КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Простые формы
ПЕРИОД Период – одна из самых гибких, универсальных, разнообразных музыкальных форм. Слово период (цикл, круг) предполагает некоторую завершенность или внутреннее единство. .В музыку это слово приходит из литературы, где означает распространенное высказывание, аналогичное абзацу печатного текста. Литературные абзацы бывают лаконичными и развернутыми, состоящими из одного или нескольких предложений, простых или сложных, с различной степенью законченности. Такое же разнообразие мы встречаем и в музыке. В связи со значительным разнообразием строения периода, ему трудно дать иное, чем ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ определение в гомофонной музыке. ПЕРИОД сложился как ТИПИЧНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ ГОМОФОННОЙ ТЕМЫ, ИЛИ ЕЕ ОСНОВНОГО НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА. В историческом развитии музыки менялось не только интонационная сторона, жанровые истоки музыкальной темы, но, что значительно существеннее, материальная сторона темы (ее СКЛАД, ПРОТЯЖЕННОСТЬ). В полифонической музыке изложение ТЕМЫ, как правило, ОДНОГОЛОСНОЕ и, нередко, ЛАКОНИЧНОЕ. ПЕРИОД ТИПА РАЗВЕРТЫВАНИЯ, широко распространенный в музыке Барокко, представляет собой длительный этап изобретательного вариантного развития и той или иной степени завершения изложенной ранее КРАТКОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ ТЕМЫ. Такой период нередко тяготеет к слитности или непропорциональной расчлененности, к тонально-гармонической разомкнутости. Разумеется, в музыке Баха и Генделя встречаются периоды и другого типа: краткие, из двух равных, нередко, одинаково начинающихся предложений (в сюитах и партитах, например). Но таких периодов значительно меньше. В гомофонной музыке – период – изложение всей темы или ее основного первого раздела. В основе периода – ГАРМОНИЧЕСКАЯ СТОРОНА, из которой вытекают СТРУКТУРНАЯ и ТЕМАТИЧЕСКАЯ. РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА является достаточно независимой от вышеназванных. С ГАРМОНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ существенны – тональный план (период ОДНОТОНАЛЬНЫЙ или МОДУЛИРУЮЩИЙ) и степень завершенности (ЗАМКНУТЫЙ – с устойчивой каденцией, и РАЗОМКНУТЫЙ – с неустойчивой, или без каденции). Крупные части периода, имеющие гармоническую каденцию называются ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, чем определяется следующая, СТРУКТУРНАЯ СТОРОНА. Если в периоде несколько предложений, то каденции в них чаще бывают различными. Вариантов их соотношений и степени различия – множество. Реже встречаются одинаковые каденции в разных по музыке предложениях (точное повторение периода НЕ ОБРАЗУЕТ). В КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ПОСТРОЕНИЯ МЕНЬШЕ ПЕРИОДА НЕ ПОВТОРЯЮТСЯ. Период же часто имеет обозначенное или выписанное (как правило, измененное) повторение. Повторением упорядочивается ритмическая сторона музыки (периодичность) и организуется восприятие. В СТРУКТУРНОМ плане бывают периоды. НЕДЕЛИМЫЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Их вполне уместно называть ПЕРИОД-ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ГАРМОНИЧЕСКАЯ КАДЕНЦИЯ - В КОНЦЕ. Название СЛИТНЫЙ ПЕРИОД – ХУЖЕ, поскольку внутри такого периода могут быть ясные и глубокие цезуры, не поддержанные гармоническими каденциями (главная партия сонаты Ми-бемоль мажор Гайдна, например). Часто встречаются периоды из ДВУХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Они могут быть простыми и СЛОЖНЫМИ. В сложном периоде две устойчивых каденции в РАЗНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ. Встречаются и простые периоды из ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Если предложений несколько – встает вопрос об их ТЕМАТИЧЕСКОМ СООТНОШЕНИИ. В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ПЕРИОДЫ МОГУТ БЫТЬ ПОВТОРНОГО СООТНОШЕНИЯ (простые и сложные периоды из двух предложений, периоды из трех предложений). В них предложения начинаются одинаково, похоже, или КОНСЕКВЕНТНО (одинаковые начала в РАЗНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ, секвенция на расстоянии). Тональные соотношения двух предложений весьма разнообразны уже в классической музыке. В дальнейшем историческом развитии они становятся еще разнообразнее и сложнее. Простые периоды из двух и трех предложений могут быть НЕПОВТОРНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО СООТНОШЕНИЯ (их начала не имеют очевидного сходства, прежде всего, мелодического). ЧАСТИЧНО ПОВТОРНОГО СООТНОШЕНИЯ могут быть только периоды из ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (сходные начала – в двух предложениях из трех – 1-2, 2-3, 1-3). РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА периода не столь непосредственно связана с тремя рассмотренными ранее сторонами. КВАДРАТНОСТЬ (степени числа 2 – 4, 8. 16, 32, 64 такта) создает ощущение пропорциональности, уравновешенности, строгой соразмерности. НЕКВАДРАТНОСТЬ (иные протяженности) – большей свободы, действенности. Внутри периода функциональная триада развертывается неоднократно и нерегламентированно. Интенсивность проявления формообразующих сил зависит, прежде всего, от характера музыки. КВАДРАТНОСТЬ и НЕКВАДРАТНОСТЬ образуются в зависимости от ДВУХ ПРИЧИН - ОТ ПРИРОДЫ ТЕМАТИЗМА (нередко, ОРГАНИЧЕСКИ НЕКВАДРАТНОГО) и ИНТЕНСИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ СИЛ. АКТИВИЗАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ силы вызывает РАСШИРЕНИЕ (развитие, возникающее до устойчивой каденции) вслед за этим возможна активизация ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ, вызывающей ДОПОЛНЕНИЕ (утверждение достигнутой устойчивости после каденции). Эти явления (дополнение, расширение), казалось бы, ясно разграниченные, нередко тесно переплетаются между собой. Так, расширение далеко не всегда уравновешивается дополнением. Иногда расширение возникает внутри уже начавшегося дополнения (см., например, главную партию финала «Патетической» сонаты Бетховена), Дополнение может быть прервано до устойчивого окончания (конец первого раздела Ноктюрна Фа мажор Шопена). В этом проявляется типичная как для отдельных средств выразительности, так и для музыки в целом. ПЕРЕМЕННОСТЬ ФУНКЦИЙ. В классической инструментальной музыке период не встречается как самостоятельная форма (изредка можно встретить период как форму небольшой арии). В романтической и более поздней музыке широко распространяется жанр инструментальной и вокальной МИНИАТЮРЫ (прелюдии, листки из альбома, различные танцы и т. п.) В них период, нередко, используется как самостоятельная форма (бывает, ее называют ОДНОЧАСТНОЙ формой). Сохраняя все разнообразие структурной, тематической и ритмической сторон, в тонально-гармоническом отношении период становится однотональным и завершенным, практически, без исключений (хотя внутреннее тонально-гармоническое развитие может быть интенсивным и сложным – у Скрябина и Прокофьева, например). В периоде как самостоятельной форме может значительно возрастать протяженность расширений и дополнений. В дополнениях нередко возникают моменты репризности. В вокальной, преимущественно, музыке возможны инструментальные вступления и коды-постлюдии. Универсальная гибкость формы периода подтверждается нередким наличием в нем признаков других, более крупных музыкальных форм: двухчастной, трехчастной, сонатной экспозиции, признаков рондообразности, сонатной формы без разработки. Эти признаки обнаруживаются уже в классической музыке и усиливаются в музыке более поздней (см., например, Ноктюрн ми минор Шопена, его же Прелюдию си минор, Прелюдию ор. 11 Лядова, Мимолетность №1 Прокофьева) Разнообразие в строении периода обусловлено РАЗНЫМИ ИСТОКАМИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ИХ ДРУГ С ДРУГОМ. Стоит напомнить, что один из них – ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ТИПА РАЗВЕРТЫВАНИЯ с его тяготением к слитности или непропорциональной расчлененности, тонально-гармонической разомкнутости, интенсивности вариантного развития. Другой – СТРУКТУРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ с их ясностью и простотой тематических и ритмических соотношений.
Так называется многочисленная и разнообразная группа форм из нескольких частей (обычно, двух или трех). Их объединяет сходная функция (импульс для формы в целом) и форма 1 части (период того или иного строения). Далее следует стадия ТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ и завершения, выраженного так или иначе. В простых формах встречаются ВСЕ ВИДЫ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТНОЕ, ВАРИАНТНО-ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ, ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ). Нередко, разделы простых форм повторяются точно или варьированно. Формы с ПРОДОЛЖАЮЩИМ развитием следует называть ДВУХТЕМНЫМИ. Разнообразие в строении простых форм обусловлено теми же причинами, что и разнообразие строения периода (разные истоки происхождения: формы барочной полифонии и структуры народной музыки). Можно предположить, что разновидности простой двухчастной формы несколько «старше», чем трехчастной, поэтому их и рассмотрим вначале. Из трех разновидностей простой двухчастной формы одна ближе всего к старинной двухчастной форме. Это ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ОДНОТЕМНАЯ БЕЗРЕПРИЗНАЯ ФОРМА. В ней первая часть весьма часто бывает МОДУЛИРУЮЩИМ (обычно, в доминантовом направлении) периодом (в этом несомненное сходство с 1 частью СТАРИННОЙ ДВУХЧАСТНОЙ формы, а 2 часть дает ее вариантное развитие,. заканчиваясь в ГЛАВНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ. Как и в старинной двухчастной, во 2 части функция РАЗВИТИЯ выражена более рельефно, а, нередко, и более продолжительно, чем функция ЗАВЕРШЕНИЯ, проявляющаяся в ТОНАЛЬНОЙ ЗАМКНУТОСТИ. Другой предполагаемой моделью ПРОСТОЙ ДВУХЧАСТНОЙ ОДНОТЕМНОЙ БЕЗРЕПРИЗНОЙ ФОРМЫ служит период из двух предложений неповторного тематического соотношения, где 2 предложение также выполняет функцию РАЗВИТИЯ по отношению к 1 (развития обычно ВАРИАНТНОГО). Соотношение протяженности частей как в старинной двухчастной, так и в двухчастной однотемной гомофонной двухчастной форме бывает разным: бывают равнопротяженные соотношения, но, нередко, 2 часть больше 1, иногда, значительно. Функциональное соотношение частей выглядит следующим образом: 1 ч. –I, 2 –MT. Две других разновидности простой двухчастной формы имеют корни в НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ. ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ДВУХТЕМНАЯ ФОРМА опирается на принцип простого сопоставления, на принцип КОНТРАСТНОЙ ПАРНОСТИ, очень типичный для народного искусства (песня – танец, сольное – хоровое). Прообразом такой формы может служить и одна из синтаксических структур – пара периодичностей. Смысловое соотношение двух тем может иметь три варианта: РАЗНЫЕ РАВНОПРАВНЫЕ(главная партия 1 части 12 фортепианной сонаты Моцарта/К-332/; ОСНОВНАЯ – ДОПОЛНЯЮЩАЯ (запев – припев) – (тема финала 25 сонаты Бетховена); ВСТУПИТЕЛЬНАЯ – ОСНОВНАЯ (ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ ФИНАЛА 12 СОНАТЫ Моцарта /К- 332/). Именно в этой разновидности формы 2 часть часто бывает написана в форме периода, поскольку ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ развитие - ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ, а период наиболее типичная для этого форма. Таким образом, функция развития и завершения (mt) вуалируется функцией ИЗЛОЖЕНИЯ новой темы (I).Протяженность тем может быть одинаковой или различной. ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ РЕПРИЗНАЯ форма отличается ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛНОТОЙ и РАЗГРАНИЧЕННОСТЬЮ, РИТМИЧЕСКОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬЮ, имеющей весьма важное значение в этой разновидности. 1 часть в ней, как правило, период из 2 предложений (часто, модулирующий, повторного или неповторного соотношения равнопротяженных предложений). 2 часть делится на два раздела: СЕРЕДИНУ (M), по протяженности равную одному предложению, и РЕПРИЗУ (t), повторяющую точно или с изменениями одно из предложений 1 части. В СЕРЕДИНЕ чаще всего происходит ВАРИАНТНОЕ или ВАРИАНТНО-ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ развитие 1 части, как правило, без устойчивого окончания. Изменения в РЕПРИЗЕ могут быть как чисто гармоническими (невозможен точный повтор, а 1 предложения из-за неустойчивой каденции, а 2 – из-за модуляции), так и более существенными и разнообразными (в 1 разделе медленной части 1 сонаты Бетховена, например). В РЕПРИЗЕ довольно редки расширения и дополнения, поскольку нарушается уравновешенность пропорций, типичная для этой разновидности (см., например, медленную часть сонаты Ми-бемоль мажор Гайдна, прелюдию ор. 11 №10 Скрябина). Из-за небольшой протяженности СЕРЕДИНЫ, продолжающее развитие в ней и глубокий контраст – большая редкость (см., например, 11 Мимолетность Прокофьева). Можно предположить, что из ПРОСТОЙ ДВУХЧАСТНОЙ РЕПРИЗНОЙ ФОРМЫ «ВЫРАСТАЕТ» ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА. В ПРОСТОЙ ТРЕХЧАСТНОЙ ФОРМЕ также встречаются РАЗНЫЕ ВИДЫ РАЗВИТИЯ. Она может быть ОДНОТЕМНОЙ (с вариантным развитием во 2 части – СЕРЕДИНЕ), ДВУХТЕМНОЙ (с продолжающим развитием), и со СМЕШАННЫМ развитием (с вариантно-продолжающим, или сменяющими друг друга продолжающим и вариантным, в той или иной последовательности. Существенное отличие от простой двухчастной репризной формы – ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЕРЕДИНЫ. Она не меньше 1 части, а иногда и больше ее (см., например, 1 раздел Скерцо из 2 сонаты Бетховена). Для середины простой трехчастной формы характерно значительное усиление тонально-гармонической неустойчивости, разомкнутости. Нередко бывают связки, предыкты к репризе. Даже в двухтемной трехчастной форме (с продолжающим развитием) новая тема редко излагается в форме периода (см., например, мазурку Ля-бемоль мажор Шопена ор. 24 № 1). Редкое исключение - мазурка соль минор Шопена ор.67 №2, где 2 часть – тема в форме периода. После этой повторенной темы есть развернутая одноголосная связка к репризе. Репризы можно разделить на два типа: ТОЧНЫЕ и ИЗМЕНЕННЫЕ. Диапазон встречающихся изменений очень широк. ДИНАМИЧЕСКИМИ (или ДИНАМИЗИРОВАННЫМИ) можно считать только такие измененные репризы, в которых усиливается тонус экспрессии, напряжения (см., например, репризу 1 раздела менуэта из 1 сонаты Бетховена). Напряжение экспрессии может и снижаться (см., например, репризу 1 раздела Allegretto из 6 сонаты Бетховена). В измененных репризах необходимо говорить о характере произошедших изменений, поскольку смысловое значение реприз широко и неоднозначно. В измененных репризах центробежная сила сохраняет и проявляет активность, поэтому функция завершения (T), связанная с активизацией силы центростремительной, продолжается в ДОПОЛНЕНИИ или КОДЕ (значение их одинаково, но кода отличается большей смысловой значительностью, самостоятельностью и протяженностью). Кроме разновидностей простых двухчастных и трехчастных форм, встречаются формы похожие на ту или другую, но не совпадающие с ними. Для них целесообразно воспользоваться предложенным Ю.Н. Холоповым названием ПРОСТАЯ РЕПРИЗНАЯ ФОРМА. В такой форме середина равна половине 1 части (как в ПРОСТОЙ ДВУХЧАСТНОЙ РЕПРИЗНОЙ ФОРМЕ), а реприза равна 1 части или больше ее. Такая форма часто встречается и в музыке классиков и романтиков (см., например, тему финала сонаты Гайдна Ре мажор №7, 1 и 2 менуэты из сонаты Моцарта № 4 /К-282/, 1 раздел мазурки Шопена ор. 6 №1). Встречаются и несколько другие варианты. Середина может быть больше половины 1 части, но меньше, чем вся 1 часть, реприза же содержит интенсивное расширение – 2 часть 4 сонаты Бетховена. Середина как в двухчастной форме, а реприза расширена почти до протяженности 1 части – Largo appassionato из 2 сонаты Бетховена. В простых формах широко распространены повторения частей, точные и варьированные (точные более типичны для подвижной музыки, а варьированные – для лирической). В двухчастных формах может быть повторена каждая часть, только 1, только 2, обе вместе. Повторения в трехчастной форме косвенно подтверждают ее происхождение от репризной двухчастной. Самые распространенные повторения частей – повторение 1 и 2-3 вместе, повторение только 1 части, только 2-3 вместе. Повторение всей формы целиком. Повторение каждой части трехчастной формы, только 2 части (мазурка соль минор Шопена ор. 67 №2), или только 3 части – встречаются ВЕСЬМА РЕДКО. Уже в классической музыке простые формы применяются и как самостоятельные, и как формы развитого изложения тем и разделов в других (в сложных формах, вариациях, рондо, сонатной форме, рондо-сонате). В историческом развитии музыки простые формы сохраняют оба значения, хотя в связи с распространением жанра МИНИАТЮРЫ в инструментальной и вокальной музыке ХIХ–ХХ века их самостоятельное применение увеличивается.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |