Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сонатная форма




 

Среди гомофонных форм сонатная отличается максимальной гибкостью, разнообразием и свободой (по количеству тематического материала, его структурному оформлению, размещению контрастов), прочной логической связью разделов, устремленностью развертывания.

Корни сонатной формы внутри музыки барокко. В старинной двухчастной форме, в фуге и старинной сонатной важнейшую роль играла активность тональных соотношений, создающая предпосылки органичного и устремленного развертывания музыки.

Внутри сонатной экспозиции также лежит соотношение двух тональных центров, дающих названия тематическим разделам - ГЛАВНОЙ партии и ПОБОЧНОЙ партии. В сонатной экспозиции есть моменты, отличающиеся значительной многофункциональностью, гибкостью, «эластичностью». Это, прежде всего – СВЯЗУЮЩАЯ партия, и, нередко, ПОБОЧНАЯ, течение которой может быть осложнено «зоной перелома», что способствует еще большему разнообразию строения.

ГЛАВНАЯ партия всегда обладает свойством ХАРАКТЕРНОСТИ, во многом определяющей не только течение сонатной формы, но, нередко, и всего цикла.

В тонально-гармоническом отношении главные партии могут быть однотональными и модулирующими, замкнутыми и разомкнутыми, чем определяется большая устремленность развертывания или большая размеренность и структурная расчлененность течения.

В смысловом отношении главные партии бывают ОДНОРОДНЫМИ и КОНТРАСТНЫМИ, предопределяющими большую импульсивность развертывания. Протяженность главных партий колеблется в довольно широких пределах – от одного предложения (в Первой сонате Бетховена, например) до развернутых простых форм (Двенадцатая соната Моцарта, симфонии Чайковского) и тематических комплексов (Восьмая соната Прокофьева, симфонии Шостаковича). Однако, чаще всего, главные партии представляют собой ПЕРИОД того или иного строения.

Основная функция СВЯЗУЮЩЕЙ ПАРТИИ – ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ТОНАЛЬНО-ГАРМОНИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ – может осуществляться и при отсутствии данного раздела, смещаясь в окончание модулирующей или разомкнутой главной партии. Но кроме основной функции возможны и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ. Это – а) РАЗВИТИЕ ГЛАВНОЙ ПАРТИИ, б) ЗАВЕРШЕНИЕ ГЛАВНОЙ ПАРТИИ, в) - ВНЕСЕНИЕ ОТТЕНЯЮЩЕГО КОНТРАСТА, г) ИНТОНАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПОБОЧНОЙ ПАРТИИ, которые могут по-разному сочетаться и комбинироваться друг с другом. Связующая партия может строиться на элементах главной партии или самостоятельном материале, как рельефном, так и фоновом. Этот раздел может не только связывать главную и побочную партии (служить безцезурным переходом между ними), но и разделять эти тематические «территории», или примыкать к одной из них. Далеко не всегда в связующей партии происходит модуляция в тональность побочной. Обычно, в связующей партии усиливается тонально-гармоническая неустойчивость и наличие каких-то завершенных структур считается нетипичным. Однако, при выраженной функции оттеняющего контраста, в связующей партии не так редко можно встретить модулирующий период (в первой и второй частях Седьмой сонаты Бетховена, например, в Четырнадцатой сонате Моцарта К-457), а интонационно-мелодическая рельефность может быть более яркой, чем в главной партии. Протяженность связующих партий колеблется в широких пределах (от полного отсутствия или очень кратких построений, в Пятой симфонии Бетховена, «Неоконченной» симфонии Шуберта, например), до построений значительно превышающих главную партию. В связи с этим течение сонатной экспозиции, ее структурное членение становится еще более разнообразным.

ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ, как правило, развертывается в тональностях доминантового значения. Она может быть представлена новым тональным и фактурным вариантом главной партии (в однотемной сонатной форме) или новой темой или несколькими темами, соотношение которых друг с другом может быть весьма различным. Нередко течение побочной партии осложняется вторжением элементов главной или связующей партий, резкими гармоническими сдвигами, смысловой драматизацией. Это снижает устойчивость побочной партии, расширяет ее и предвещает дальнейшее развитие. Нередко, обширные зоны перелома возникают в музыке вовсе не драматического характера, а в безмятежно-жизнерадостной (например, в фортепианной сонате Ре мажор Гайдна). Такое явление, как зона перелома, достаточно частое, но вовсе не обязательное. В побочных партиях относительно редко складываются типовые музыкальные формы, хотя и они не исключаются. Так, можно встретить форму периода (повторенный период в побочной партии финала Первой фортепианной сонаты Бетховена, в медленной части его же Седьмой сонаты), трехчастные формы (в Пятой и Шестой симфониях Чайковского).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ, утверждающая тональность побочной партии вносит противоречие между завершающим характером музыки и тональной разомкнутостью крупного раздела, делая логически необходимым дальнейшее течение музыкальной формы. По смыслу заключительная партия может относиться непосредственно к побочной партии, или же ко всей экспозиции. В классической музыке заключительные партии, как правило, лаконичны. Для них типично неоднократное кадансирование. Тематический материал может быть самостоятельным (рельефным или фоновым) или опираться на элементы уже прозвучавших тем. Позднее протяженность заключительных партий иногда увеличивается (в некоторых сонатах Шуберта, например) и становится тонально самостоятельной.

Прочной традицией классической и более поздней музыки было повторение сонатной экспозиции. Поэтому в первой вольте заключительной партии нередко происходило возвращение в главную тональность. Разумеется, и в классической музыке повторение экспозиции происходит не всегда (его нет, например, в некоторых поздних сонатах Бетховена; экспозиция, как правило, не повторяется в сонатных формах в медленном темпе).

РАЗРАБОТКА – очень свободный раздел по использованию тематического материала, способам развития, тональному плану, структурной расчлененности и протяженности. Общее свойство разработок УСИЛЕНИЕ ТОНАЛЬНО-ГАРМОНИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ. Весьма часто разработки начинаются с развития «крайних» тематических и тональных точек экспозиции – с развития элементов либо главной, либо заключительной партии в тональности окончания экспозиции, одноименной к ней, или одноименной к главной тональности. Наряду с разработочным развитием нередко используется вариантное и вариантно-продолжающее, возникают как бы новые темы, изложенные, нередко, в форме модулирующего периода (см. разработки первых частей Пятой и Девятой фортепианных сонат Бетховена). В разработке может развиваться как весь тематический материал экспозиции, так и, преимущественно, одна тема или тематический элемент (половина разработки Девятой фортепианной сонаты Моцарта К-311 строится на развитии последнего мотива заключительной партии). Весьма типично имитационно-полифоническое развитие тематических элементов, а также интеграция элементов разных тем в одну. Тональные планы разработок очень разнообразны и могут быть системно выстроенными (по тональностям терцового соотношения, например) или свободными. Весьма типично избегание главной тональности и общее оминоривание ладового колорита. Разработки могут быть слитными или разделенными на несколько цезурно отграниченных построений (обычно, два или три). Протяженность разработок колеблется в широких пределах, но минимальная составляет треть экспозиции.

Многие разработки заканчиваются предыктами, нередко весьма протяженными. Их гармоническая структура не ограничивается доминатовым предыктом, а может быть гораздо более сложной, затрагивать ряд тональностей. Типичный признак предыктового раздела – отсутствие рельефных мелодических элементов, «обнажение» и нагнетание гармонической энергии, заставляющее ожидать дальнейших музыкальных «событий».

 

В связи с особенностями наступления репризы она может восприниматься с большей или меньшей естественностью или неожиданностью

В отличие от других гомофонных форм, в сонатной реприза не может быть точной. Как минимум, в ней содержатся изменения тонального плана экспозиции. Побочная партия, как правило, проводится в главной тональности, сохраняя или изменяя экспозиционную ладовую окраску. Иногда побочная партия может звучать в субдоминантовой тональности. Наряду с тональными изменениями в репризе может происходить вариантное развитие, затрагивающее в большей степени главную и связующую партии. В отношении протяженности этих разделов могут происходить как их сокращение, так и расширение. Аналогичные изменения возможны и в побочной партии, но встречаются реже, для побочной партии более типичны вариантно-вариационные изменения.

Встречаются и специфические варианты сонатных реприз. Это ЗЕРКАЛЬНАЯ реприза, в которой главная и побочная партии меняются местами, после побочной партии, начинающей репризу, обычно следует главная партия, после которой идет заключительная. СОКРАЩЕННАЯ реприза исчерпывается побочной и заключительной партиями. С одной стороны, сокращенная реприза является как бы наследием старинной сонатной формы, где собственно тональная реприза совпадала со звучанием побочной партии в главной тональности. Однако, в классической музыке сокращенная реприза встречается достаточно редко. Такую сокращенную репризу можно встретить во всех фортепианных и сонате для виолончели и фортепиано Шопена.

В классической музыке нередки повторения и разработки с репризой вместе. Но эта традиция оказалась менее прочной, чем повторение экспозиции. Результативность сонатной репризы, изменение смыслового соотношения тематических разделов, драматическая трактовка сонатной формы лишают повторение разработки с репризой органичной естественности.

КОДЫ в сонатной форме могут быть очень разнообразными, как в отношении тематического материала, так и по протяженности (от нескольких тактов, до развернутых построений, сравнимых с величиной разработки).

В процессе исторического развития сонатной формы обнаруживается тенденция ее индивидуализации, отчетливо проявляющаяся начиная с эпохи романтизма (Шуман, Шуберт, Шопен). Здесь, пожалуй, складывается два направления: «драматическое» (Шуман, Шопен, Лист. Чайковский, Малер, Шостакович) и «эпическое» (Шуберт, Бородин, Хиндемит, Прокофьев). В «эпической» трактовке сонатности - множественность тематизма, неторопливость развертывания, вариантно-вариационные методы развития

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.