызывает ассоциации с беседой, общением, обсуждением темы, свободным движением-прогулкой.

В зрелой полифонии кристаллизуется важная динамическая формообразующая роль ГАРМОНИИ, активизирующей развитие САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ.

ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД – это многоголосие РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ (т.е., неравноправных голосов). ФУНКЦИЯ ГЛАВНОГО ГОЛОСА – МЕЛОДИИ - ПОСТОЯННО (или длительно) ЗАКРЕПЛЕНА ЗА ОДНИМ ИЗ ГОЛОСОВ (чаще всего, верхним, иногда – нижним, реже, средним). ГОЛОСА СОПРОВОЖДЕНИЯ ФУНКЦИОНЛЬНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫ – это функция БАСА, гармонической опоры, «фундамента», как и мелодия, выделенного регистрово и ритмически, и функция ГАРМОНИЧЕСКОГО ЗАПОЛНЕНИЯ, как правило, имеющая самое разнообразное ритмическое и регистровое воплощение. Гомофонная фактура чем-то похожа на координацию балетной сцены: на переднем плане – солист (мелодия), глубже – кордебалет – где есть солист кордебалета (бас), исполняющий более сложную, значительную партию, и артисты кордебалета (гармоническое заполнение) - (разные персонажи, костюмы и роль которых меняются в разных актах балета). Гомофонная фактура жестко координирована и функционально дифференцирована, в отличие от полифонической.

И в полифонической и в гомофонной фактуре нередко встречаются ДУБЛИРОВКИ (чаще всего – удвоения в тот или иной интервал, одновременные или последовательные). В полифонической музыке дублировки более типичны для музыки органной (большей частью достигаемой включением соответствующего регистра), в клавирной музыке они более редки. В гомофонной музыке дублировки распространены более широко применительно к отдельным фактурным функциям или захватывают все функции. Это особенно типично для оркестровой музыки, хотя широко распространено и в фортепианной и ансамблевой.

АККОРДОВЫЙ склад вернее всего отнести к промежуточным. С полифонией его сближает одинаковая природа голосов (гармоническая), а с гомофонным – функция баса, гармонической опоры. Но в аккордовом складе все голоса движутся в одном ритме (изоритмичны), что наряду с регистровой компактностью голосов не позволяет ВЕРХНЕМУ ГОЛОСУ СТАТЬ ГЛАВНЫМ ГОЛОСОМ (мелодией). Голоса равноправны, но это равноправие ходьбы строем. В аккордовом складе тоже встречаются дублировки: чаще всего, баса, усиливающее его функцию, или дублировки всех голосов. Выразительность такой музыки отличается большой сдержанностью, строгостью, иногда аскетизмом. От аккордового склада с легкостью происходит переход к гомофонно-гармоническому – достаточно ритмической индивидуализации ВЕРХНЕГО ГОЛОСА (см., например, начало медленной части из 4 сонаты Бетховена).

Музыкальные склады весьма часто взаимодействуют друг с другом, как последовательно, так и в ОДНОВРЕМЕННОСТИ. Так образуются СМЕШАННЫЕ СКЛАДЫ или СЛОЖНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ. Это может быть взаимодействие гомофонно-гармонического и полифонического складов (обогащение гомофонного склада функциями контрапунктов того или иного рода, или полифоническая форма, развертывающаяся на фоне гомофонного аккомпанемента), но и соединение нескольких разных музыкальных складов в фактурном контексте.

Формообразующая роль фактуры обладает значительными возможностями создания, как слитности, единства, так и расчлененности музыки. В классической и романтической музыке формообразующая роль фактуры проявляется, как правило, в крупном плане, для создания единства и.контрастов крупных разделов формы и частей циклов.. Выразительное значение смены в кратких построениях, широко распространенные в классической и романтической музыке, имеют, скорее выразительное, нежели формообразующее значение, подчеркивая многогранность образа. Существенных перемен в формообразующей роли фактуры в процессе исторического развития, пожалуй, не произошло.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.