Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рондо-соната




В РОНДО-СОНАТЕ оба формообразующих принципа находятся в состоянии ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, что создает большое количество вариантов. Рондообразность, обычно, влияет на жанровую природу тематизма, песенно-танцевального, скерцозного. Вследствие этого - структурная завершенность - главные партии весьма часто представляют собой простые формы, нередко с типичным для них повторением частей. Доминирование рондальности может проявляться в малоразвитых и кратких побочных партиях (как в финале Девятой фортепианной сонаты Бетховена, например). После экспозиции следует ЭПИЗОД, нередко структурно замкнутый, или ДВА ЭПИЗОДА, разделенных проведением главной партии. При доминирующей сонатности, как правило, в экспозиции бывают развернутые связующие партии, несколько тем побочной партии, зона перелома в них, после экспозиции следует РАЗРАБОТКА, в кодах тоже возможны разработочные процессы. Во многих случаях происходит паритетное соотношение обоих принципов, и после экспозиции в следующем разделе черты разработки и эпизода смешиваются. Реже встречается «СОКРАЩЕННЫЙ» вариант рондо-сонаты, состоящий из экспозиции и зеркальной репризы. Между ними возможна связка (финал фортепианной сонаты Моцарта до минор К-457).

Перейдем к рассмотрению экспозиции, которая заметно отличается от сонатной. В рондо-сонате она тематически и тонально замкнута, завершаясь проведением ГЛАВНОЙ ПАРТИИ В ГЛАВНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ (окончание ее может быть разомкнутым и служить гибким переходом к следующему разделу). В связи с этим изменяется функция заключительной партии. Ее начало утверждает тональность побочной партии, а продолжение возвращает в главную тональность, подводя к завершающей экспозицию главной партии. В рондо-сонатах Моцарта, как правило, заключительные партии весьма развитые, у Бетховена заключительные партии иногда отсутствуют (как в финале девятой сонаты, например). Экспозиция рондо–сонаты НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ (повторение сонатной экспозиции сохраняется исторически весьма длительно).

В репризе рондо-сонаты могут сохраниться оба проведения главной партии с изменением тональных соотношений, типичных для сонатной репризы. Однако, одно из проведений главной партии может быть пропущено. Если пропущено второе проведение главной партии - складывается обычная сонатная реприза. Если пропущено первое проведение главной партии образуется ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕПРИЗА (в рондо-сонате она встречается чаще, чем в сонатной форме). КОДА – раздел нерегламентированный и может быть любой.

Наиболее часто форма рондо-сонаты встречается в финалах сонатно-симфонических циклов. Именно рондо-соната бывает под жанровым обозначением RONDO. Реже встречается рондо-соната в отдельных произведениях (симфоническое скерцо Дюка «Ученик чародея», например, или несонатных циклов (вторая часть Песни и рапсодии Мясковского). Если расположить варианты рондо-сонаты по степени распространенности, получается следующий ряд: рондо-соната с ЭПИЗОДОМ, рондо-соната с РАЗРАБОТКОЙ, рондо-соната со СМЕШАННЫМИ ЧЕРТАМИ РАЗРАБОТКИ И ЭПИЗОДА, рондо-соната с ДВУМЯ ЭПИЗОДАМИ (или с эпизодом и разработкой, в той или иной последовательности), «СОКРАЩЕННАЯ» рондо соната.

Очень индивидуально построена экспозиция рондо-сонаты в финале Шестой фортепианной сонаты Прокофьева. Главная партия появляется после каждой из трех тем побочной партии, образуя свободное рондо (в репризе побочные партии звучат подряд).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.