Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Афоризмы о науке




VI. Вопросы к зачету

1.Сущность и функции науки.

Содержание понятий «знание», «понимание», «познание».

2. Критерии научности.

3. Научное знание и вненаучные формы знания, их специфика.

4. Проблема истинности знания.

Абсолютная и относительная истина.

5. Подходы к классификации наук.

6. Этапы развития науки, их основное содержание.

7. Дифференциация и интеграция наук.

Взаимодействие наук и их методов.

8. Динамика научного знания.

Модели развития науки (интерналистский, экстерналистский, кумулятивистский и антикумулятивистский подходы).

9. Динамика научного знания.

Модели развития науки (концепции К. Поппера, Т. Куна). Научные традиции и научные революции.

10. Мышление, его основные уровни.

11. Структура эмпирического познания.

12. Эмпирические методы исследования.

13. Специфика и структура теоретического познания.

14. Специфика социально-гуманитарных наук.

15. Общенаучные методы теоретического познания.

16. Общелогические методы и приемы исследования.

17. Понятие парадигмы.

Сущность классической (ньютоновской) и синергетической парадигм.

18. Понятие научного факта. Научные факты и их обобщение.

19. Постановка и разработка научных проблем.

20. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез.

21. Понятие научной теории.

Механизм формирования научной теории

22. Понятие научного закона. Процесс формирования научных законов.

23. Общая характеристика постановочного этапа научного исследования.

24. Содержание собственно исследовательского этапа научного исследования.

25. Содержание оформительско-внедренческого этапа научного исследования. Требования к оформлению письменных работ.

26. Логические требования к информации.

Способы ее обработки, сворачивания и оптимизации.

27. Термин и способы его определения. Виды некорректных определений.

28. Этика и наука.

29. Правила ведения дискуссии.

30. Понятие диалога. Правила ведения диалога. Типы и режимы диалога.


Истина

Главное препятствие познания истины – не ложь, а подобие истины.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910),

русский писатель.

Противоположность правильного высказывания – ложное высказывание. Но противоположностью глубокой истины может быть другая глубокая истина.

Нильс Бор (1885-1962),

датский физик.

Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок.

Томас Гексли (1825-1895),

британский биолог.

Всякой истине суждено одно мгновение торжества между бесконечностью, когда ее считают неверной, и бесконечностью, когда ее считают тривиальной.

Анри Пуанкаре (1854-1912),

французский физик и математик.

Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно».

Эрнест Резерфорд (1871-1937),

английский физик.

Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.

Томас Гоббс (1558-1679),

английский философ.

НАУКА И НЕНАУКА. КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ

Здравый смысл есть сумма предрассудков своего времени.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831),

немецкий философ.

Никакое человеческое исследование не может считаться истинной наукой, если оно не изложено математическими способами выражения.

Леонардо да Винчи (1452-1519),

итальянский художник.

В любой науке столько истины, сколько в ней математики.

Иммануил Кант (1724-1804),

немецкий философ.

Науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные.

Лев Ландау (1908-1968),

советский физик.

Существует лишь то, что можно измерить.

Макс Планк (1858-1947),

немецкий физик.

Науки делятся на физику и собирание марок.

Эрнест Резерфорд (1871-1937),

английский физик.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ

Я кажусь себе мальчиком, подбирающим красивые ракушки на берегу, тогда как вокруг простирается огромный океан непознанного.

Исаак Ньютон (1643-1727),

английский физик и математик.

Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы.

Артур Кларк (р. 1917),

английский писатель

Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать.

Станислав Лем (1921-2006),

польский писатель, философ.

НАУЧНЫЙ ФАКТ

Наука не сводится к сумме фактов как здание – к груде камней.

Анри Пуанкаре (1854-1912),

французский физик и математик.

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945),

русский советский ученый и философ.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832),

немецкий поэт.

Никакую проблему нельзя решить на том же уровне, на котором она возникла. (Вариант: «Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал»).

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик.

Наука всегда оказывается неправа. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых.

Бернард Шоу (1856-1950),

английский писатель.

ГИПОТЕЗА И ЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы.

Томас Гексли (1825-1895),

британский биолог

Гипотез не измышляю.

Исаак Ньютон (1643-1727),

английский физик и математик.

Наука – это кладбище гипотез.

Анри Пуанкаре (1854-1912),

французский физик и математик.

Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию. Но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть.

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик.

Научный закон и теория

Законы математики, имеющие какое-то отношение к реальному миру, ненадежны; а надежные математические законы не имеют отношения к реальному миру.

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик.

МЕТОД В НАУКЕ

Метод важнее открытия.

Лев Ландау (1908-1968), советский физик.

Если не грешить против разума, нельзя вообще ни к чему прийти.

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик.

Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.

Марк Твен (1835-1910),

американский писатель.

Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование – это развернутая истина.

Карл Маркс (1818-1883),

немецкий философ.

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Верно определяйте слова, и вы избавите мир от половины недоразумений.

Рене Декарт (1596-1650),

французский математик, физик, философ.

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ

Тот, кто в споре ссылается на авторитет, использует свою память, а не свой разум.

Леонардо да Винчи (1452-1519),

итальянский художник.

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало начать.

Блез Паскаль (1623-1662),

французский ученый и философ.

При наблюдении случай благоприятствует лишь подготовленным.

Луи Пастер (1882-1895),

французский ученый.

Если у меня работает молодой ученый и после двух лет приходит ко мне и спрашивает, что же ему делать дальше, я ему советую бросить работу в области науки, ибо, если человек не знает, что ему делать дальше, из него не выйдет ученый.

Эрнест Резерфорд (1871-1937),

английский физик.

ДИНАМИКА НАУКИ

Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они.

Исаак Ньютон (1643-1727),

английский физик и математик.

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Карл Маркс (1818-1883),

немецкий философ.

Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном.

Бернард Шоу (1856-1950),

английский писатель.

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях. Чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов. Истина нередко больше открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945),

русский советский ученый и философ.

 

НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Талант работает, гений творит.

Роберт Шуман (1810-1856),

немецкий композитор.

Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота.

Томас Эдисон (1847-1931)

американский изобретатель.

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик.

Интуиция и воображение

Наука не знает, чем она обязана воображению.

Эмерсон Ралф Уолдо (1803-1882),

американский писатель и философ

Воображение важнее, чем знание.

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик.

ЭТИКА НАУКИ

Не стоит обожествлять интеллект. У него могучие мускулы. Но нет лица.

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик.

Этика – это безграничная ответственность за все живые существа.

Альберт Швейцер (1875-1965),

немецкий теолог, философ, врач.

Мы сделали работу за дьявола (об атомной бомбе).

Роберт Оппенгеймер (1904-1967),

американский физик.

Глобальные проблемы цивилизации

Люди становятся орудиями своих орудий.

Генри Дэвид Торо (1817-1862),

американский философ.

Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.

Альберт Швейцер (1875-1965),

немецкий теолог, философ, врач.

 


Список литературы

Основная литература

1. Андреев, Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности / Г.И. Андреев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 294 с.

2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки / В.Ф. Берков. – М.: Новое знание, 2004. – 335 с.

3. Дягилев, Ф.И. Становление науки и ее методология: Учеб. пособ. для студ. вузов / Ф.И. Дягилев. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Пед. ин-та, 1998. – 358 с.

4. Кохановский, В.П. Философия науки / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 492 с.

5. Лебедев, С.А. Философия науки: Словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М.: Акад. проект, 2006.- 316 с.

6. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. – М.: Экзамен, 2005. – 528 с.

 

Дополнительная литература

7. Абовский, Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений / Н.П. Абовский. – М.: СИНТЕГ, 1998. – 294 с.

8. Альтшуллер, Г. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности / Г. Альтшуллер, И. Верткин. – Минск.: Беларусь, 1994. – 479 с.

9. Андреев, А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные, диссертационные работы / А.Ф. Андреев – М.: Ось-89, 2004.

10. Андреев, И.Д. О методах научного познания / И.Д. Андреев. – М.: Наука, 1964. – 184 с.

11. Гетманова, А,Д. Занимательная логика / А.Д. Гетманова. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 240 с.

12. Завгородний, А.И. Социология: Методика прикладных исследований / А.И. Завгородний, Н.В.Шахматова. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. – СПб: Соц.-психол. Центр, 1996. – 391 с.

13. Казаков, А.Н. Логика – I. Парадоксология /А.Н. Казаков, А.О. Якушев. – М.: АО «Аспект Пресс»,1994. –256 с.

14. Кохановский, В.П. Философия науки. Учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. – М.: ИКЦ «Март», 2006. – 496 с.

15. Кузнецов, И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ / И.Н. Кузнецов. – Минск: Сэр-Вит, 2000. – 252 с.

16. Рогожин, М. Как написать курсовую и дипломную работы / М.Рогожин. – СПб.: Питер, 2005. – 188 с.

17. Составление библиографической записи документов: метод. Пособие по курсу «Основы информационной культуры» / Сост. И.А. Березина. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. – 55с.

18. Федоров, Б.И.. Элементы логической культуры / Б.И. Федоров, Е.Н. Зубань, Г.П. Любимов, В.Е. Никитин. – СПб.: «Иван Федоров», 2001. – 152 с.

19. Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 551 с.

20. Шипунова, О.Д. Логика и теория аргументации / О.Д. Шипунова. – М.: Гардарики, 2005. – 270 с.

21. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для студ. вузов /В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000. – 595 с.


ПРиложения

Приложение 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.