КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Тезаурус курса
IV. Темы рефератов 1.Особенности научного познания (критерии научности). 2.Ненаука и ее структурные составляющие (квазинаука, паранаука, анормальная наука, антинаука, лженаука). 3.Специфика обыденно-практического, мифологического, художественно-образного и религиозного познания. 4.Основные функции науки и их специфика. 5.Предпосылки возникновения науки. Развитие науки как системы знаний. 6.Глобальные научные революции. 7.Мышление и его основные уровни. 8.Роль личностного знания в научном познании. 9.Социальное познание и его основные модели. 10.Специфика средств и методов в социально-гуманитарных науках. 11.Гипотеза как форма логического мышления 12.Термин как элементарная часть информации 13.Структура и виды аргументации. Логические требования к аргументации. 14.Дедуктивный и индуктивный методы доказательства. 15.Опровержение как способ аргументации. 16.Приемы ораторского мастерства. 17.Этическое измерение науки. 18.Сущность эксперимента в социальном познании. 19.Индуктивный и дедуктивный методы научного исследования. 20.Вера, мнение и знание. 21.Логические требования к информации. 22.Культура дискуссии. 23.Роль интуиции в научном познании 24.Роль личности исследователя в научном познании. 25.Природа гениальности. 26.Проблема ответственности ученого. · Агностицизм – философское учение о непознаваемости объектов. Аргументы агностиков: несовершенство чувств человека, беспомощность конечного разума человека перед бесконечными тайнами природы. · Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и связи между ними. · Аналогия – установление сходства объектов в существенных признаках. Умозаключение по аналогии – рассуждение, в котором сравниваются два объекта и на основании сходства ряда признаков этих объектов делается вывод о сходстве и других признаков. · Аргументация – полное или частичное обоснование какого-либо положения (суждения, системы суждений, концепции и пр.). · Вера – способ освоения мира, основанный на принятии информации о нем без теоретических и практических доказательств. · Верификация – проверка на подлинность, достоверность. Верифицируемость – принципиальная возможность такой проверки. · Восприятие – одна из познавательных способностей человека, сущность которой состоит в воссоздании целостного образа объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств. Восприятие есть результат синтеза и интерпретации всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. · Гений – наивысшая степень проявления творческой способности, характеризующая как саму творческую личность, так и результат ее деятельности. · Гипотеза – имеющее под собой определенные основания предположение о причинах или возможных следствиях явления, ненаблюдаемых связях между явлениями, а также процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном), доказательстве или опровержении. · Гносеология – учение о познании, раздел философии, в котором определяются возможности и границы познания мира, выявляются условия достоверности и критерии истинности человеческого знания. · Дедукция – метод рационального познания, состоящий в выведении следствий из совокупности исходных утверждений (посылок), переход от общего к частному. · Детерминизм – представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место. · Диалектика – универсальная теория и метод познания мира, представляющие весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. · Догматизм – стиль мышления, для которого характерна склонность к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем, формул, без учета меняющихся обстоятельств и конкретных условий. · Закон – устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. · Индукция – метод рационального познания, с помощью которого осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. · Интуиция – непосредственное постижение истины, вещи, идеи при помощи прямого усмотрения, без промежуточных рассуждений и доказательств. Интуитивное знание носит индивидуальный характер, оно убедительно для самого человека, но для убеждения других необходимо прибегнуть к рациональному описанию и доказательству. Интуитивное знание может быть положено в основу гипотезы при наличии некоторых рациональных оснований. · Истина – адекватное отражение действительности. Абсолютная истина – окончательное, предельно полное знание об объекте, которое не может быть опровергнуто со временем. Относительная истина, соответственно, – неполное и неокончательное знание. · Классическая рациональность – специфический строй человеческого мышления, опирающийся на принципы классической (механистической) картины мира, классической логики, евклидовой геометрии. Возникновение классической рациональности, классической общенаучной парадигмы связано с трудами Коперника, Ньютона, Декарта, Бэкона, Галилея. Одним из важнейших принципов классической рациональности стал девиз Ф. Бэкона «Knowledge itself is power», известный у нас в неточном переводе «Знание-сила». Другим важным принципом можно считать изречение Ньютона «Hypotheses non fingo» – «Гипотез не измышляю». Т.е. сущность исследовательского метода Ньютона состояла в открытии наиболее общих закономерностей на основе наблюдений и опытов. Логическим завершением системы классической рациональности стал жесткий принцип детерминизма Лапласа, провозгласивший власть строгих механистических законов над миром природных явлений. Человек мог управлять этим миром, познавая эти законы и изобретая технологии, основанные на их следствиях. · Критерии научности – требования, обеспечивающие интерсубъективность и достоверность научного познания (объективность, верифицируемость, фальсифицируемость, непротиворечивость, доказательность). · Метод – система приемов и регулятивных принципов, организующая и дисциплинирующая процесс научного познания. · Методика – алгоритм действий, дающий гарантированный результат. · Методология – наука о методах, средствах и приемах научного познания; система методов, подходов, методик, применяемых для исследования конкретного фрагмента реальности. · Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственного и эмоционального опыта; а также сам процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения их человеком. · Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. · Научная картина мира – целостное представление о мире, в котором синтезированы научные знания об Универсуме с ценностными и мировоззренческими установками. · Научная революция – понятие, введенное в научный оборот Т. Куном и означающее процесс смены парадигм. · Неклассическая рациональность – стиль научного мышления, возникший в первые десятилетия ХХ в. Основные положения неклассической рациональности: тезис о том, что истинность теорий относительна; признание равноправия разных теоретических подходов к описанию одних и тех же физических явлений; возможность и необходимость решения многих научные проблемы в рамках междисциплинарного подхода; отказ от наглядности. · Ощущение – процесс и результат отражения отдельного свойства познаваемого объекта. · Парадигма – дисциплинарная матрица, принятая научным сообществом, которая включает в себя систему символов и понятий, общепризнанные представления о природе исследуемых процессов, ценности научного сообщества, набор образцов для решения проблем. Термин был введен в научный оборот Т.Куном в его книге «Структура научных революций» и впоследствии уточнялся. · Проблема – суждение, или система суждений, содержащие в себе теоретически осознанный вопрос, противоречие. При этом не существует алгоритма разрешения данного вопроса, а само решение должно иметь существенную новизну. · Синергетика – научное направление, изучающее проблемы самоорганизации сложных систем открытого типа с нелинейными обратными связями, обменивающиеся со средой энергией, веществом или информацией. Синергетика возникла в 1970-е гг. Значительный вклад в развитие ее идей внесли Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Ласло, С.П. Курдюмов и др. · Синтез – воссоздание, конструирование объекта из элементов, выделенных с помощью анализа, путем перекомбинирования. · Сознание – высший уровень психической активности человека, специфический способ его взаимодействия с реальностью. · Теория – сложная и наиболее развитая форма организации научного знания, представляющая целостную и логически согласованную систему, дающую всеобъемлющее представление о существенных свойствах, закономерностях и связях определенного явления или области действительности. В широком смысле представляет комплекс идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. · Факт научный – форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания. · Фальсификация – опровержение какого-либо утверждения, концепции, теории. Фальсифицируемость – принципиальная возможная опровержения, опровержимость. Принцип фальсифицируемости был предложен К. Поппером в качестве критерия научности. · Эвристика – организация продуктивного творческого мышления, специальные (индуктивные, сократические, «мозговой штурм») методы, направленные на решение творческих задач, проблемных ситуаций, устранение противоречий в условиях неопределенности. · Эксперимент – изучение явлений, процессов в контролируемых и управляемых условиях.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |