Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Тезаурус курса




IV. Темы рефератов

1.Особенности научного познания (критерии научности).

2.Ненаука и ее структурные составляющие (квазинаука, паранаука, анормальная наука, антинаука, лженаука).

3.Специфика обыденно-практического, мифологического, художественно-образного и религиозного познания.

4.Основные функции науки и их специфика.

5.Предпосылки возникновения науки. Развитие науки как системы знаний.

6.Глобальные научные революции.

7.Мышление и его основные уровни.

8.Роль личностного знания в научном познании.

9.Социальное познание и его основные модели.

10.Специфика средств и методов в социально-гуманитарных науках.

11.Гипотеза как форма логического мышления

12.Термин как элементарная часть информации

13.Структура и виды аргументации. Логические требования к аргументации.

14.Дедуктивный и индуктивный методы доказательства.

15.Опровержение как способ аргументации.

16.Приемы ораторского мастерства.

17.Этическое измерение науки.

18.Сущность эксперимента в социальном познании.

19.Индуктивный и дедуктивный методы научного исследования.

20.Вера, мнение и знание.

21.Логические требования к информации.

22.Культура дискуссии.

23.Роль интуиции в научном познании

24.Роль личности исследователя в научном познании.

25.Природа гениальности.

26.Проблема ответственности ученого.


· Агностицизм – философское учение о непознаваемости объектов. Аргументы агностиков: несовершенство чувств человека, беспомощность конечного разума человека перед бесконечными тайнами природы.

· Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и связи между ними.

· Аналогия – установление сходства объектов в существенных признаках. Умозаключение по аналогии – рассуждение, в котором сравниваются два объекта и на основании сходства ряда признаков этих объектов делается вывод о сходстве и других признаков.

· Аргументация – полное или частичное обоснование какого-либо положения (суждения, системы суждений, концепции и пр.).

· Вера – способ освоения мира, основанный на принятии информации о нем без теоретических и практических доказательств.

· Верификация – проверка на подлинность, достоверность. Верифицируемость – принципиальная возможность такой проверки.

· Восприятие – одна из познавательных способностей человека, сущность которой состоит в воссоздании целостного образа объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств. Восприятие есть результат синтеза и интерпретации всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта.

· Гений – наивысшая степень проявления творческой способности, характеризующая как саму творческую личность, так и результат ее деятельности.

· Гипотеза – имеющее под собой определенные основания предположение о причинах или возможных следствиях явления, ненаблюдаемых связях между явлениями, а также процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном), доказательстве или опровержении.

· Гносеология – учение о познании, раздел философии, в котором определяются возможности и границы познания мира, выявляются условия достоверности и критерии истинности человеческого знания.

· Дедукция – метод рационального познания, состоящий в выведении следствий из совокупности исходных утверждений (посылок), переход от общего к частному.

· Детерминизм – представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место.

· Диалектика – универсальная теория и метод познания мира, представляющие весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии.

· Догматизм – стиль мышления, для которого характерна склонность к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем, формул, без учета меняющихся обстоятельств и конкретных условий.

· Закон – устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов.

· Индукция – метод рационального познания, с помощью которого осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса.

· Интуиция – непосредственное постижение истины, вещи, идеи при помощи прямого усмотрения, без промежуточных рассуждений и доказательств. Интуитивное знание носит индивидуальный характер, оно убедительно для самого человека, но для убеждения других необходимо прибегнуть к рациональному описанию и доказательству. Интуитивное знание может быть положено в основу гипотезы при наличии некоторых рациональных оснований.

· Истина – адекватное отражение действительности. Абсолютная истина – окончательное, предельно полное знание об объекте, которое не может быть опровергнуто со временем. Относительная истина, соответственно, – неполное и неокончательное знание.

· Классическая рациональность – специфический строй человеческого мышления, опирающийся на принципы классической (механистической) картины мира, классической логики, евклидовой геометрии. Возникновение классической рациональности, классической общенаучной парадигмы связано с трудами Коперника, Ньютона, Декарта, Бэкона, Галилея. Одним из важнейших принципов классической рациональности стал девиз Ф. Бэкона «Knowledge itself is power», известный у нас в неточном переводе «Знание-сила». Другим важным принципом можно считать изречение Ньютона «Hypotheses non fingo» – «Гипотез не измышляю». Т.е. сущность исследовательского метода Ньютона состояла в открытии наиболее общих закономерностей на основе наблюдений и опытов. Логическим завершением системы классической рациональности стал жесткий принцип детерминизма Лапласа, провозгласивший власть строгих механистических законов над миром природных явлений. Человек мог управлять этим миром, познавая эти законы и изобретая технологии, основанные на их следствиях.

· Критерии научности – требования, обеспечивающие интерсубъективность и достоверность научного познания (объективность, верифицируемость, фальсифицируемость, непротиворечивость, доказательность).

· Метод – система приемов и регулятивных принципов, организующая и дисциплинирующая процесс научного познания.

· Методика – алгоритм действий, дающий гарантированный результат.

· Методология – наука о методах, средствах и приемах научного познания; система методов, подходов, методик, применяемых для исследования конкретного фрагмента реальности.

· Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственного и эмоционального опыта; а также сам процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения их человеком.

· Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

· Научная картина мира – целостное представление о мире, в котором синтезированы научные знания об Универсуме с ценностными и мировоззренческими установками.

· Научная революция – понятие, введенное в научный оборот Т. Куном и означающее процесс смены парадигм.

· Неклассическая рациональность – стиль научного мышления, возникший в первые десятилетия ХХ в. Основные положения неклассической рациональности:

тезис о том, что истинность теорий относительна;

признание равноправия разных теоретических подходов к описанию одних и тех же физических явлений;

возможность и необходимость решения многих научные проблемы в рамках междисциплинарного подхода;

отказ от наглядности.

· Ощущение – процесс и результат отражения отдельного свойства познаваемого объекта.

· Парадигма – дисциплинарная матрица, принятая научным сообществом, которая включает в себя систему символов и понятий, общепризнанные представления о природе исследуемых процессов, ценности научного сообщества, набор образцов для решения проблем. Термин был введен в научный оборот Т.Куном в его книге «Структура научных революций» и впоследствии уточнялся.

· Проблема – суждение, или система суждений, содержащие в себе теоретически осознанный вопрос, противоречие. При этом не существует алгоритма разрешения данного вопроса, а само решение должно иметь существенную новизну.

· Синергетика – научное направление, изучающее проблемы самоорганизации сложных систем открытого типа с нелинейными обратными связями, обменивающиеся со средой энергией, веществом или информацией. Синергетика возникла в 1970-е гг. Значительный вклад в развитие ее идей внесли Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Ласло, С.П. Курдюмов и др.

· Синтез – воссоздание, конструирование объекта из элементов, выделенных с помощью анализа, путем перекомбинирования.

· Сознание – высший уровень психической активности человека, специфический способ его взаимодействия с реальностью.

· Теория – сложная и наиболее развитая форма организации научного знания, представляющая целостную и логически согласованную систему, дающую всеобъемлющее представление о существенных свойствах, закономерностях и связях определенного явления или области действительности. В широком смысле представляет комплекс идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

· Факт научный – форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания.

· Фальсификация – опровержение какого-либо утверждения, концепции, теории. Фальсифицируемость – принципиальная возможная опровержения, опровержимость. Принцип фальсифицируемости был предложен К. Поппером в качестве критерия научности.

· Эвристика – организация продуктивного творческого мышления, специальные (индуктивные, сократические, «мозговой штурм») методы, направленные на решение творческих задач, проблемных ситуаций, устранение противоречий в условиях неопределенности.

· Эксперимент – изучение явлений, процессов в контролируемых и управляемых условиях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.